Юлия Мучник: Пропаганда в сегодняшней России преступно манипулирует общественным сознанием

1835

В столице Азербайджана Баку состоялись Гражданские слушания на тему – “Влияние антизападной парадигмы кремлевской пропаганды на Россию, Грузию и Азербайджан”. От России выступила журналист Томской телекомпании ТВ-2 Юлия Мучник, от Азербайджана – президент Центра политических и экономических исследований The FAR CENTRE, бывший посол Азербайджана в России Хикмет Гаджи-заде, от Грузии – журналист радио “Свобода” Звиад Мчедлишвили.

Предлагаем выступление Юлии Мучник полностью:

Когда мне предложили  выступить на  этой конференции, я подумала, что для начала важно вспомнить когда же все это началось. Когда и как «Запад», в самом широком смысле слова стал представляться в наших СМИ  как что-то абсолютно враждебное? И другой вопрос — почему нынешняя антизападная пропаганда, и, вообще, ксенофобия – нашли такой  отклик в нашем общественном сознании, почему столь казалось бы примитивные пропагандистские  идеи: «Россия — в кольце врагов», «Россия — осажденная крепость» – оказались столь близкими подавляющему большинству наших граждан… И что тут первично? Пропаганда насаждает эти общественные настроения или российские пропагандисты лишь чутко уловили общественный запрос на «антизападничество», на возрождение имперской идеи — и успешно приспособили государственную идеологию к этому запросу?

Понятно, что глубокие ответы на эти вопросы — предмет серьезного научного исследования.  И  любые  попытки ответить  сколько-нибудь серьезно на эти  вопросы  уводят, вообще,  в далекое  прошлое. Без некоторого исторического экскурса тут не обойтись.  Когда все началось, в самом деле? В какой момент в России сформировался запрос  на «антизападничество»? Когда Александр III произнес свое знаменитое — «У России есть только два союзника — армия и флот»? Или раньше, когда полководец Суворов  ввел в оборот эту фразочку – «англичанка гадит», имея в виду, что любые внутренние и внешние проблемы России объясняются происками английской дипломатии. Или еще раньше? Можно порассуждать о попытках Петра I привить европейские, западные  ценности на российской почве, поговорить  о роли монголо-татар в отрыве России от западной цивилизации… Все это далекая уже, вроде бы, история. Но весь этот исторический фон, конечно, надо иметь в виду, когда мы рассуждаем об особенностях нынешней российской пропаганды и ее восприятии российским обществом. Иначе, причины успеха этой пропаганды мы будем понимать неправильно, упрощенно. Как надо, само собой, иметь в виду и времена относительно недавние — развал нашей с вами еще недавно общей империи. Травма этого развала, фантомные боли по утраченным территориям и утраченному имперскому ощущению еще долго будут болезненно переживаться в России… Философ Пятигорский отмечал, что российский человек испокон веков устроен так, что потеря небольшой даже территории воспринимается им куда болезненнее, чем потеря миллионов   жизней или потери материальные, бытовые в борьбе за эту территорию. Только зная эти давние особенности российского общественного сознания и можно понять нынешнее воодушевление российского общества от возвращения Крыма и то, как «на ура» воспринимается все пропагандистское сопровождение этих «таврических викторий».

Безусловно, надо иметь в виду и комплекс, связанный с поражением СССР в холодной войне.  И разочарования многих россиян в рыночных реформах 90-х, неспособность многих приспособиться к новым реалиям. А эти новые времена и эти реформы ассоциировались в России с западными либеральными ценностями. Неприятие реформ уже в 90-ые приводило к разочарованию в «Западе», к так называемому «бегству от свободы». Обычному человеку свойственно искать легкие ответы на сложные вопросы. Почему я в эпоху перемен оказался на обочине жизни? Почему у меня ничего не получается в новых реалиях? Да потому что «либералы, подученные западными эмиссарами, развалили мою страну»!

