Азербайджан – СИЗОнное обострение

2268

Ухудшающаяся экономическая ситуация в Азербайджане вылилась в последние месяцы в самое серьезное противостояние внутри властных элит, последствия чего еще трудно представить.

Главным фигурантом действия стал сам президент страны Ильхам Алиев, принявший сторону бизнесменов и активно пропагандирующий ни много ни мало — их объединение в борьбе с коррупцией.

Бизнес как главный фактор выживания экономики

В следующем году именно бизнесмены через Министерство налогов впервые за десять лет должны стать самыми крупными поставщиками денег в государственный бюджет (ранее бюджет пополнялся в основном за счет Государственного нефтяного фонда). В сентябре Министерство финансов опубликовало проект государственного бюджета. Из 14 млрд. 566 млн. манатов 6,6 млрд. манатов должно внести Министерство налогов. При этом доходы бюджета в сравнении с предыдущим годом сократятся на 25%. При этом бюджет станет дефицитным 1 млрд. 698 млн. манатов, а цена нефти в нем заложена на уровне 50 долларов за баррель.

Министерство финансов также анонсировало, что в следующем году будут отменены налоговые и таможенные льготы для азербайджанских компаний. Что касается подконтрольных государству масс-медиа, то они с особой активностью в последние месяцы призывают бизнесменов не укрываться от налогов.

Что происходит?

Только за первое полугодие по данным Госкомстата в финансовой сфере (банках и страховых компаниях) работу потерял каждый десятый. Кроме того, к сентябрю в общей сложности в стране появилось 30 тысяч новых безработных. На фоне этого налоговые сборы, вопреки всем стараниям, только снижаются (на 5,8%  в сравнение за аналогичные 9 месяцев прошлого года).

Как ни странно, причиной всего этого стало не столько падение маната и общий для региона кризис, сколько поведение налоговой. Ведомство, привыкшее за долгие годы получать хорошую мзду для высокопоставленных чиновников (также привыкших к роскошной жизни), просто не может остановиться. В прошлом месяце в Минналогов было создано сразу несколько подразделений — одно из них по сути силовое, отвечает за конфискацию имущества бизнесменов, другое следит за их иностранными доходами (то есть фактически создано для двойного налогооблажения, что давно не практикуется в развитых странах).

Таким образом, при очень оптимистичных 50 долларах за баррель, при которых бюджет все равно остается дефицитным, бизнес (массово закрывающийся из-за продолжающегося госрэкета) просто не сможет в следующем году заполнить бюджет.

Реакция

Государство хорошо понимает существующую динамику. Первым о проблеме еще весной заговорил министр финансов Самир Шарифов. И вот уже летом сам президент впервые признал, что в Азербайджане существует систематическая коррупция в налоговых и прочих проверяющих органах. Более того, Ильхам Алиев призвал бизнесменов не платить взятки, а в случае появления каких-либо проблем обращаться в администрацию президента.

И вот уже в октябре, на заседании кабинета министров президент Алиев призвал бизнесменов консолидироваться в борьбе с коррупцией. Президент в своих речах признает, что следующий год будет для Азербайджана трудным, что потребуется сократить некоторые государственные расходы.

На заседании в воскресный день 25 октября в Министерстве налогов уже обсуждали вопросы решения задач, поставленных главой государства перед министерством на заседании кабмина.

«Посмотрите, насколько мог увеличиться наш бюджет, если бы не было взяточничества, коррупции, проверок, лицензий, взимания доли. Сколько можно терпеть это?! Довольно, терпение иссякло. Пусть каждый сделает вывод. Не сделает – будет наказан», – заявил Ильхам Алиев на этом заседании.

Одновременно продолжают муссироваться слухи о том, что президент готовится передать функции налоговой и таможни ASAN — по сути, единственной организации, в которой нет коррупции и которая подчиняется лично администрации президента. На это наконец намекнул и сам президент во время одного из своих последних выступлений перед министрами, заявив что функции ASAN будут расширены.

Все это можно было бы назвать простой риторикой, призванной навязать классический дискурс: «царь добр, да бояре плохие», если бы не два обстоятельства.

Первое — бизнес семьи президента давно находится на относительно легальном поле, точнее не зависит от рэкета. Его семье принадлежат банки, строительные, пищеобрабатывающие, добывающие и другие компании. Вместе с тем, ухудшение экономической ситуации в стране может привести и к политической дестабилизации. И президент (а не министр налогов Мамедов) будет первым, кто от этого пострадает.

Второе — уже имеется прецедент. Семья министра транспорта Зии Мамедова до самого недавнего времени была третьей по богатству (после семей президента и министра чрезвычайных ситуаций Кямаладдина Гейдарова, также контролирующего таможенный комитет). Ему принадлежали виллы, целый регион на севере страны, множество заводов, пятизвездочные гостиницы и многое другое. Уже месяц как у министра отбирают по частям его «собственность». Более того, были на короткое время арестованы сын и племянник Мамедова, а сам опальный министр уже как минимум две недели находится за границей.

Из кругов, близких к администрации президента стало известно, что причиной конфликта с минтраспорта стали его чрезмерные «доходы». Надо сказать, что уже давно именно Зия Мамедов был известен в народе как человек непомерной алчности. Два года назад он оказался в центре скандала, связанного с невыплатами компенсаций жителям деревень, чьи дома были снесены для постройки курортных объектов. По слухам, последней каплей, переполнившей чашу терпения президента стала дипломатическая неприкосновенность в Черногории, которую втайне от прочих министр сделал для своего сына Анара. Это и навело власти на мысль, что министр имеет тайные от других кланов доходы, и потому перестраховывается. Из того же источника известно, что перед тем как выпустить министра из страны, его обязали за «свои» деньги осуществить несколько инфраструктурных проектов.

Аресты в спецслужбах

Противостояние внутри власти вылилось на прошлой неделе в кадровые чистки в спецслужбах. Сначала был уволен сам министр Эльдар Махмудов, а затем 7 его высокопоставленных сотрудников были обвинены в серьезных преступлениях — получение взяток, вымогательство, захват бизнеса. В Азербайджане этими обвинениями никого не удивишь, так как все силовые структуры занимаются рэкетом. И потому выдвигается множество версий: рука Москвы (которой не понравились связи азербайджанских спецслужб с израильской), политические амбиции Махмудова (который, вроде бы, метил в премьер-министры), его некомпетентность (ранее он был уволен из МВД и вообще заменял профессиональных чекистов своими людьми из полиции).

Версий много. Но в любом случае, последнее не было бы возможным, если б страна уже не находилась в условии усугубляющегося кризиса. Очевидно, что по мере того как ситуация будет усугубляться, новыми противниками президента в этом противостоянии станут министр налогов Фазиль Мамедов и глава МЧС Кямаладдин Гейдаров.

Анар Амиров, специально для newcaucasus.com

ПОДЕЛИТЬСЯ