Nabucco – труба в неизвестность…

1270

Реализация проекта “Набукко” может быть отсрочена на 4 года. По мнению еврокомиссара по энергетике Гюнтера Оттингера, ввод газопровода в эксплуатацию состоится не ранее 2018 года.

Напомним, трубопровод “Набукко” задумывался с целью организовать диверсификационные поставки газа в Европу в обход России. Сторонников у идеи нашлось немало – проект объединил энергетические компании, обслуживающие рынки Германии, Австрии, Венгрии, Турции, Болгарии и Румынии. Это гарантировало востребованность газа из будущей трубы, но не решало других проблем. А именно, где взять сам газ?

Изначально в качестве потенциальных поставщиков называли Иран, Азербайджан и Туркмению. Однако, идея, что можно принять политическое решение о строительстве газопровода и уже под него подогнать экономические составляющие, не оправдалась. Об этом косвенно свидетельствует заявление Оттингера.

Объявление о сроке реализации проекта “Набукко” в 2018 году – это своего рода признание факта, что у проекта очень много проблем. И они связаны не только с финансированием, но, в первую очередь, с ресурсной базой, которая до сих пор не определена. Поэтому многие эксперты утверждают, что 2018 год – это не предел по смещению сроков.

Впрочем, представитель оператора строительства “Набукко” Рейнхард Митчек поспешил опровергнуть слова Оттингера. Он заявил, что начало строительства трубопровода запланировано на конец 2011 года, а первые поставки газа – на конец 2014-го. И у консорциума, который реализует проект, нет никаких причин для изменения этого графика.

На вопрос, что доминирует в деятельности международных партнеров на Каспии – сотрудничество или противостояние? – однозначного ответа нет. “Возмутителем спокойствия” чаще всего выступает европейский консорциум “Набукко”.

Напомним, недавно поступило сообщение, что окончательное решение об инвестировании “Набукко” снова переносится – на конец года. По-прежнему открытым, как указывалось выше, остается и самый главный вопрос: чем заполнять трубу? В качестве потенциальных поставщиков называются прикаспийские страны, а также уже Ирак и Египет. Однако ни с кем из них никаких обязывающих документов подписано не было.

А это потому, убеждены эксперты немецкого экономического издания “Хандельсблатт”, что “Набукко” – это в первую очередь политический проект Евросоюза.

По мнению экспертов, “Набукко” должен изначально ориентироваться на иранский газ. Особо больше брать его неоткуда. В Ираке все месторождения нефтяные, за исключением одного – на 280 миллиардов кубометров газа. Но это смешные объемы для подобного проекта. В списке крупнейших нефтегазовых проектов мира Египта вообще нет. в то же время, главной причиной осечки с ресурсной базой, “Хандельсблатт” называет давление на поставщиков Каспия со стороны России.

Давление, безусловно, есть. И в первую очередь потому, что Россия чрезвычайно заинтересована в том, чтобы этого проекта не было. Что касается жизнеспособности “Набукко”, то будут ли там Азербайджан и Туркмения – не столь важно. Их газовых запасов все равно недостаточно, чтобы проект был экономически обоснован.

Эксперты по энергетике ЕС подтверждают: без иранского газа “Набукко” не заполнить. Но тут своя напасть. Европейцы прекрасно осознают: за любую попытку переговоров с Ираном они немедленно получат по рукам от США.

Однако теперь и сам Иран не собирается ждать приглашения в проект “Набукко”. Это стало ясно после того, как Иран и Пакистан подписали соглашение о строительстве газопровода, который станет непосредственным конкурентом “Набукко” за доступ к иранским углеводородным месторождениям. Предполагается, что добываемый в Иране газ будет поставляться в пакистанские провинции Белуджистан и Синд по трубопроводу протяженностью 2100 км.

Как заявило Министерство нефти и природных ресурсов Пакистана, строительство началось практически сразу же после подписания. По предварительным оценкам, оно обойдется сторонам в 3-4 млрд. долларов. Причем финансовое бремя будет распределено на паритетных началах – каждая из сторон будет отвечать за сооружение своего участка. Первый газ пойдет по трубе в 2014 году, а ее мощность составит 11 млрд. кубометров в год и в дальнейшем будет увеличена вдвое, что не должно составить особой проблемы, поскольку ресурсной базой газопровода станет иранское месторождение “Южный Парс” в Персидском заливе, которое считается одним из крупнейших в мире. Его запасы оцениваются в 8–14 трлн. кубометров газа.

Как утверждают иранские специалисты, добычу газа на “Южном Парсе” в перспективе можно будет довести до 150 млрд. кубометров в год. Это не только полностью обеспечит потребности Пакистана, но и создаст условия для дальнейшего транзита углеводородов в Индию. Кстати говоря, первоначально именно Дели рассматривался как главный потребитель иранского газа, а Пакистан должен был выступать лишь в качестве транзитного государства. Однако затем Индия и Иран отказались от этих планов: не в последнюю очередь – вследствие того политического давления, которое Вашингтон оказал на Дели с целью воспрепятствовать налаживанию сотрудничества между этими странами в энергетической сфере.

В ответ Тегеран поставил под вопрос перспективы реализации главного энергетического проекта в Прикаспийском регионе. При этом ресурсов месторождения Шах-Дениз в Азербайджане будет явно недостаточно для того, чтобы вывести проект “Набукко” на рентабельный уровень, а туркменские углеводороды уже прочно завязаны на Россию и Китай. К тому же до сих пор не решен спор между Туркменией и Азербайджаном о принадлежности газовых месторождений на Каспии.

Наконец, есть еще один важный фактор, который необходимо учитывать при строительстве маршрутов поставки энергоносителей в Европу: в США начали активно добывать сланцевый газ, что повлекло за собой снижение объемов импортируемого газа. В результате поставки сжиженного природного газа из Катара были переориентированы на Европу.

Не свободен консорциум “Набукко” и от внутренних конфликтов. Транзитер Турция, к примеру, требует себе 15-процентную долю от будущих объемов газа, прокачиваемых через ее территорию, по льготным ценам. Евросоюз, естественно, выступает решительно против подобного расклада.

Политическая верхушка Европейского Союза объясняет свою заинтересованность в реализации проекта “Набукко” необходимостью уменьшить зависимость от Москвы.

Между тем, Россия в скором будущем планирует начать строительство газопровода “Южный поток”, который пройдет от черноморского побережья этой страны до Болгарии, а затем продолжится до Италии и Австрии. Рынок сбыта у него аналогичен “Набукко”, но с наполняемостью трубы проблем вроде быть не должно.

Поначалу Европа приняла этот проект в штыки, но позже он все же вызвал интерес. Более того, не так давно глава итальянского концерна “Эни” Паоло Скарони предложил объединить проекты. Но если со стороны акционеров “Набукко” это предложение нашло положительный отклик, российская сторона предпочла отказаться. Конечно, в случае слияния, строительство трубопровода обойдется заметно дешевле. Но это не те выгоды, ради которых Россия готова терять полный контроль над “Южным потоком” и делиться позициями главного поставщика газа в Европу.

Владимир Михайлов, специально для newcaucasus.com

ПОДЕЛИТЬСЯ