В столице Грузии Тбилиси прошли Гражданские слушания на тему – “Южно-Кавказская молодежь: кто они, и потенциалом какого будущего являются?”. Мероприятие состоялось в рамках программы “Символический Кавказский Суд по Правам Человека и Гражданские слушания на службе демократии Кавказских стран” при поддержке Национального Фонда Содействия Демократии (National Endowment for Democracy – NED). Автор и директор программы – профессор Ниязи Мехти (Азербайджан). Организаторы – Альянс женщин за Гражданское общество (Азербайджан), Кавказский центр миротворческих инициатив (Армения), Кавказский центр гражданских слушаний (Грузия). От Азербайджана выступила Ирана Мамедова, от Армении – Эстер Палоян, от Грузии – Леван Джобава. Председатель комиссии – Гиоргий Канашвили, члены комиссии: Ниязи Мехти, Луиза Погосян, Теона Балавадзе. Предлагаем выступление Эстер Палоян полностью:
Тема армянской молодежи и потенциала ее будущего довольно обширна, и понятия, из которых она состоит, могут толковаться по-разному. Поэтому разрешите сначала объяснить, какой смысл я вложила в ключевые слова при освещении данного вопроса.
Говоря молодой человек, я имею ввиду человека, занятого важным делом, способного думать и претворять в жизнь задуманное. Ему есть что сказать, он стремиться к лучшему, не приспосабливается к окружающей действительности.
В таком понимании представителем молодежи не может считаться любой юноша или девушка, достигшие 18 лет. Те, кто не выполняет предназначение молодежи, автоматически переходят в состав других социальных групп.
Потенциал, в контексте моего подхода, это внутренняя энергия личности, ее могущество, вера в собственные силы. Следовательно, можно утверждать, что есть люди молодого возраста, не имеющего в себе потенциала.
И наконец, понятие будущее в моем докладе будет рассмотрено не в качестве хронологического этапа, а в качестве процесса изменения настоящего. Будущее, на то оно и названо отдельным словом, чтобы не быть полным воспроизведением настоящего. Ведь сохранение настоящего – это скорее застой, и никак не будущее.
Кто он, молодой армянин?
А теперь попробуем выяснить: кто он, наш главный герой, сегодняшний молодой человек – молодой армянин и молодая армянка? Вопрос не настолько прост как кажется. Если подойти на улице к юноше или девушке и спросить: кто ты?, они назовут свое имя, может быть учебное заведение, в котором учатся и не более того. Можно утверждать, что и на уровне отдельно взятых людей, и в армянском обществе в целом вопрос, который мы вынесли сегодня на обсуждение, не актуален.
Тем не менее, пользуясь своими личными наблюдениями, я могу разделить людей молодого возраста, проживающих в Армении на следующие 3 группы.
Первая группа – хронические бездельники. От нечего делать они играют в нарды, проводят время в беседках, ругают страну и весь мир из-за того, что им скучно. Девушки, соответственно – проводят время за чашками кофе, переживая за героев сериалов, и также недовольны Вселенной, которая не предлагает им ничего лучшего.
Доступная им работа или учеба – воспринимается как каторга. Безработица и неимение денег для них – просто высшая несправедливость. Потенциал этой группы равен потенциалу современных армянских бабушек и дедушек – людей пенсионного возраста.
Вторая группа – папины детки, сытые и обеспеченные, они уверены, что у них не может быть проблем, жизнь расстелена перед ними роскошным ковром – ведь их будущее застраховано папиными деньгами и папиным общественным положением. Потенциал этой группы равен потенциалу их пап.
Третья группа – это и есть сама молодежь, люди с жизненными принципами, собственными интересами, они не остаются без дела, стремятся выучиться, состояться как личность, найти свое место – иметь любимую работу и возможность отдыхать. Их будущее зависит от них самих, они и есть потенциал будущего.
Другой вопрос – как им сегодня живется?
Враг номер один: система образования
В Aрмении понятие «учиться» потеряло свое истинное значение. Почему? Давайте зайдем в любое высшее учебное заведение. Девушки находятся здесь, чтобы доказать, что они самые красивые в группе, а парни заняты завоеванием этих самых красивых. Вы, конечно, подумали, что это вполне нормальный процесс. Тогда предлагаю вам зайти в буфет во время лекций. Сколько студентов находится там? Больше, чем в аудиториях. Если прибавить к этому тот факт, что большинство девушек учатся, чтобы украсить дипломом свое приданное, а большинство парней, чтобы не отстать от своих сверстников – то что можно сказать по этому поводу?
В итоге все они платят кругленькую сумму за болтовню в буфете, за возможность отсыпаться на уроках и за то, чтобы быть не хуже других. Настоящие рыночные отношения. Даже если дипломы ВУЗов выставить на свободную продажу по более низким ценам, без требования посещать занятия – их мало кто купит. Игроки в нарды и папины детки видят большой смысл в такой «студенческой» жизни.
Тем не менее, в ВУЗах есть молодые люди – приблизительно 5 человек из ста – которые приходят сюда, чтобы получить высшее образование, которые считают, что через ВУЗ проходит дорога к их будущему.
Кто же сопровождает их на этом пути? Разные преподаватели-профессора. Одни из них – пузатые взяточники, которых вполне удовлетворяет общение с папиными детками и пенсионерами. Другие – согнувшиеся под тяжестью жизни «честные и нервные» люди, которые раздают за так, совершенно бесплатно «нужные» оценки.
