Юэ Бин: Концепция экономического пояса Шелкового пути Китая совпадает с национальной стратегией развития Грузии

2162

«Экономический пояс Шелкового пути» Китая, грузино-китайские отношения и китайские инвестиции в Грузию, торговля и экономика, культура и образование – об этом и многом другом рассказывает в эксклюзивном интервью newcaucasus.com Чрезвычайный и Полномочный Посол Китайской Народной Республики в Грузии Юэ Бин (Yue Bin). По мнению посла, через Грузию пролегает самый короткий и быстрый торговый путь между Китаем и Европой, так как Грузия расположена на границе Азии и Европы и имеет очевидные географические преимущества. «Я не раз беседовал о концепции «экономического пояса Шелкового пути» с грузинскими политиками и их настрой всегда был положительным», – говорит г-н Юуе Бин. «Концепция «Шелкового пути» отличается от традиционной модели  регионального сотрудничества», – говорит дипломат в интервью, – «его главной целью является сотрудничество в областях торговли, транспорта и инвестиций и в будущем никак не учитывает создание таможенного союза».

– В прошлом году Китай заявил о стратегической концепции создания «экономического пояса Шелкового пути». Кратко опишите суть этой концепции. Какую роль будет Грузия играть в ней?

– Идея «экономического пояса Шелкового пути» является одной из самых важных концепций экономического развития и дипломатической деятельности Китая. В сентябре 2013 года председатель КНР Си Цзиньпин во время его визита в Казахстан, выдвинул стратегическую концепцию о создании «экономического пояса Шелкового пути». Этот путь представляет новое направление экономического развития регионов на основе древнего Шелкового пути. Он будет пролегать через континент Евразии и его длина будет составлять 7000 км., пересекая многие страны. Он повлияет на 3 миллиарда населения, а также соединит Азиатский, Тихоокеанский и Западноевропейский экономические круги. Этот путь является самым длинным и перспективным коридором в развитии мировой экономики. Главнейшей целью «экономического пояса Шелкового пути» является создание новой модели регионального сотрудничества. Традиционная модель регионального сотрудничества в первую очередь учитывает создание взаимовыгодных торговых и инвестиционных соглашений и установление единой таможенной политики, и затем создание межгосударственных институтов для углубления сотрудничества. Но «экономический пояс Шелкового пути» отличается от этой модели. Его главной целью является сотрудничество в областях торговли, транспорта и инвестиций и в будушем никак не учитывает создание таможенного союза. «Экономический пояс» не является интеграционной организацией сотрудничества. Он не разрушит существующие механизмы регионального сотрудничества. «Экономический пояс» – лишь эфективный путь для прагматичного экономического сотрудничества, с целью улучшения контактов между странами и народами вдоль пояса и достижения взаимной выгоды.

Стратегическая концепция «экономического пояса Шелкового пути» состоит из пяти пунктов; т.е. – политические связи, соединение дорог, свободная торговля, денежное обращение и общие стремления народов. Под политическими связами подразумивается обмен стратегиями и методами экономического развития между странами, стремление к единству сохраняя имеющиеся различия, а также совместное планирование регионального сотрудничества. Очень важно дать «зеленый свет» экономическому слиянию на основе политических и правовых уровней. Соединение дорог подразумевает улучшение трансграничной инфраструктуры, строительство транспортной магистрали между Китаем и Европой, и улучшение условий для экономического развития и передвижения людей. Свободная торговля подразумевает создание выгодных условий для инвестиций, снятие барьеров для торговли, уменьшение расходов и улучшение темпа и качества регионального экономического обращения. Денежное обращение даст возможность вести расчет разными валютами, что уменьшит расходы, позволит противостоять финансовым рискам и повысит международную конкурентоспособность в регионе. Общие стремления народов позволят улучшить дружеские связи, углубить взаимопонимание и положат начало региональному сотрудничеству на социальном уровне.

Ввиду глубоких изменений в глобальном росте, торговле, в структуре инвестиций и передвижении капитала евразийские страны, переживающие ключевой этап экономической трансформации и модернизации, оказались перед необходимостью наращивать потенциальный внутренний спрос как в своем регионе, так и у себя дома, создавать новые источники экономического роста, увеличивать внутренние драйверы экономики, укреплять при этом возможности противодействия рискам. Проект «экономического пояса Шелкового пути» предусматривает как инфраструктурное строительство, так и институциональное формирование, и их реализация даст отдачу в следующих аспектах: улучшение бизнес-среды в странах и регионе; цивилизованное, свободное перемещение и распределение экономических факторов региона; развитие внутриконтинентальных стран и отдаленных районов; уменьшение издержек и снятие барьеров торговли и инвестиций; увеличение динамики реформ и внешней открытости всех стран в регионе.

