Артак Закарян: вооружение Армении – фактор, мешающий Азербайджану начать военную авантюру

2231
Артак Закарян (фото: Photolure.am)
Артак Закарян (фото: Photolure.am)
Карабахское противостояние и возможности для урегулирования конфликта, будущее ирано-армянских отношений, энергетика и инвестиции, российско-армянское сотрудничество – об этом и многом другом рассказывает в эксклюзивном интервьюnewcaucasus.com председатель постоянной комиссии по внешним сношениям Национального собрания (парламента) Армении Артак Закарян.
– В течение последних нескольких месяцев на линии противостояния с Азербайджаном ситуация несколько раз серьезно обострялась. Какова нынешняя ситуация в зоне Карабахского конфликта?
– Как в последние годы, так и в данный момент, я думаю, и в будущем также, для нас основной задачей будет вопрос безопасности всего региона. Это задача, которую на сегодняшний день мы имеем на наших восточных границах с Азербайджаном. Именно здесь со стороны Азербайджана часто нарушается режим прекращения огня и местные жители приграничных районов подвергаются опасности. Происходящее очередной раз доказывает, что азербайджанские власти не готовы идти по пути мирного урегулирования конфликта. Азербайджан использует любые шансы для дестабилизации ситуации на наших границах. Он делает все, чтобы загнать в тупик любой политический подход, приостановить развитие мирного процесса для разрешения конфликта вокруг Нагорного Карабаха. Именно такая политика является основной задачей для азербайджанских властей. Азербайджан отвергает любые предложения, которые до сих пор имелись со стороны Минской группы ОБСЕ. Хочу отметить так же, что Минская группа ОБСЕ является единственным полноправным эффективным форматом для разрешения Нагорно-Карабахского конфликта.
Что же касается наших ожиданий от работы Генеральной Ассамблеи ООН, мы ожидаем больше мира, больше безопасности и больше сотрудничества. Это самая высокая международная трибуна, где были высказаны мнения и позиции многих государств для поддержания стабильности в мире.
Также хочу отметить, что Республика Армения является полноправным членом Евразийского экономического союза, и в то же время продолжает свой активный диалог и сотрудничество с Европейским Союзом. Мы пытаемся  постоянно держать руку на «пульсе» процессов. Мы стараемся максимально внимательно относиться ко всем проблемам, формировать свою позицию, и высказываться в пользу мира и сотрудничества, а также разрешения любых конфликтов путем переговоров и диалога.
– Вы говорили, что именно Минской группе ОБСЕ  удается в течение 20 лет обеспечить мир и быть гарантом прекращения огня на данном направлении. Что в конкретной нынешней ситуации для конфликтующих сторон делает Минская Группа ОБСЕ, каковы ее ресурсы и может ли она повлиять на ситуацию?
– Вы подняли очень актуальный вопрос. К сожалению, мы наблюдаем расширение существующих конфликтов и возрождение новых. Складывается ситуация, где трудно разрешить проблемы в одночасье, в едином пакете. Прежде всего надо найти пути для приостановления и недопущения еще большего географического расширения существующих конфликтов.
Что касается в этом контексте Карабахской проблематики, я не исключаю, что новые конфликты для Азербайджана являются почвой для дестабилизации ситуации в регионе.
Что касается Минской группы ОБСЕ, то до сих пор (и это можно утверждать) этот формат является одним из редких случаев, где ее ведущие игроки (сопредседателями группы являются Российская Федерация, США и Франция,) действуют сообща, и движутся по конкретному вопросу в одном направлении.
Мирное урегулирование до сих пор являются важным фактором для Карабахской проблематики и  это четко зафиксировано в совместном заявлении сопредседателей Минской Группы ОБСЕ. Недопустимы всякие нарушения прекращения огня, недопустимы какие-либо случаи использования силы, недопустимы случаи нагнетания обстановки на линии соприкосновения конфликтующих сторон.
– Как обстоят дела в плане реализации проекта железнодорожного сообщения между Арменией и с Иранской Исламской Республикой после снятия санкций с Ирана?
– Железнодорожный транзитный проект Иран–Армения для мирового рынка, думаю, очень важен. На самом деле он может быть осуществлен. Проект рентабельный, и целесообразный и в экономическом и в политическом плане. Для Армении он открывает новые возможности, а также имеет потенциал обеспечить стабильное развитие не только для Армении, но и для всего региона. И мы, конечно, очень заинтересованы в этом как в политическом, так и экономическом плане.
