Конституция Армении №3 – как стать монархом

2298

На съезде гражданской инициативы «Не проведёте!», который состоялся 12 сентября, было объявлено о создании единого фронта «Нет!», на данный момент включающего несколько оппозиционных партий и движений, цель которого недопущение принятия конституционных поправок, инициированных президентом Сержом Саркисяном и поддерживаемых находящейся у власти Республиканской партией.

Можно констатировать, что создание фронта внесло ясность в позиции политических сил и общественных деятелей по вопросу конституционной реформы, а также придало некоторую активность внутриполитическим процессам. Почему большинство оппозиционных партий и политиков, а также значительная часть гражданского общества выступает против реформ, инициированных властью? Какие цели может преследовать власть, пытаясь воплотить в жизнь конституционную реформу, и что может противопоставить этому оппозиция? Для понимания общей картины внутриполитических процессов, происходящих вокруг конституционной реформы, проведём краткий экскурс в историю принятия и изменения Конституции Армении в 1995 и 2005 годах.

Первая конституция независимой Армении. Вся власть президенту!

Еще до провозглашения независимости Армении (1991 г.), Верховный Совет Армении в 1990 г. создал конституционную комиссию, председателем которой был назначен Левон Тер-Петросян, который вскоре был избран первым президентом независимой Армении. Конституционная комиссия, пригласившая также французских специалистов, пошла по пути адаптации модельной конституции к местным реалиям, взяв за основу французскую модель. Но у находящегося у власти Л. Тер-Петросяна видимо были иные расчеты, а именно, наделить себя насколько это было возможно широчайшими полномочиями и безграничной властью. Согласно принятой на референдуме 5 июня 1995 г. конституции, президент фактически оставался главой исполнительной власти. В частности, президент сам назначал и отстранял премьер министра, подтверждал формирование правительства, а также утверждал все решения, принятые правительством. Характерно, что президент имел абсолютные полномочия для роспуска Национального Собрания, при отсутствии какого-либо противовеса в виде механизма привлечения к ответственности или выражения недоверия президенту.

В полномочия президента также входило назначение (и отстранение) генерального прокурора, его заместителей и остальных прокуроров,  председателя и членов Конституционного суда, судей и председателей судов всех инстанций. Президент, как верховный главнокомандующий, также назначал верховное командование вооружённых сил. Кандидатуры председателей Центрального Банка и Счётной палаты также предлагались президентом. Если принять во внимание, что Конституция Армении предусматривает назначение (а не выборы) глав регионов (марзов) правительством, решения которого утверждаются президентом, очевидным становится также его влияние на региональные органы управления.

Первая конституционная реформа в Армении. Что удалось изменить?

После вступления в Совет Европы Армения взяла на себя обязательства, в числе которых было изменение Конституции в соответствии с европейскими стандартами. В 2001 г., после многочисленных рабочих встреч с армянской делегацией, Венецианская комиссия дала положительную оценку согласованному совместному пакету конституционных изменений. Бывший в то время президент Р. Кочарян назначил референдум по принятию новой конституции на 25 мая 2003 г. – одновременно с выборами в Национальное Собрание. Однако референдум с треском провалился – предложенный пакет изменений не набрал достаточного числа голосов избирателей. Но Совет Европы требовал в срочном порядке провести конституционные реформы, так как существовавшая на тот момент конституция не давала возможности проводить демократические изменения, особенно в области прав человека, разделения ветвей власти и судебной системы. Армянская сторона соглашается принять во внимание замечания европейских специалистов, и в итоге на референдум выставляется проект конституции, который с некоторыми оговорками был одобрен Венецианской комиссией.

Референдум по изменению конституции, состоявшийся 27 ноября 2005 г. многие назовут “референдумом мёртвых душ” из-за сомнительно высокой явки избирателей. Согласно данным ЦИК в референдуме участвовало 1 миллион 514 тысяч 307 избирателей (от 2 миллиона 317 тысяч 462 имеющих право голосовать граждан), за принятие новой конституции проголосовало 1 миллион 411 тысяч 711 человек, против – 82 тысячи 18 человек.

Многие эксперты и политики сойдутся во мнении, что принятая в 2005 г. конституция является шагом вперёд по отношению к старой конституции, но имеет множество недостатков, упущений и проблемных положений. Так, принятая конституция не закрепляет право народа на реализацию своей власти методом прямой демократии – путём референдумов и законотворческой инициативы. Фактически, новая конституция хотя несколько и ограничивала полномочия президента, но оставляла президентскую форму правления.

