Украинское поле грузинских легионеров

1839

Нужны ли Украине министры-иностранцы, в том числе из Грузии? После двух месяцев работы нового правительства сделать однозначные выводы никто не решается – у новоназначенного истеблишмента пока остаются и сторонники, и противники.

В начале декабря 2014 года впервые в истории независимой Украины к работе на министерских должностях были привлечены представители иностранных государств. Чтобы не менять закон, позволяющий работать в правительственных структурах исключительно гражданам Украины, президент Петр Порошенко указом от 2 декабря 2014 года предоставил украинское гражданство новым министрам: Наталии Яресько, приглашенной из США на пост министра финансов, Александру Квиташвили из Грузии, который возглавил министерство здравоохранения, и Айварасу Абромавичусу из Литвы, назначенному министром экономического развития и торговли.

По прошествии почти двух месяцев работы, кроме нескольких проектов, планов и обещаний, результатов деятельности министров-иностранцев фактически нет.

Наталия Яресько (до назначения в Кабмин – совладелица компании Horizon Capital) в роли министра финансов смогла «отметиться» презентацией и лоббированием госбюджета-2015. Именно она представляла в Верховной Раде проект госбюджета и часть реформаторского пакета законодательства, которые были приняты парламентом, несмотря на неоднозначные оценки и критику относительно введения новых налогов.

Министр экономического развития и торговли Айварас Абромавичус (до назначения в Кабмин – партнер инвестиционной компании East Capital) пока «прославился» двумя действиями. Первое – вступив в должность, он предложил… ликвидировать свое министерство, назвав его «коррупционным и бюрократическии монстром».

Второе – Абромавичус назначил своим советником эстонку, управляющего директора Украинской ассоциации венчурного капитала и прямых инвестиций (UVCA) Янику Мерило. В должности советника эстонка будет отвечать за привлечение инвестиций, улучшение инвестиционного и бизнес-климата, координацию международных программ и разработку решений электронного правительства. Пока же Мерило отметилась лишь пикантными и откровенными фотоснимками, размещенными в соцсетях.

Два месяца кряду Абрамавичус обещает реформировать собственное министерство. Но дальше слов дело не идет. На днях он в очередной раз заявил, что в ближайшее время в его ведомстве будут проведены кардинальные реформы: сократят до 50% работников, а из 25 департаментов оставят 15.

Отдельного внимания заслуживают многочисленные граждане Грузии, привлеченные в украинскую власть. Политическая элита времен «Революции роз» теперь работает в Киеве и, скорее всего, в своей деятельности будет опираться на опыт тех реформ, которыми прославилась Грузия, в частности, в Министерстве внутренних дел и Министерстве юстиции.

В числе прочих, экс-министр экономики Грузии Каха Бендукидзе мог занять одну из должностей в правительстве Украины. Грузинский реформатор надеялся на старт глубоких реформ в Украине после парламентских выборов. Бендукидзе был приглашен в созданный в Украине специальный совет с целью подъема экономики страны. Он также стал советником президента Петра Порошенко. Однако 13 ноября Бендукидзе скончался в Лондоне на 59-м году жизни.

В свою очередь экс-президент Грузии Михаил Саакашвили отказался занять предложенный ему пост вице-премьера Украины, чтобы не расставаться с гражданством Грузии. Однако многие его соратники не побоялись поменять грузинские документы на украинские и поработать на другую страну.

Здравоохранение по-грузински

Министерство здравоохранения Украины с декабря 2014 года возглавляет бывший министр здравоохранения, труда и социальной защиты Грузии (2008-2010 гг.) Александр Квиташвили.

Судя по его же словам, ему предстоит невозможное – внедрить страховую медицину, кардинально изменить принцип финансирования системы, сделать услуги здравоохранения доступными и относительно недорогими.

«Я работаю в системе здравоохранения уже 15 лет. Все те реформы, которые проходила Грузия, начиная с 1996 года, происходили или под моим руководством, или с моим участием», – заявил Квиташвили, вступая в должность министра здравоохранения Украины.

Впрочем, Квиташвили не имеет профильного медицинского образования. В 1992 году он окончил исторический факультет Тбилисского государственного университета и в 1993 году получил степень магистра в сфере государственного управления в Нью-Йорке.