– Между Арменией и США подписан рамочный договор «О торговле и инвестициях», в котором акцент делается на сотрудничество в сферах информационных технологий и энергетики. По словам чрезвычайного и полномочного посла США в Армении господина Ричарда Миллса, договор предусматривает создание совета между двумя сторонами, который «раскроет возможности расширения торговли и инвестиций, будет помогать борьбе с коррупцией и устранению существующих препятствий».
После этого распространилась информация о повышении тарифов на электроэнергию, что вызвало недовольство в обществе, результат чего мы и наблюдали в конце июня в Ереване.
Затем 8 июня министр энергетики Ерванд Захарян подписал договор о продаже Воротанского каскада ГЭС американской компании Contour Global Hydro Cascade, Contour Global Terra Holdings и CG Solutions Global Holding Company, в результате чего,  РАО ЕЭС, фактически утратила свою монополию.
А за четыре дня до этого замминистра энергетики Ара Симонян заявил Армянскому бюро «Радио Свобода», что 40-километровый участок ирано-армянского газопровода Мегри-Каджаран (который до последнего времени принадлежал государству) будет продан компании «Газпром-Армения».
Создается цепочка процессов, в которой чередуются конкретные действия в интересах Армении, а  с другой – направленные против интересов Армении…
– Все это конечно можно рассматривать в совокупности. Но, в реальности, каждый из них отдельный процесс. Я думаю, правильнее будет все это рассматривать по отдельности.
Мы страна, которая имеет энергетическую зависимость в прямом смысле этого слова, и мы нуждаемся в более стабильных поставках энергоресурсов по низким ценам. В этом плане, конечно, Российская Федерация для нас незаменимый партнер (как в плане энергетики, так и безопасности и экономики).
Что же касается интересов Соединенных Штатов в Армении, и армяно-американского сотрудничества, то, конечно, для нас было бы желательно иметь новые инвестиции в нашей экономике.
Это как бы дополнительные импульсы. Потому что те экономические трудности, которые возникли вследствие санкций некоторых стран Запада против России, естественно, отражаются и на нашу экономику и в прямом, и в переносном смысле. И тот вакуум, который сейчас есть у нас в экономике, желательно было бы заполнить.
Мы стараемся создавать новые привлекательные экономические возможности для получения американских инвестиций. Это касается и подписанного рамочного договора, и энергетического направления, и развития технологической сферы.
– Создается впечатление, что от российско-армянского стратегического партнерства, в котором часто доминируют конъюнктурные интересы, Армения страдает. Недавно Армения от России получила вооружение на 200 млн. долларов США. Азербайджан в это же самое время покупает вооружение от того же «поставщика». По опыту предыдущих лет, взамен кредитов Армения всегда что-то теряла.  Что Россия на сей раз может отобрать у Армении?
– Подобный подход как бы вопрос прошлого. Я отвечаю за ту власть, частью которой я являюсь. В этот период у нас Россией были исключительно партнерские и дружеские отношения.
Что касается непосредственно покупки оружия, это опять-таки исходит из того, что мы нуждаемся в первую очередь в сохранении стабильности и безопасности. Мы покупаем оружие и для всего региона. Именно вооружение Армении является одним из факторов, мешающим Азербайджану начать новую серьезную военную авантюру.
– В Сирии проживает большая армянская диаспора, представители которой могут искать убежище в Армении. В то же время Россия ограничивает прием мигрантов из Сирии. А уже имеющие гражданство Армении сирийские беженцы получают возможность безвизового посещения России – это не создаст проблем между Ереваном и Москвой?
 
– Проблемы как таковой не существует. Ничто нам не мешает принимать наших соотечественников из Сирии в качестве беженцев, в качестве армян, которые просто возвращаются в свою родину. В общей сложности Армения уже приняла более 16 тысяч беженцев.
Мы, как часть международного общества, конечно, будем со своей стороны стараться найти общие возможности для разрешения существующей проблемы, в основном, связанной с т.н. ИГИЛ.
Нугзар Гогоришвили, специально для newcaucasus.com
ПОДЕЛИТЬСЯ