Важно трезво признать и то, что российские  СМИ в 90-ые не сумели сформировать новую идеологию, новые ценности, которые  заменили бы российскому обществу привычные имперские ценности и смягчили бы болезненную ностальгию по былым временам. СМИ, гумманитарии, политическая элита в 90-ые не смогли сформировать новую российскую мечту и довести до конца десталинизацию, десоветизацию российского общества. Напротив, уже в середине 90-х- в российских СМИ вошла в моду некоторая ностальгия по советскому, этакие старые песни о главном. Казалась эта игра в ностальгию безопасной, но выяснилось, что … доигрались.

Этот исторический экскурс я сделала не случайно. Со всем этим историческим и ментальным багажом мы подошли к новому веку, к нулевым годам. И здесь я опять же пытаюсь вспомнить, когда уже в нулевые годы стало очевидным, что ощущение осажденной крепости, идея возвращения имперского величия, антизападничество — станет  основой идеологии в эпоху Путина. Ведь еще в 2001 году Владимир Путин в день теракта в Нью-Йорке позвонил Джорджу Бушу и сказал правильные слова сочувствия и поддержки. И эти его слова тиражировали все росийские телеканалы. Но в то же время я помню наши опросы на улицах города, когда журналисты выясняли реакцию обычных прохожих на события в Америке. И, увы, в этих опросах было много злорадства, нелюбви к Америке. Уже тогда было ясно – эти антиамериканские и шире — антизападные настроения есть в общественном сознании и разогреть их – дело техники.

Активно и последовательно эти технологии стали внедряться в пропаганду, в российские СМИ с 2004 г. Первая «оранжевая революция» в Киеве. Уже тогда  в сюжетах на российских телеканалах об этих событиях были «обкатаны» основные пропагандистские клише: за революцией в Киеве стоят «западные эмиссары» и «агенты влияния», события на Украине — это «продвижение НАТО на Восток», после этих событий возможен «экспорт революции» в другие страны бывшего СССР и саму Россию. То есть, в оборот пропагандистов входят эти термины: «агенты влияния», «продвижение НАТО на Восток», «экспорт революции».

В 2006 году в российский эфир выходит сюжет «Шпионы», в котором рассказывается о специальном приборе, замаскированном под обычный камень в одном из скверов Москвы, с помощью которого сотрудники английской секретной разведывательной службы выполняли обмен информацией со своими агентами. А также об операции российских спецслужб, в ходе проведения которой и был выявлен этот камень. Был ли шпионский камень на самом деле или это болезненная фантазия российских журналистов и силовиков — кто знает. Понятно, что испокон веков – все за всеми шпионят.  В данном случае поражал только экзотический способ шпионажа. Вроде бы, через несколько лет какой-то высокопоставленный английский деятель признался в существовании такого камня. Но главное в другом. В том сюжете про шпионский камень утверждалось, что один из сотрудников английской разведслужбы, работавший под дипломатическим прикрытием, выполнял также роль координатора фонда глобальных возможностей при Министерстве иностранных дел Великобритании, через который финансировалась деятельность некоторых неправительственных российских организаций. И, таким образом, в пропагандистский оборот вводились новые мотивы и термины — российские НКО существуют на западные деньги и, значит, они по определению подозрительны и враждебны как «агенты западного влияния». Вот это определение – «агент влияния» будет в дальнейшем широко использоваться в российской пропаганде.  В 2012 г. будет и законодательно введен термин «иностранный агент» – именно в этом качестве государство обяжет зарегестрироваться все российские НКО, получающие гранты из-за рубежа.

Стоит отметить, что периодически в те годы антизападная пропаганда принимала еще какие-то совсем комические повороты. Отличался в этом смысле тогдашний главный санитарный врач Геннадий Онищенко, который в моменты различных внешнеполитических обострений запрещал то американские курицы, то латвийские шпроты, то грузинские вина. Он становился героем анекдотов и юмористических передач. Тогда казалось, что весь этот абсурд не может продолжаться долго, потому что все это просто смешно и бессмысленно, а времена  изматывающего противостояния с Западом, остались, все-таки, далеко позади.