Китай привержен добрососедским и партнерским отношениям с соседями и заинтересован в спокойствии и процветании в соседних странах, стремится путем формирования «экономического пояса Шелкового пути» более активно участвовать в международных делах и делах сопредельных регионов в духе доброжелательности, искренности, взаимной выгоды и инклюзивности, создавать, таким образом, большее общественное благо как ответственная крупная держава. «Экономический пояс Шелкового пути» стимулирует гармонизацию стратегии развития Китая с национальными стратегиями сопредельных стран и стран Евразии, призваны расширять поле общих интересов, чтобы развитие каждой стороны приносило общую для всех выгоду. Основной опорой и главным содержанием «экономического пояса шелкового пути» являются экономические и гуманитарные обмены, с соблюдением принципов не вмешиваться во внутренние дела друг друга, не претендовать на доминирующее положение, либо искать зону влияния.

Создание экономического пояса Шелкового пути – это долгий процесс, его сразу не выполнишь. Тут требуется целый комплекс кропотливой и терпеливой работы, вести дела не спеша и не торопясь, а последовательно и поэтапно переходить к масштабному региональному сотрудничеству. Приоритетными направлениями и проектами с высшей степенью проработки могут быть создание единой инфраструктурной сети, содействие торгово-инвестиционной либерализации, индустриальное сотрудничество и, конечно, гуманитарные обмены и людские контакты. Что касается индустриального сотрудничества, то в него могут включиться самые разные сферы: сельское и рыбное хозяйство, наука и техника, традиционная и высокотехнологическая производственная индустрия и сервис. Стороны должны ускорить согласование и продвижение проектов в области автодорог, железных дорог, авиации, речных и морских перевозок, разработки энергоресурсов, трубопроводов, электроэнергии и телекомуникации. Также надо ускорить переговорный процесс по заключению соглашения о свободной торговле и выработку мер по облегчению поездок людей. При осуществлении этих проектов, мы должны всячески превращать преимущества в области политических отношений, географической близости и экономической взаимодополняемости в преимущества для практического сотрудничества и устойчивого экономического роста. Постараться совершенствовать логистическую систему, обеспечить гармонию и согласие, чтобы осуществить взаимовыгодное сотрудничество и совместное развитие.

Грузия расположена на границе Азии и Европы, имеет очевидные географические преимущества. Лежащий через Грузию торговый путь между Китаем и Европой самый короткий и быстрый. Концепция «экономического пояса Шелкового пути» совпадает с национальной стратегией развития Грузии. Я не раз беседовал об этой концепции с грузинскими политиками и их настрой всегда был положительным. Грузию и Китай связывают традиционные дружеские отношения. Древний Шелковый путь тесно связал наши народы. Углубление сотрудничества наших стран основано на взаимных интересах наших наций. Я уверен, что с улучшением инфраструктуры и инвестиционных условий, Грузия сыграет важную роль в процессе создания «экономического пояса Шелкового пути» и двустороннее сотрудничество в разных областях будет всесторонне развиваться.

– Как развиваются китайско-грузинские отношения в сфере экономики и торговли?

– Со дня установления дипломатических отношений между Китаем и Грузией, двусторонние отношения в сфере торговли и экономики довольно успешны. Объемы торговли продолжают расти. В 1992 году, когда были установлены ипломатические отношения между нашими странами, товарооборот составлял лишь 3.68 млн. долларов. В прошлом году он уже составил примерно 600 миллионов долларов и возрос в 163 раза. Таким образом, Китай уже стал пятым по величине торговым партнером Грузии. Прямые китайские инвестиции в экономику Грузии составляют более 300 млн. долларов США. Они ежегодно способствуют созданию более 1000 рабочих мест. Китайская сторона ежегодно предоставляет необходимую помощь для экономического и социального развития вашей страны. Китайское правительство в прошлом году опять предоставило Грузии безвозмездную помощь на сумму в 5 млн. долларов. В настоящее время идут консультации по поводу использования этих денег на строительство овощных теплиц, а также планируется предоставить Грузии новую партию сельскохозяйственной техники и других товаров. В прошлом году китайское правительство уже оказало подобную помощь, что особо обрадовало сельское население. Китайские компании также активно участвуют в модернизации инфраструктуры Грузии. Согласно контракту, проекты завершаются вовремя. Грузинское правительство высоко ценит эти компании. Стороны также плодотворно сотрудничают в сфере сельского хозяйства, финансов и переподготовки персонала.

Китайская компания Хуалинь инвестировала 150 млн. долларов в проект по строительству специальной экономической зоны вблизи Тбилисского моря, также частью проекта является строительство Олимпийской деревни для Европейского Молодежного Олимпийского Фестиваля 2015 года. После завершения проекта, это место станет крупнейшим бизнес-центром не только в на Южном Кавказе, но и во всей Центральной Азии. Этот проект поспособствует осуществлению стратегии Грузии, чтобы она стала транзитным торговым центром в регионе. Вышеуказаная экономическая зона поможет развитию торговли грузинской продукции, улучшит жизненные условия местных жителей и создаст больше рабочих мест для граждан Грузии. Это выгодный экономический проект для социального развития страны и благосостояния населения. Грузинское правительство и местное население поддерживают и преветствуют этот проект.