Конституционная реформа Сержа Саркисяна

Хотя, дискуссии о форме государственного правления в Армении велись давно, первый раз о намерении изменить существующий строй в республике заговорили во власти после президентских выборов 2013 г. Так, 4 сентября 2013 г. президент Серж Саркисян подписал указ о создании специализированной комиссии по конституционным реформам при президенте. А до этого 10 апреля 2014 г. на встрече с членами комиссии, представлявшими предварительную версию проекта конституционных изменений, глава государства заявил: “официально объявляю, что я, Серж Саркисян, никогда больше не буду баллотироваться на должность президента Республики Армения. Если в результате окончательных  обсуждений будет избран путь, не соответствующий моим пожеланиям, имею в виду парламентскую модель правления, я не буду претендовать также на должность премьер-министра”. Многие однопартийцы президента в дальнейшем будут указывать на эту речь как заверение того, что Серж Саркисян не планирует продлевать власть посредством изменения конституции. Этим однако, в центре внимания критиков оказалась другая ключевая должность в парламентской республике – спикер Национального Собрания, которую может занять Саркисян после конституционной реформы. Многие стали говорить, что инициируя конституционную реформу, Саркисян не намерен покидать власть и после второго срока президентства.

Дело в том, что в предлагаемой модели конституции было внедрено странное положение касательно процедуры выборов в Национальное Собрание. Согласно опубликованному проекту конституции, если во время первого тура выборов в Национальное Собрание не формируется стабильное парламентское большинство, то проводится второй тур голосования, в котором участвуют получившие большинство голосов две партии или альянс партий. Критики реформ отмечают, что этим положением правящая Республиканская партия намеревается обеспечить себе гарантированное парламентское большинство, а Серж Саркисян – роль вечного “генсека”.

Что предлагается в представленном проекте конституции?

Согласно проекту новой конституции, большинство полномочий президента переходит к правительству, которое избирается Национальным Собранием. Так, правительство вырабатывает и осуществляет внешнюю и внутреннюю политику, а также ответственно за обороноспособность страны. Во время войны роль верховного главнокомандующего ВС РА отходит к премьер-министру. Изменяется также способ формирования Центральной избирательной комиссии, председатель и члены ЦИК избираются парламентом на шесть лет, последний также может прекратить полномочия членов комиссии, если они занимаются политической деятельностью или занимаются иной деятельностью, кроме научной, образовательной или творческой. Функция назначения и освобождения генерального прокурора, председателя Контрольной палаты и её членов, председателя Центрального банка, членов Национальной комиссии по телевидению и радио, председателя Счётной палаты и её членов всецело переходит к Национальному Собранию. Президент избирается собранием выборщиков сроком на 7 лет, одно и то же лицо может быть избрано президентом всего один раз. Национальное Собрание избирается сроком на 5 лет.

Предварительное мнение Венецианской комиссии

Первое предварительное мнение Венецианской комиссии о проекте конституционных поправок было опубликовано 30 июля 2015 г. Комиссия одобряет работу армянской стороны по конституционным реформам и призывает власти Армении продолжать дискуссии со всеми политическими силами и гражданским обществом для достижения широкого консенсуса в вопросе реформ. Анализируя статью 17 об Армянской Апостольской Церкви, Венецианская комиссия хотя осознает её важность (в духовной жизни, национальной культуры и идентичности Армении), но предостерегает об опасности использования в этой статье словосочетания “эксклюзивная миссия”. Комиссия отмечает, что принятие “эксклюзивной миссии” Армянской Апостольской Церкви противоречит статье 16, которая гласит, что “Республика Армения гарантирует свободную деятельность религиозных организаций” и статье 40, согласно которой “Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии”.

Венецианская комиссия обращает внимание также на выборы президента. В заключении комиссии говорится, что “форма выборов президента является политическим вопросом, который должен быть решён на национальном уровне. Однако, избрание с помощью Коллегии выборщиков может открыть путь к таким закулисным манипуляциям, которые могут поставить под угрозу авторитет и легитимность института”.

Позиция политических сил и гражданского общества

На сегодняшний день в основном все политические партии и деятели определились с позицией по отношению к конституционным реформам. Как уже отмечалось, инициатором реформ является президент Серж Саркисян во главе Республиканской партии. С самого начала партия Армянская Революционная Федерация “Дашнакцутюн” выразила поддержку данной инициативе. Как отмечают представители этой партии, парламентская форма правления всецело соответствует идеологии и цели “дашнаков”.
Представители “Процветающей Армении” заявляют, что вероятнее всего их партия в Национальном Собрании проголосует за выставленный проект. Новый лидер партии Наира Зограбян уже объявила, что они не намерены объединиться к движению “Нет!”.

Парламентская группа “Свободные демократы” распространила заявление, согласно которому она выступает против представленного проекта конституционных реформ, хотя в программе партии положения о переходе к парламентскому правлению и 100% пропорциональной избирательной системе были частью предвыборной кампании. В частности, “Свободных демократов” не устраивает положение о формировании стабильного парламентского большинства в предложенном проекте конституции и запрете формирования новых фракций в Национальном Собрании.

