Баку – между Москвой и Анкарой

2635

Одни называют политику Азербайджана сбалансированной, другие балансированием на двух стульях. Последнее сравнение кажется наиболее уместным после начала внезапного противостояния между Россией и Турцией.

Однако, какими бы сильными ни были связи Азербайджана с Россией, когда дело дошло до экономики, Баку предпочел иметь дело с более здоровым экономическим партнером.

Опасаясь собственного «майдана», руководство Азербайджана еще летом пошло на сотрудничество с Россией, в том числе и военное, позволило российским военным кораблям запускать ракеты с собственных территориальных вод (или, по крайней мере, проходить через них), пропускала военные самолеты.

Когда Турция сбила российский бомбардировщик, сразу стало ясно, что очень скоро союзнику придется делать выбор. Уже 25 ноября в Баку прибыл с незапланированным визитом глава МИД Турции Мевлуд Чавушоглу. О причине визита местная пресса не сообщила даже в общих чертах (что случается редко), возможно, потому что встреча была как раз незапланированной. По слухам, министр иностранных дел Турции потребовал от Баку определиться хотя бы в экономических вопросах.

Тем временем Кремль стал нагнетать ситуацию. Не смотря на то, что торговое сальдо с Турцией в пользу Москвы (при 21 млрд. оборота, сальдо на 14 млрд. отрицательное для Турции), Россия стала высылать бизнесменов, а турецкие грузы начали застревать на российской границе на азербайджанском, грузинском, украинском и прочих направлениях. Тут надо отметить, что для большей части продуктов, Россия была транзитной страной, а не пунктом назначения.

И вот уже 30 ноября в Стамбуле происходит не запланированная заранее в таком широком формате встреча логистических операторов, совместно объявивших о создании консорциума по свободному передвижению товаров из Китая в Европу в обход России, а фактически, и для помощи турецкому транзиту. В консорциум входят крупнейшие государственные и частные компании и, более того, озвучивается мысль, что в дальнейшем планируется пригласить в консорциум Украину и другие страны Восточной Европы (читай «врагов России).

В первых числах декабря в Баку прибывает министр регионального развития Украины Геннадий Зубко, который заявляет, что его страна готова участвовать в проекте, согласна договариваться об единых тарифах и что в целом «Шелковый путь» из Китая в Европу — это есть хорошо. Все стороны сходятся на том, что уже в следующем году по новой упрощенной логистике из Китая в Европу пойдут первые поезда.

Важной частью этого нового транспортного маршрута должна стать железная дорога Баку-Тбилиси-Карс, окончание строительства которой множество раз откладывалась по множеству причин. Сейчас же у сторон по сути нет другого выбора и уже различные источники уверенно заявляют, что эта транскавказская железная дорога непременно будет запущена в следующем году.

Тем временем турецкие фуры стоят в длинных очередях в Грузии и Азербайджане на границе с Россией. Причем стоят до того как Владимиром Путиным было официально объявлено эмбарго Турции. И тогда же в первых числах декабря президент Ильхам Алиев подписывает указ об уменьшении тарифов на грузоперевозки – у государственного «Каспийского морского пароходства» на 20% и ускорении бюрократических процедур, что может быть переведено на язык свободного рынка как уменьшение размеров взяток либо их отмена.

Самое примечательное в этой ситуации, что в консорциум вошли немногие оставшиеся партнеры России, или те кто таковыми заявлены — Казахстан и Китай.

«Такая ситуация вполне объяснима, – говорит глава исследовательского центра «Восток-Запад» Арастун Оруджлу, – Россия в работе с партнерами исповедует принцип «кнута» или прессинга, так как не имеет ни экономических, ни политических ресурсов действовать по-другому. В то же время Турция готова быть экономическим партнером для общей выгоды. В отношении Азербайджана мы видим как Турция всегда делает реверансы, показывает себя партнером и союзником, которому можно доверять».

По словам эксперта, Кремль сегодня плохой, а главное, – непредсказуемый партнер для бывших советских республик. «Не только сейчас, но и раньше мы часто сталкивались с тем, как российская сторона без всяких объяснений останавливала грузы на границе, и делала многое другое, способное отвратить любого союзника», – говорит он.

Надо заметить, что не только транспорт но и сырье идет сегодня в обход РФ и эта тенденция только будет усиливаться. В 2012 году Азербайджан и Турция подписали договор о строительстве нового газопровода TANAP, который будет поставлять большие объемы природного газа в Европу. И уже после российско-турецкого противостояния Азербайджан и Турция совместно заявили, что строительство газопровода ускорится. Строительство продолжается и запуск газопровода планируется не в конце 2018 года, а уже в его начале.

Турецкий бизнесмен и член правления нефтехимического холдинга Petkim Кенан Явуз однозначно заявил, что проект необходим для «энергетической безопасности» Турции. Планируется, что TANAP (наряду с иранским газом) уменьшит долю российского газа на внутреннем турецком рынке.

Любопытно, что к проекту в этом году подключился Туркменистан и в основном именно его газ заполнит будущий трубопровод (на 65-70% в случае, если не подключится Иран), способный перекачивать до 20 млрд. кубометров газа в год, что вдвое выше сегодняшнего азербайджанского газового экспорта. Еще один игрок готовый принять участие в проекте — Иран (союзник России по военной коалиции), с которого не так давно сняли эмбарго.

Таким образом, в самом недалеком будущем Россия может оказаться фактически изолированной от многих стран мира (в первую очередь – соседних) в вопросах как транзита, так и энергетики, будучи окруженной «врагами» и «предателями». И товары, и энергоносители будут идти в Европу (уставшую от российского «энергетического оружия» – газа) минуя РФ, чей внешний сегмент экономики держится как раз на основной составляющей – энергоносителях.

«Конечно, Россия недовольна таким поведением Азербайджана и других стран региона, и конечно, она будет оказывать давление и мелкие воздействия, но серьезные меры она уже не в состоянии принять, – считает Арастун Оруджлу, – Россия сегодня находится в таком состоянии, что просто не заинтересована в расширении географии конфликтов и нестабильности в нашем регионе».

Анар Амиров, спецально для newcaucasus.com

ПОДЕЛИТЬСЯ