Китай и Грузия – развивающиеся страны. Экономика обеих стран быстро развивается, а уровень жизни людей улучшается. Экономика двух стран гармонична, существует огромный потенциал для сотрудничества. Я верю, что по мере дальнейшей стабилизации политической ситуации и улучшения инвестиционного климата в Грузии, все больше и больше крупных китайских компании будут инвестировать в Грузию и  перспективы экономического сотрудничества между двумя странами углубятся.

– Как развивается китайско-грузинское сотрудничество в области туризма? Насколько популярна Грузия среди китайских туристов?

– У Грузии очень богатые туристические ресурсы. Природные пейзажи Грузии прекрасны, грузинский народ гостеприимен, а ваша культура, включая виноделие, соблазнительна. Китайское правительство решило включить Грузию в список стран, рекомендуемых своим гражданам для туристических поездок зарубежом. После назначения прямого авиарейса между Урумчи и Тбилиси, а также подписания соглашения между Китаем и Грузией о сотрудничестве в области туризма, число китайских туристов в Грузии увеличилось. Туризм – одно из приоритетных направлений национального развития, грузинская сторона надеется расширить двустороннее сотрудничество в сфере туризма и с радостью примет больше китайских туристов. В прошлом году более 100 миллионов китайских граждан путешествовало зарубежом. Большинство из них – туристы. Хотя бы небольшая часть из них посетит Грузию, это очень поможет развитию туризма и улучшению экономического положения вашей страны. Я сам активно участвую в популяризации Грузии среди китайцев, знакомлю их с прекрасной и дружелюбной страной. Я прилагаю все усилия для повышения интереса китайского народа к вашей стране, чтобы они приехали и попробовали прекрасное грузинское вино и грузинские блюда, почувствовали гостеприимство грузинского народа. Я бы хотел, чтобы больше китайских туристов имели желание увидеть Грузию. В настоящее время, их число быстро растет.

– Что нового происходит в двусторонних отношениях в сфере культуры и образования?

– У китайской и грузинской цивилизаций очень долгая история. Обе страны имеют очень богатое культурное наследие. В течение последних двух лет в обеих странах проводятся Дни культуры Китая и Грузии. Эти мероприятия вызвали очень хороший резонанс в обществе. Китай и Грузия готовы проводить двусторонние культурные обмены и, надеюсь, благодаря этому больше ансамблей будет представлено обществам наших стран. В середине марта, по приглашению Министерства культуры Грузии, художественый ансамбль инвалидов Китая впервые выступит в Грузии. Это будет первый визит китайского государственного ансамбля в Грузию за последние годы. Эта труппа очень высокого уровня. Они побывали в более чем 80 стран мира, руководители и граждане которых радушно приняли их. Номер их программы «Тысячерукая Богиня» уже стал визитной карточкой культуры Китая. Это представление не только познакомит широкую публику Грузии с настоящим китайским искусством, но и передаст силу духа и позитивный настрой нашего народа. Кроме того, мы активно работаем с Министерством культуры Грузии по направлению развития отношений в сфере кино, литературы и т.д.

Сотрудничество в сфере образования также плодотворно. В 2010 году на базе Свободного университета открылся первый в Грузии Институт Конфуция. В 2012 году китайская сторона прислала 10 волонтеров в качестве учителей китайского языка, а в прошлом году их число возросло до 15-ти. В нынешнее время, в 20 разных учебных заведениях Тбилиси проводятся уроки китайского языка. Надеюсь, их число в будущем увеличится. Уже примерно 500 человек изучает китайский язык и, можно сказать, что в Грузии тоже начался «бум» китайского языка. Ежегодно наше правительство предоставляет грузинским студентом 10 грантов для учебы в Китае. В настоящее время за пределами Китая более 100 миллионов студентов и учащихся изучают китайский язык. Несмотря на то, что мы уже много сделали, интерес грузинского народа к китайской культуре и языку все еще не удовлетворен. После моего вступления в должность, я побывал почти в 10 высших и средних учебных заведениях. Я прочитал студентам лекции об истории, культуре, экономике Китая и развитии грузино-китайских отношений. Я также присутствовал на конкурсах китайской музыки и чтения стихов, которые были организованы Институтом Конфуция. Я считаю, что грузинские студенты с большим энтузиазмом изучают китайский язык. Они талантливы и за короткий срок хорошо овладеют азами китайского языка. Я готов активно содействовать приезду большего количества китайских учителей в Грузию и отправлению грузинских студентов в Китай. Посольство Китая планирует проводить «Открытый день», чтобы дать грузинским студентам и учащимся больше возможности познакомиться с китайской культурой, укрепить взаимопонимание между молодыми поколениями наших стран, положить начало  дальнейшему сотрудничеству в будущем и взрастить больше продолжателей наших дружеских отношений.

 

Лика Жоржолиани, специально для newcaucasus.com

ПОДЕЛИТЬСЯ