На самом деле, Квиташвили не является автором грузинской реформы здравоохранения. Он пришел во власть в Грузии, когда реформа была запущена, и стал ее последователем. В 2006 году Каха Бендукидзе создал рабочую группу из двенадцати человек, которые и разработали программу преобразований в здравоохранении Грузии. Однако полной реализации реформ помешали политический кризис 2007 года, российско-грузинская война 2008 года и мировой финансовый кризис.

Квиташвили вступил в должность министра здравоохранения Грузии в январе 2008 года после досрочных президентских выборов и переехал из США в Грузию. К тому времени основная часть реформ была уже проведена.

После двух лет на посту министра здравоохранения Квиташвили по неизвестным причинам решил уйти из правительственных структур и в 2010 году занял пост ректора ТГУ. Оценка его работы как министра в грузинском обществе неоднозначная. При этом, большинство считают, что в период, когда Квиташвили был министром здравоохранения Грузии, никаких перемен к лучшему эта отрасль на себе не ощутила. Существует мнение, что Квиташвили являлся чисто номинальной фигурой на посту министра здравоохранения Грузии, а его реформы, дескать, «банальная приватизация» инфраструктуры и перевод медуслуг на платную основу.

Примечательно также, что автор книги о грузинских преобразованиях «Почему у Грузии получилось?» Лариса Буракова не знает Квиташвили как грузинского реформатора. По словам главы Администрации президента Порошенко Бориса Ложкина, Квиташвили
рекомендовал бывший премьер Грузии Ладо Гургенидзе.

Так или иначе, но украинская система здравоохранения оказалась сложнее, чем представлялась Квиташвили на первый взгляд: масштабнее страна, более закоренелая и запутанная система здравоохранения, дичайшая коррупция. Эксперты считают, что министру понадобится еще время, чтобы вникнуть в то, что ему предстоит реформировать.

Реформаторы юстиции

Наибольшее количество грузин оказались в Министерстве юстиции Украины. Группу грузинских экспертов, которые сегодня находятся в статусе кандидатов на должности в Минюсте, но уже в ближайшее время получат украинские паспорта, возглавляет Гия Гецадзе. Информацию о том, что он будет назначен заместителем министра юстиции и координатором антикоррупционных реформ в ведомстве, первым в своем Facebook опубликовал Михаил Саакашвили. Гецадзе был одним из первых, кто начинал новую реформу полиции в должности первого заместителя министра внутренних дел в правительстве Саакашвили в 2005 году.

«Проводить реформы в Украине меня пригласил министр Павел Петренко. Конечно, решение отказываться от своего гражданства дается нелегко. Но я вижу стремление Минюста проводить реформы. И готов в этом помогать. Потому что победа Украины в борьбе с коррупцией будет победой и Грузии, и всего региона», – считает Гецадзе.

Ключевыми отраслями для реформирования в Минюсте станут регистрационная и исполнительная службы.

Внедрять изменения в системе исполнения судебных решений будет Хатия Шелия, которая с 2010 по 2014 гг. возглавляла юридический департамент Национального бюро исполнения. Председателем Нацбюро и заместителем министра юстиции Грузии в это время был Джаба Эбаноидзе, который уже на протяжении нескольких месяцев помогает Минюсту Украины разрабатывать необходимые реформы.

«Джаба поработал с нашей командой в течение девяти месяцев как руководитель экспертной группы, которая непосредственно разрабатывала концепцию реформирования регистрационной службы Украины и Государственно-исполнительной службы Украины», – сообщил министр юстиции Украины Павел Петренко.

Планируется, что Эбаноидзе будет назначен одним из руководителей Государственной регистрационной службы. В ее составе будет работать еще один грузин – Георгий Циклаури. Он с лета прошлого года также консультирует ведомство Петренко.

К слову, Циклаури уже начал внедрять систему «прозрачного» офиса для регистрационной службы в Украине: летом в Киеве запустили регистрационный центр упрощенных процедур. Еще три таких центра должны появиться в Киеве, области и одном из регионов уже к концу февраля.

Одним из главных вызовов, с которыми столкнутся грузинские реформаторы в нашей стране, станет сопротивление изменениям со стороны чиновников среднего и нижнего звена. По словам Гецадзе, ключевой задачей для Украины на ближайшие месяцы станет вывод из игры неэффективных бюрократов и набор новых, целенаправленных и нацеленных на результат специалистов.

«Плохой полицейский»

Роль «плохого полицейского», который будет проводить радикальные реформы, в Министерстве внутренних дел Украины отведена Эке Згуладзе.

