Джамиль Гасанлы: Давление властей Азербайджана на оппозицию – величина постоянная

1444

Внутренняя ситуация в Азербайджане и отношения власть-оппозиция, Восточное партнерство, влияние России и Ирана на страну, Карабахский конфликт – об этом и другом рассказывает в эксклюзивном интервью newcaucasus.com экс-кандидат в президенты Азербайджана от Национального совета демократических сил Джамиль Гасанлы.

– Объединенная оппозиция Азербайджана не смогла добиться успеха на прошедших президентских выборах. Что, по-вашему, стало причиной поражения?

– Сразу хочу подчеркнуть, что это не поражение. Президентские выборы не были справедливыми и прозрачными. Мы получили необходимое для победы количество голосов. Однако результаты выборов были массово сфальсифицированны и преподнесены как поражение оппозиции. В моральном плане Национальный совет демократических сил Азербайджана выборы выиграл. В голосовании приняло участие всего-навсего 20% избирателей и приблизительно 63-65% голосов получил Национальный совет, а кандидат от правящей партии – всего 18% голосов. В случае проведения свободных и демократических выборов оппозиция победила бы. Власти искусственно увеличили активность избирателей до 72%, массово подделывали результаты голосования, что и сказалось на конечных данных. Официальные  результаты голосования были подготовлены и подтасованы властями еще до проведения самих выборов. Власти Азербайджана в очередной раз показали свою неготовность проводить демократические выборы.

– Какие шаги намерен предпринять в будущем Национальный совет? Каковы ваши планы?

– В Национальном совете объединены основные оппозиционные партии – «Мусават», партия Наодного фронта Азербайджан (ПНФА), партия «Классического» народного фронта, движение EL, партия «Открытое общество», а также беспартийные политики, активисты гражданского общества, представители интеллигенции. Национальный совет является моделью объединенной оппозиционной партии. Мы намерены реорганизовать Нацсовет, создать различные новые структуры, хотим сохранить и усилить эту модель. Нацсовет и сегодня является центром силы оппозиции, который придерживается проевроатлантической политики, выступает против коррупции, монополий, за проведение демократических выборов и в этом направлении у нас впереди еще много дел.

– Собирается ли Нацсовет принимать участие в будущих муниципальных и парламентских выборах?

– Муниципальные выборы пройдут в следующем году, парламентские – в 2015 году. Принимать или нет в этих выборах участие – будет решать сессия Национального совета. Мой сегодняшний статус – член Нацсовета и я не решаю подобные вопросы. Я думаю, что те партии, которые объединены в Нацсовете, скорее всего, примут участие в парламентских выборах.

– Азербайджанская оппозиция и раньше пыталась объединиться, однако это не приводило к долгосрочному сотрудничеству. Как вы считаете, не стоят ли перед Национальным советом риски распада и если да, то какие именно?

– Создание Национального совета было идеей Рустама Ибрагимбекова, которого, кстати, в Грузии хорошо знают. Мы вместе с ним состояли в Форуме интеллигенции, где он выступил с идеей создания крупного объединения оппозиционных сил. Что касается названия, то Национальный совет демократических сил ведет свое начало с 1918 года, когда основателями Азербайджанской демократической республики и был создан Национальный совет. Тогда в Тбилиси была провозглашена независимость Азербайджана.

Конечно же, риски есть. Власти будут продолжать идти на различные провокации и мы ожидаем этого, но между оппозиционными силами, входящими в Нацсовет, есть договоренность о необходимости его сохранения и усиления. Я думаю, что это очень интересная и полезная для страны модель объединения национальных, оппозиционных сил, представителей интеллигенции, молодежи. Молодежь сегодня играет большую и очень важную роль в политической, общественной жизни Азербайджана. Думаю, что представители молодежных организаций также будут представлены в Нацсовете.

– Вы ожидаете усиления давления на Нацсовет, на отдельные оппозиционные партии, входящие в него со стороны властей?

– Это давление уже осуществляется. Посмотрите на географию судов над представителями оппозиции –  членов молодежной организации NIDA судили в Баку, членов РЕАЛ – в городе Шеки, представителей партии «Мусават» – в Ленкорани и т.д.; становится понятно, что репрессии осуществляются практически по территории всей страны и давление продолжается. Все эти люди входили в Нацсовет и сегодня они осуждены по ложным обвинениям. Так, активистам NIDA в квартиры подбросили не только наркотики, но и бутылки с «коктейлем Молотова».