Партия “Наследие”, у которой остался единственный представитель в Национальном Собрании, объявила о присоединении к движению “Нет!”. За несколько дней до своей отставки, теперь уже бывший руководитель фракции “Наследие” в парламенте Рубик Акопян заявлял, что позиция партии обусловлена тем фактом, что нынешние власти нарушают конституцию на каждом шагу, и проблемы в стране не являются следствием несовершенной конституции. Он приводит пример, что действующая конституция определяет принадлежность власти народу, что однако попирается на выборах. Также конституция запрещает депутатам заниматься бизнесом, но в парламенте заседают несколько дюжин олигархов и бизнесменов. Хотя в “Наследии” убеждены, что Армении более подходит парламентская форма правления, но в то же время там настаивают, что до конституционных реформ должны быть проведены досрочные президентские и парламентские выборы.

Следующей парламентской оппозицией, которая категорически выступает против конституционной реформы, является фракция Армянский Национальный Конгресс (АНК). В АНК весь процесс конституционных реформ и представленный проект конституции считают антиконституционным. В частности, в предложенном проекте нет статьи 144 действующей конституции, которая гласит, что “Статьи 1, 2 и 114 Конституции не могут быть изменены”. Напомним, основополагающие статьи 1 и 2 закрепляют, что: Республика Армения является суверенным, демократическим, социальным и правовым государством; власть принадлежит народу; народ осуществляет свою власть посредством свободных выборов, референдумов, а также через государственные органы, органы местного самоуправления и должностных лиц; узурпация власти какой-либо организацией или личностью является преступлением. Для АНК недопущение принятия представленного проекта является принципиальным вопросом, и ради этого они готовы сотрудничать с другими политическими силами, так как данная конституционная реформа, по их мнению, угрожает независимости Армении. АНК объявило о своём  присоединении к движению “Нет!”.

Другой весомой силой, резко выступающей против конституционных реформ, является внепарламентское движение “Учредительное собрание”. Данная политическая сила склонна к радикальным мерам и считает, что достичь отклонения конституционной реформы возможно путём смены режима. “Учредительное собрание” склонно бойкотировать или провалить проведение референдума, нежели голосовать против вынесенного проекта.

Из гражданских инициатив к фронту “Нет!” готово присоединиться движение “Нет грабежу”, известное как организатор митингов против подорожания электроэнергии.

Вместо заключения

В отличие от конституционных реформ, инициированных вторым президентом Робертом Кочаряном, нынешняя реформа не продиктована необходимостью согласовывать главный закон страны с европейскими стандартами. Мы видим, что в 2004-2005 гг. Совет Европы требовал в срочном порядке провести реформы и привести конституцию в  соответствие с европейскими нормами. Нынешние власти обосновывают необходимость конституционных реформ задачами демократических преобразований, что является весьма сомнительным, имея ввиду их авторитарный метод правления и репутацию. Именно поэтому, политические силы и общественные деятели, выступающие против предложенных конституционных реформ, указывают на их инициатора Сержа Саркисяна и выражают полное недоверие. Как мы увидели, некоторые политические партии и движения даже отказываются обсуждать суть реформ, а призывают использовать референдум конституционных изменений как способ выражения недоверия или свержения власти. Учитывая, что нынешний срок президентства Саркисяна является последним, и то, что изменённая конституция даёт ему возможность неограниченного по времени, а также по полномочиям правления, аргументы, приводимые провластными силами в пользу конституционных изменений, кажутся слабыми.

С другой стороны, предлагаемый проект конституции предполагает переход к парламентской форме правления, что являлось предложением многих оппозиционных партий как во время предыдущих конституционных реформ, так и отражалось в их предвыборных программах. Это даёт хороший повод депутатам от Республиканской партии заявлять, что они проводят изменения, о которых оппозиционеры говорили многие годы.

Рассчитывая силы обоих лагерей, нужно признать, что у власти есть необходимый ресурс для принятия предложенного проекта конституции. С другой стороны, в обществе есть сильное неприятие, недоверие и усталость от нынешних властей. То, что это не выливается в активный протест (хотя протесты против подорожания электроэнергии нельзя назвать пассивными), связано с отсутствием политических сил и лидеров, которым люди доверяют. С приобретения независимости оппозиция в Армении всегда проигрывала власти, и часто в этом были виноваты сами оппозиционные лидеры, оставляющие протестное движение на полпути, тем самым разочаровывая людей. Но люди ищут способы выражения недоверия властям. Референдум об изменении конституции может провалиться именно по этой причине. Даже если предлагаемая конституция будет идеальной, люди могут попросту отвергнуть её, выражая тем самым недоверие власти. Кажется, что лидеры и политические силы, объединённые в движении “Нет!” понимают это. Окончательный вариант проекта поправок к конституции будет поставлен на голосование на следующей сессии Национального Собрания, которая начнётся 5 октября.

Самвел Исраелян, специально для newcaucasus.com

Коллаж newcaucasus.com

ПОДЕЛИТЬСЯ