Совсем не смешно стало в 2007 году. «Мюнхенская речь» Владимира Путина, в которой были высказаны многочисленные обиды и претензии Западу («НАТО продвигается к нашим границам», «однополярная модель мира невозможна»). Российское телевидение бесконечно тиражировало эту речь президента. Тем кто постарше тон и стилистика информационных сюжетов все больше напоминали времена «холодной войны».

Лето 2008 — события в Осетии. В одном из телевизионных сюжетов на центральных российских каналах звучало однозначно: «В августе-2008 российские войска не просто воевали на Кавказе — они сражались за Родину». Маленькая победоносная война с Грузией воспринималась как  реванш империи. И в общественном сознании это была война не столько с Грузией, и не столько за Осетию, конечно. Это была война с Америкой, которая, в  представлениях уже на тот момент подавляющего большинства граждан России, норовит установить свое влияние в некогда советском Закавказье.

И, тем не менее, президентство Медведева — это, конечно, некоторая оттепель в истории России нулевых годов. Тогдашние разговоры о модернизации страны давали надежду на прекращение «холодной войны» с западом. Потому что сама идея модернизации издавна воспринималась в России как идея западническая. При этом, все кто в те годы имел возможность общаться с представителями российской власти любого уровня и особенно с представителями силовых структур, чувствовали, как в этих кругах усиливается недовольство «слабым» и «безвольным» президентом, который не может «поставить на место» как внутреннюю оппозицию, так и «зарвавшийся Запад».

Поворотными стали события 2011-2012 гг — парламентские выборы с очевидными фальсификациями и затем так называемая «рокировка» – возвращение в президентское кресло Владимира Путина. И, как реакция на эту рокировку – митинги на Болотной, марши несогласных, белоленточное оппозиционное движение. Это была очередная развилка российской истории. Казалось, власть могла бы в тот момент прислушаться к  оппозиционному меньшинству и  начать отвинчивать гайки. Но власть, увы, выбрала другой путь. На первой же после этих событий прямой телевизионной линии общения президента с народом Владимир Путин в свойственной ему манере сравнил белые ленточки с использованными презервативами. И произнес памятную фразу: «Идите ко мне, бандерлоги».  Начались судебные процессы против участников оппозиционных митингов. В эфир НТВ серия за серией выходят фильмы под единым названием «Анатомия протеста»: лидеры протестующих там открыто называются «агентами влияния», телеканал не брезгует публиковать незаконную прослушку их телефонных разговоров и прочие провокации силовиков. Фильмы, что само по себе поразительно, выходят в эфир без финальных титров. Начитываются одним и тем же голосом. Анонимки в эфире — это своеобразное ноу-хау нового витка пропагандиссткой истерики. Одновременно был включен так называемый «бешеный принтер» – Государственная Дума штамповала один за другим репрессивные законы.  Самым абсурдным и чудовищно жестоким из которых стал, так называемый «Закон Димы Яковлева» — запрет на усыновления российских сирот американцами, а затем и гражданами других западных стран. Принятие этого закона сопровождалось развернутой в СМИ компанией по дискредитации самого института иностранного усыновления. Ежедневно по различным телеканалам показывали истории гибели усыновленных на Запад российских детей. Пропаганда играла на самых интимных чувствах — любовь к детям, страх за детей, которые пропадают на этом «враждебном Западе». Десятки, тысячи ребятишек остались в России. Многие из них навсегда лишились шансов обрести семью. Дети с тяжелыми диагнозами лишились шанса на нормальную жизнь, а иной раз и просто — на жизнь.

И, наконец, 2014 год. Страна радуется олимпийским триумфам российских спортсменов. Главные телевизионные каналы транслируют церемонии открытия и закрытия Олимпиады, поставленные Генеральным директором Первого канала Константином Эрнстом. В этих церемониях, как водится, обыгрываются основные этапы истории страны, принимающей Олимпиаду. И все усилия постановщиков этого спектакля направлены на то, чтобы показать: Россия — это неотъемлемая часть западной, европейской цивилизации. «Сны о России» – так называлась эта постановка открытия. Как писал один рецензент, «Россия предстала в этой постановке как нормальное европейское государство великой русской культуры». Именно так – европейское государство.

