Озгур Туфекчи: Президенту Алиеву гарантирован четвертый срок

1246

Внешняя политика Азербайджана, власть и оппозиция, Таможенный союз и Евросоюз, оценка прошедших президентских выборов – об этом и другом рассказывает в эксклюзивном интервьюnewcaucasus.com основатель и генеральный директор Центра стратегических исследований и анализа (CESRAN) Озгур Туфекчи.

– Как вы оцениваете прошедшие в октябре этого года президентские выборы в Азербайджане?

– Азербайджан пережил трудные времена после распада Советского Союза, наряду с другими постсоветскими странами. Государства также как и люди – рождаются, взрослеют и умирают. И по этой аналогии Азербайджан сравнительно недавно состоявшееся государство, и на его полноценное становление нужно время. Тем не менее, справедливости ради надо отметить, что, по сравнению с другими постсоветскими государствами, Азербайджан многого добился в установлении стабильности, сбалансированности отношений с соседними странами, избавился от экономических проблем и т.д. Если говорить о выборах, я считаю, что Азербайджан сумел очень корректно провести избирательный процесс, несмотря на некоторые проблемные вопросы, которые, я уверен, со временем будут прояснены.

– В Ереване существует мнение, что переизбрание Ильхама Алиева на пост президента Азербайджана может быть полезным для Армении. Что вы думаете об этом, и если это мнение соответствует действительности, то чем оно обусловлено?

– В известном трактате Сунь-цзы «Искусство войны» есть такое изречение: «Если вы знаете и себя, и своего врага, то вы сможете выиграть все сражения». Я могу объяснить заявление Сержа Саргсяна этой цитатой. Кроме того, сейчас продолжаются переговоры между Арменией и Азербайджаном, и, очевидно, что если бы президентом страны стал кто-то другой, это бы негативно сказалось на переговорном процессе.

– Как намерение Армении присоединиться к Таможенному союзу повлияет на ситуацию на Южном Кавказе? Какие экономические и политические последствия это будет иметь для самого Еревана и региона в целом?

– Что касается региональной динамики, Армения должна была определиться с внешнеполитическим вектором. И, в конце концов, Ереван сделал выбор в пользу Таможенного союза. Это абсолютно нормально, так как Армения экономически сильно зависит от России. Москва является крупнейшим торговым партнером Еревана. Именно из России идет наибольший объем инвестиций. Что касается политических и экономических последствий, это ничего не изменит, но шаг Армении может стать стимулом для Грузии и Азербайджана определиться со своими внешнеполитическими и торгово-экономическими векторами.

– Избрание президентом Ирана Хасана Роухани, который в отличие от консервативного Махмуда Ахмадинежада считается реформатором, и появление возможности нормализации в отношениях с Западом – какое влияние это окажет на отношения между Тегераном и странами Южного Кавказа, Азербайджаном, в частности?

– Преемственность является важнейшим фактором для любого государства. В том числе и для Ирана. Я не думаю, что Роухани сильно отличается от Ахмадинежада. В конце концов, его кандидатура была одобрена аятоллой Али Хаменеи еще до выборов. Это показывает, что он не является реальным реформатором. Иран отстаивает свои национальные интересы. И сейчас Тегерану необходима нормализация отношений с Западом, так как существующий статус-кво не очень устойчив. И мы не знаем, какой будет политика Роухани. Единственное, что предельно ясно, это то, что Иран имеет потенциал и амбиции стать региональной державой. В этом смысле мы не должны ожидать серьезных изменений во внешней политике Тегерана.

– Чего ждать странам Южного Кавказа от предстоящего саммита «Восточного партнерства» в Вильнюсе?

– Как я уже говорил ранее, государства Южного Кавказа должны сделать свой выбор. «Восточное партнерство» – это еще одна платформа, призванная помочь нам определиться. По большому счету, Армения уже огласила свое решение. Для Грузии – ассоциация с Евросоюзом – единственный способ выхода из-под влияния России, особенно после войны 2008 года. Что же касается Азербайджана, то тут не все так ясно. Баку пытается сбалансировать отношения с полюсами силы, а не пытаться бороться с одним из них.

– Многие обвиняют Ильхама Алиева в авторитаризме. Как вы думаете, изменится ли его внутренняя политика в период третьего президентского срока?

– Этот вопрос нужно задать тем, кто его обвиняет. На своих первых выборах Ильхам Алиев получил 75% голосов, а идя на третий – заручился поддержкой 85% избирателей. Как видите, цифры не свидетельствуют о каком-либо недовольстве народа Азербайджана.

– Что касается внешней политики Азербайджана, будут ли какие-то изменения на этом направлении?

– Я не ожидаю значительных сдвигов во внешней политике Азербайджана. Основной задачей, как и раньше, будет восстановление территориальной целостности. Еще один новый вопрос в повестке дня – решение Армении присоединиться к Таможенному союзу. Как я уже говорил, это решение будет оказывать влияние на позицию Азербайджана. Баку должен будет решить – вступать или не вступать в Таможенный союз.

– Каких действий вы ожидаете от азербайджанской оппозиции? Сумеет ли она, наконец, объединиться?

– Как мы все знаем, Джамиль Гасанлы был кандидатом от объединенной оппозиции. Тем не менее, он не смог заручиться достаточной поддержкой, чтобы стать реальным соперником Ильхама Алиева. Честно говоря, Алиев является единственным, кто может решить будущее Азербайджана. Только он, а не оппозиция. Если действующее правительство будет успешно бороться с коррупцией, проведет реформу системы образования и обеспечит экономическую стабильность, в 2018 году четвертый срок Алиеву гарантирован.

 

Фуад Шахбазов, специально для newcaucasus.com

ПОДЕЛИТЬСЯ