На этом фоне, молодежь с ее жаждой знаний остается в меньшинстве и мешает всем, нарушая всеобщий покой. Система их вытесняет. Они вынуждены или оставить учебу, или смириться с потерей времени, заняться самообразованием, терпеть и верить, что кусок бумаги, полученный ими через несколько потерянных лет, все-таки является путевкой в будущее.
Наша образовательная система – враг молодежи. Молодой человек вынужден бороться против ее удушающей атмосферы. Эта борьба изматывает, многие не выдерживают и перестают быть молодыми.
Враг номер два – национальные устои
Конечно для молодых на первом месте друзья, развлечения, интернет и телевизор, а уже потом – учеба, будущее, работа, семья и остальные важные вопросы.
Несомненно, без интернета нельзя представить современную жизнь, но в Армении очень немногие в молодом возрасте делают в сети что-либо, кроме он-лайн игр, выставления лайк-ов, и общения в чатах. Просмотр фильмов, и тем более чтение книг в интернете – не является молодежным занятием в Армении.
Телевидение каждый день выворачивает на наши головы ведро мусора, после этой процедуры – в голове остаются лишь дурацкие сериальные сюжеты, герои шоу программ и навязчивые отрывки бездарных песен. По новостям мы видим то, что куплено за деньги, и не видим того, что происходит на самом деле: за показ действительности не платят.
На друзей уходит все свободное, в часто и несвободное время. Мы тратим его бессмысленно – на обходы магазинов и на сплетни.
В Армении большинство молодых людей выделяют под развлечения несколько дней в неделю. Развлечение – это в большинстве случаев – выпить и побродить по городу. Поедание пиццы – тоже развлечение.
Искать и находить другие способы для отдыха намного труднее, легче просто не отдыхать. Организация свободного времени для сегодняшней молодежи более сложная проблема, чем самообразование и поиски работы.
Кто выбирает?
Процесс принятия решений протекает соответственно национальным устоям. Уже с детства ребенку становится ясно, что не он решает какую одежду одеть, куда ему можно ходить, с кем общаться, не говоря уже о том, что не он решает, как ему думать по определенным вопросам. При такой жизни, когда в один прекрасный день нужно выбрать профессию – человек попадает в крайне затруднительное положение, потому что он вообще не привык выбирать и принимать решения. И тут ему сразу на помощь приходит семья. Он станет врачом, например, потому что так хотят родители. Или же можно иметь «свое мнение», посмотрев, что решили друзья. Если все идут в юристы – то легче пойти со всеми.
То же самое происходит и в личной жизни. Если хочешь выбрать спутника жизни, то ты должен как следует расспросить своих друзей, узнать их мнение вообще и о конкретном кандидате, в частности. То есть этот человек, прежде всего, должен нравиться твоему окружению, а нравится ли он тебе – это не важно. Надо учесть, что на заключительном этапе он может не понравится твоим родителям. Тогда уже надо весь процесс выбора спутника начинать заново:)
Можно привести много подобных примеров. Во всех случаях, наши национальные устои заставляют молодых людей избегать принятия самостоятельных решений, отказаться от собственного выбора. Если что-то решаешь сам, несешь ответственность не только за свое решение, но и с самого начала вступаешь в борьбу с окружением. Немногие могут выдержать такую нагрузку.
Так есть ли в Армении молодежь?
Конечно есть! Это те самые 5 из ста, которые выдержали, не слились с большинством. Быть молодым в Армении очень трудно. Вы можете сказать, что все вышеперечисленные проблемы – это результат вечного конфликта отцов и детей, или же издержки переходного периода, низкого социального уровня и так далее. Вы можете сказать, что молодость на то и дана, чтобы бороться и преодолевать трудности. Но в Армении эти проблемы слишком обострены. Борьба неестественно жестокая, мало кто побеждает. Потенциал будущего под угрозой.
Для того, чтобы привести последний аргумент, опишу для вас еще одну проблему – проблему оккупации.
Поле деятельности созидающей, умной, профессиональной молодежи захвачено папиными детками. Игроки в нарды и любительницы сериалов по стечению обстоятельств иногда тоже туда попадают. Они спокойно сидят в мягких креслах благоустроенных офисов, и если нет указаний свыше, по методу «орла или решки», решают вопросы. Только единицы мыслящих и заинтересованных людей, постучав в тысячи дверей, находят для себя место и поле для деятельности, а затем молятся, чтобы не дай Бог, не обидеть кого-то влиятельного, и не дай Бог, если кто-то захочет купить это место для своего чада.
И что же можно делать в условиях такой оккупации?
Бесконечная и бессмысленная борьба приводит к отупению и деградации личности. Не думаю, что молодой армянин, не найдя свое место в родной стране, сможет что-либо сделать для благополучия Армении. Напротив, озлобившись, он отправится в другие страны, туда, где сможет реализовать свой потенциал. Выехать из страны – единственное решение для человека, который хочет быть молодым.
И если в один прекрасный день, о них, об этих молодых вдруг вспомнят на родине, позовут обратно, предложат большую зарплату и должности – они, я уверена, откажутся. Не думаю, что национальная принадлежность человека делает его потенциалом страны. Потенциал должен быть внутри. Если его нет, нет и будущего. Пока что в Армении есть потенциал сохранения, зависания и застоя.
Эстер Палоян