Она проводила реформу полиции Грузии в должности заместителя министра внутренних дел (с 2005 по 2012 год). Позже недолгое время исполняла обязанности министра полиции и общественного порядка Грузии.

13 декабря 2014 года Згуладзе получила гражданство Украины по указу президента Порошенко. Получение гражданства связывали с ее возможным назначением в МВД Украины. Одновременно получила распространение информация о несогласии с этим назначением министра внутренних дел Украины Арсена Авакова, однако советник министра Антон Геращенко опроверг эту информацию.

17 декабря на заседании Кабинета министров Згуладзе была назначена первым заместителем министра внутренних дел Украины.

«Для меня большая честь стать частью команды, которая поставила амбициозную цель – строить новые правоохранительные структуры», – рассказала журналистам Згуладзе.

По ее словам, для проведения сложной реформы милиции нужна огромная политическая воля. «Я бы не согласилась на эту работу, если бы не видела, что у первых руководителей есть такая воля», – утверждает Згуладзе.

Она также пожаловалась, что в Украине существует миф, будто милицию невозможно реформировать. Однако, по ее словам, когда Грузия начинала реформировать МВД, мир называл это самоубийством. Сегодня же многие страны признают, что грузинская реформа правоохранительных органов является наиболее удачной. Згуладзе говорит, что самый важный урок из опыта Грузии – это не бояться совершать безумные поступки.

В конце декабря Згуладзе представила детали будущих реформ в украинском МВД. По ее словам, первоначальная и очень сложная задача – отстроить имидж структуры МВД, а также вернуть доверие украинского общества к сотрудникам правоохранительных органов. Также она сообщила, что МВД ожидают увольнения и набор новых сотрудников. По словам Згуладзе, новых сотрудников в министерство внутренних дел будут набирать с 18 до 35 лет.

Также в МВД ожидается значительное повышение заработных плат, в первую очередь – для реформированных подразделений. Не обойдется и без борьбы с коррупцией в рядах МВД: будут усилены карательные меры, а система будет перестроена так, чтобы она была защищена от коррупции.

Кроме того, ГАИ и патрульная служба будут объединены в одну структуру. По словам Згуладзе, у них будут новые функции и изменена система административных услуг, в частности подходы к оплате штрафов, чтобы минимизировать риск коррупции и построить новые отношения между полицейским и гражданином. В результате реформы Госавтоинспекции все нынешние сотрудники ГАИ будут уволены или переаттестованы. «Будет полностью реорганизована ГАИ, и на ее базе будет создана патрульная служба с более широкими полномочиями», – заявила Згуладзе.

Начало реформы МВД выглядит многообещающе – от желающих стать патрульным полицейским нет отбоя. Набор конкурсантов в новую патрульную службу начался с 20 января. За десять дней заявки на регистрацию в новую патрульную службу подали уже около 27 тыс. кандидатов, при этом набрать предполагалось всего 2 тыс. человек. 37% кандидатов – женщины.

«Сопротивление реформам будет, но поверьте, я об этом не думаю, это будет мешать работе», – отмечает Згуладзе.

…и другие «варяги»

В октябре прошлого года грузинский Фонд Инноваций и Развития организовал группу экспертов, которая по инициативе Администрации президента Украины, вместе с украинскими коллегами начала разработку концепции механизмов деятельности Национального Антикоррупционного бюро.

В грузинскую команду вошли, в том числе, Зураб Адеишвили – во время реформ Михаила Саакашвили он занимал посты Министра нацбезопасности, Генерального прокурора и дважды – Министра юстиции, Давид Сакварелидзе, бывший первый заместитель Генпрокурора в 2010-2012 гг., и Гизо Углава, заместитель Генпрокурора в 2010-2012 годах.

В декабре комиссия по вопросам гражданства при президенте Украины рекомендовала предоставить им украинское гражданство.

Что касается Зураба Адеишвили, то он не может быть назначен на должность в правительстве Украины, так как получил политическое убежище в Венгрии и сейчас живет там. Однако, по словам украинских высокопоставленных чиновников, бывший министр юстиции Грузии будет участвовать в работе двух вышеуказанных ведомств «на общественных началах».