Но закрытие Олимпиады проходило уже на фоне самых драматических событий в Киеве. А дальше было то, что было: присоединение Крыма, война на юго-востоке Украины, санкции, сбитый Боинг… И все эти события разворачивались на фоне небывалой пропагандистской кампании в российских СМИ. В пропагандистский оборот были введены новые термины – «бандеровцы», «национал-предатели», «пятая колонна». Бесконечные ток-шоу и выпуски новостей почти целиком были посвящены украинской теме. Внутренние российские темы почти полностью исчезли с экранов нашего ТВ. Даже прогноз погоды стал политической программой. В нем нам показывали как сгущаются тучи над Киевом и развеиваются над Симферополем. Ведущие основных выпусков новостей и ток-шоу — Соловьев, Киселев и др. манипулировали общественным сознанием. Приемы этой манипуляции, на первый взгляд, достаточно примитивны: игра на травме утери империи, апелляция к исторической памяти — ненависть к фашизму, перенос недовольства экономическими проблемами внутри России на ненависть к неким мифическим «нацпредателям», навязывание в духе Оруэлла идеи России, как «осажденной крепости» (продвижение НАТО на Восток) и т.д. Выяснилось, что все эти приемы хорошо работают. Воодушевление таврическими викториями и ощущение, что необходимо «сплотиться перед западной угрозой» позволили гражданам России удивительно легко смириться с экономическими проблемами, девальвацией рубля и прочими неприятностями, которые принес 2014 год.

Вот данные недавнего соцопроса. 2014 год – 86% гордятся страной ( 2013 — 13%); чувствуют себя свободнее – 69% (52%); Запад нас боится и ненавидит — 30% (24%); Россия лучше большинства других стран — 64% (43%). Известный социолог Дмитрий Гудков говорил о том, что российскому общественному сознанию присуща «негативная идентичность». То есть, чувство общности, идентичности у нас возникает обычно на основе отрицания, неприятия — мы не принимаем западные ценности, мы не принимаем либеральную идею. Это нас объединяет.

Нынешней России свойственна глубокая энтропия: бедные у нас не любят богатых, провинция не любит Москву, народ не любит чиновников… и наоборот. Ничего не объединяет нас позитивного. У нас нет внятного образа будущего. Единственное, что объединяет сейчас в России большинство, это, как кажется, ностальгия по мифическому, в большей степени, прошлому и  стойкая негативная идея — мы противостоим Западу.

Разумеется, в этом антизападничестве нынешняя Россия не одинока. Она в общем трэнде набирающего силу в мире антимодернизационного проекта. Мировой волны ресентимента, который может проявляться и проявляется по-разному. В Передней Азии и Северной Африке как рост исламского фундаментализма, в Латинской Америке — как подъем левого популизма, в России как причудливая смесь ностальгии по СССР, средневековой религиозности и геополитических мечтаний.

И при этом нередко можно услышать: «вот освободить бы сейчас федеральные российские каналы от цензуры, прекратить зомбировать людей и все тут же изменится»: западные либеральные ценности станут близки тому большинству, которому сегодня они враждебны. Я думаю — это упрощенный взгляд на вещи. Пропагандисты в сегодняшней России, действительно, преступно манипулируют общественным сознанием. Но даже если завтра все в наших телеэфирах волшебным образом изменится, сдается мне, что европейские ценности не станут в обозримом будущем намного ближе большинству в России, а травмы и комплексы, связанные с утратой империи и ностальгией по тем временам, когда «нас все уважали и боялись» не изживутся быстро. Нынешняя пропаганда не только насаждает ксенофобию, антизападничество и неприятие либеральных ценностей. Она во многом умело играет на тех чувствах, которые имманентно присущи очень и очень многим в России. И в этом особый  драматизм нынешней российской ситуации, на мой взгляд.

http://www.youtube.com/watch?v=G5ePL1wDuiQ – шпионский камень
http://video.nur.kz/view=9thgyec2 – Онищенко
http://www.youtube.com/watch?v=9BEeT5xkJ40 – Осетия
http://www.youtube.com/watch?v=xzMt-WfAKk8 – пятая колонна

ПОДЕЛИТЬСЯ