Я присутствовал на судебном заседании по делу активистов NIDA и их адвокат спросил судью, знает ли он, что такое «коктейль Молотова». Судья ответил, что не знает. Такой же вопрос был задан стороне обвинения и прокурор также заявил, что не знает что это такое и никогда не видел «коктейля»… Так откуда появился в деле «коктейль Молотова»? Я думаю, что власти хотели привнести новый креатив в обвинения, так как уже неоднократно использовали оружие, наркотики, которые подбрасывались представителям оппозиции. Поэтому кому-то пришла идея с «коктейлем Молотова». Это же смешно!

Мы не ожидаем давления в будущем – оно осуществляется постоянно.

– Если ли у Нацсовета свое видение относительно урегулирования Карабахского конфликта?

– Мы думаем, что Карабахский конфликт обязательно должен быть решен в условиях демократической власти в обеих странах, в первую очередь, в Азербайджане. Страна должна развиваться в демократических условиях, должны были защищены гражданские права населения, власть обязана в полном объеме уважать национальные меньшинства, необходима нормальная работа социальной сферы – все это возможно только при демократическом правлении. Поэтому мы считаем, что решение Карабахского конфликта возможно лишь в условиях полной демократии. Если бы Азербайджан подписал полный пакет соглашений Вильнюсского саммита, то это оказало бы позитивное влияние на урегулирование конфликта.

Армения выбрала свой путь интеграции с Россией и отказалась от ассоциации с Евросоюзом, и если бы Баку подписал это Соглашение, то это открыло для Азербайджана очень широкие возможности – страна получила бы поддержку европейских государств, что предполагает уважение прав граждан собственной страны, прав национальных меньшинств и развитие демократических институтов. Это открыло бы большие перспективы для решения конфликта, так как в этом случае Азербайджан получил бы поддержку со стороны Запада, США, международного сообщества.

– На прошедшем Вильнюсском саммите официальный Баку отказался парафировать соглашение с Евросоюзом. Как вы считаете, почему было принято такое решение?

– Азербайджан подписал соглашение об упрощении визового режима с Евросоюзом. Было бы, конечно, лучше, если бы Баку, как Грузия и Молдова, парафировал Соглашение об ассоциации с ЕС. Наверное, у официального Баку есть некоторые проблемы и потому азербайджанские власти выжидают. Но хотят они того или нет, Азербайджан рано или поздно должен будет подписать это соглашение. Я думаю, что Азербайджан уже в ближайшем времени подпишет полный пакет соглашения.

– Насколько реальны риски исламской революции в Азербайджане?

– Подобной революции не ожидается. Власти иногда поднимают эту тему, якобы в стране существует опасность распространения радикального ислама. Но я подобной опасности не вижу, так как Азербайджан светское государство, большая часть населения которого получает светское образование. Конечно, существует определенное иранское влияние, что играет некоторую роль, но чтобы они смогли взять власть в стране – я исключаю это.

– Как вы оцениваете роль и влияние России на Азербайджан, на власти страны?

– Конечно же, влияние есть. Если бы не существовало российского влияния, то, наверное, Ильхам Алиев в Вильнюсе подписал бы полный пакет Соглашения об ассоциации с Евросоюзом. Москва не желает расширения западного влияния на территорию бывшего Советского Союза и потому создает различные преграды для этого. Но что взамен предлагает Россия постсоветским республикам? У нее нет нормальных политических и экономических взаимоотношений с ними, она не обладает современными технологиями, сама Россия не является демократической страной. Я считаю, что рано или поздно, но все страны Южного Кавказа будут интегрированы в западные структуры – это требование времени.

– Какой вам видится сегодняшняя ситуация в Грузии?

– Я думаю, что Грузия уже выбрала свой путь – интеграцию с западной цивилизацией, а это уже большое достижение. Конечно, можно спорить и критиковать некоторые направления политики Михаила Саакашвили, но он сделал очень многое для демократического выбора Грузии. Самым большим достижением я считаю то, что граждане Грузии знали, что их голос является решающим на выборах. Грузия уже начала создавать основу для демократического общества, показателем чего стали открытые, прозрачные выборы. Я желаю дальнейших успехов нашему соседу Грузии.

 

Ираклий Чихладзе, специально для newcaucasus.com

Фото: И. Чихладзе

ПОДЕЛИТЬСЯ