Примечательно, что Михаил Саакашвили объявлен в Грузии в розыск по обвинению в превышении полномочий и растрате госсредств. Зураба Адеишвили, который также, как и президент, покинул страну после смены в Грузии власти, на основе запроса властей Грузии разыскивает Интерпол. Адеишвили обвиняется в превышении служебных полномочий, злоупотреблении служебным положением, в организации бесчеловечного и унизительного обращения с заключенными, в фальсификации улик уголовного дела и провоцировании совершения преступления. В январе 2013 года Тбилисский городской суд заочно избрал в отношении Адеишвили в качестве меры пресечения предварительное заключение. Саакашвили и его сторонники заявляют, что нынешние власти Грузии преследуют бывших чиновников по политическим мотивам.

Еще один консультант в Украине – Гиоргий Вашадзе. Бывший заместитель министра юстиции Грузии ныне также является советником правительства Украины по вопросам реформ. Он объясняет участие грузин в политических процессах в Украине «прагматическим интересом».

«Если у Украины, наконец, выйдет, мы сможем побороть тоталитарную ментальность, которая сейчас с российской стороны хочет проглотить и Украину, и Грузию. Мы не хотим опять остаться одни против России», – говорит Вашадзе.

То, что в украинское правительство вошли иностранцы, он сравнивает футбольной практикой брать в клуб легионеров.

«Легионеров же приглашают в футбольные клубы для того, чтобы лучше играть. То же самое и в менеджменте», – комментирует Вашадзе.

На вопрос о том, что они будут делать, если все же ввести реформы не удастся, грузинские реформаторы отвечают, что попытаются убедить в необходимости решительных перемен украинскую сторону. А если не получится – то, оставив на память готовые стратегии и планы действий, вынуждены будут вернуться на родину.

Нынешние власти Грузии не скрывают своего недовольства назначениями грузинских экс-чиновников в украинском правительстве.

Премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили предупредил украинское руководство, что назначения на должности в правительстве Украины представителей правительства экс-президента Грузии Михаила Саакашвили, могут навредить отношениям двух стран, а также невыгодно отразиться «на имидже» нынешних украинских властей.

«Я не могу объяснить грузинскому народу, почему в дружественное нам украинское правительство может быть назначен разыскиваемый по красному циркуляру Интерпола Зураб Адеишвили, который был одним из главных представителей преступного режима, когда было осуждено 300 тысяч человек. Или Эка Згуладзе, заместитель Вано Мерабишвили, которая в течение многих лет оправдывала существовавший в Грузии режим… Как можно, чтобы Александр Квиташвили, который фактически разрушил систему здравоохранения в Грузии, стал министром здравоохранения Украины», – заявил Гарибашвили.

Между тем, в оппозиционном «Едином национальном движении», партии экс-президента Михаила Саакашвили, назначения в Украине считают подтверждением успеха проведенных в Грузии реформ и «абсурдности» обвинений в адрес прежних властей.

Хлеб и соль Украины

В то же время, более половины украинского общества позитивно восприняли назначение иностранцев в правительство Украины. Это признак того, что люди не доверяют украинским политикам, так как они связаны с коррупционными схемами. Такой мысли придерживается украинский политолог Впадимир Фесенко. По его мнению, у иностранцев нет местного контекста, что позволит им принимать смелые решения. Но решающую роль будет играть то, насколько результативной и эффективной для страны будет их деятельность.

Развивая эту мысль, политтехнолог Тарас Березовец указывает, что шансов на успешное реформирование ведомств у иностранцев выше – они не завязаны на украинский истеблишмент и не страдают от непотизма.

А по мнению экс-министра экономики Украины Богдана Данилишина, государство, приглашая к работе в правительстве иностранцев, частично «отказывается от своих функций управления». Кроме того, Данилишин предполагает, что «большинство иностранных специалистов работают в Украине лоббистами зарубежных компаний или своих стран».

Политолог Вадим Карасев считает назначение иностранцев и, особенно грузинских политиков, на руководящие должности в украинские ведомства плохой идеей.

«Я не в восторге от таких инициатив, потому что это косвенное признание того, что Украина сама по себе бессильна. Да и не нужно преувеличивать реформаторские успехи той же Грузии. Это весьма неоднозначный реформаторский опыт. Почему многие из этих реформаторов покинули страну? Почему они проиграли выборы? Ведь не только потому, что там произошел подкуп избирателей, но и потому что сами грузины не в восторге от таких реформ», – отмечает Карасев.

Максим Вознюк, специально для newcaucasus.com

Коллаж newcaucasus.com

ПОДЕЛИТЬСЯ