Ильгар Велизаде: Азербайджан не Египет и не Тунис и, тем более, не Сирия

1073

Азербайджано-грузинские отношения, стратегическое партнерство Баку и Тбилиси, будущие президентские выборы в Азербайджане, отношения России и стран Южного Кавказа. Об этом и многом другом рассказывает в эксклюзивном интервью newcaucasus.comэксперт, руководитель клуба политологов «Южный Кавказ» Ильгар Велизаде (Азербайджан).

– После парламентских выборов в Грузии стало реальным если не изменение, то некоторая корректировка внешнеполитического курса Тбилиси. На ваш взгляд, как это может сказаться на отношениях с официальным Баку?

– Давайте скажем прямо – речь идет о новом векторе грузино-российских отношений. И, оценивая именно этот вектор, я думаю, что практические шаги нового грузинского руководства, направленные на восстановление отношений с Россией, там где это возможно, не могут негативно сказаться на отношениях Тбилиси и Баку. Дело в том, что азербайджано-грузинские отношения имеют собственный ресурс, выработавшийся на протяжении двух десятилетий сотрудничества. Уровень политических и экономических отношений двух стран соответствует долгосрочным стратегическим интересам как Тбилиси, так и Баку и реальная политика всегда будет способствовать тому, что любые заявления и намерения самых высоких лиц в конечном итоге будут нивелироваться с учетом конкретных обстоятельств. Я допускаю, что новое грузинское руководство неопытно в делах государственных и поэтому может делать не вполне оправданные заявления, как это было по поводу железной дороги Баку-Тбилиси-Карс или по поводу открытия железнодорожного сообщения через территорию Абхазии, но на сегодняшний день ни одно из этих заявлений не реализуется. Вот вам и реальная политика.

Что касается отношений Грузии с Россией, то любой процесс нормализации политической обстановки на Кавказе должен приветствоваться. Любой такой процесс должен осуществляться с учетом соблюдения интересов сторон. Грузино-российская война и ее последствия были не в интересах Азербайджана. Если будет идти обратный процесс, мы могли бы его только приветствовать. Конечно, в идеале, было бы очень хорошо, если продвижение имело место и в отношениях между Азербайджаном и Арменией.

– Как вы в целом оцениваете заявления премьер-министра Грузии Бидзины Иванишвили, касающиеся региональной политики? Возьмем, к примеру, заявления, сделанные им в Ереване?

– Что касается заявлений, сделанных в Ереване, что ж, пока это всего лишь заявления. Любые заявления следует оценивать по весу конкретных шагов, предпринятых в отношении их реализации. Пока таких шагов нет.

– Как вы можете в целом охарактеризовать новое правительство Грузии? Сохранит ли оно, по вашему мнению, курс на стратегическое партнерство с Азербайджаном?

– Новое правительство Грузии, как показывают события, не имеет опыта государственного управления, за исключением отдельных лиц. Оно еще не достаточно слаженно работает, имеет явно слабый механизм выработки и принятия решений. Отсюда все эти мелкие и более заметные недочеты в его работе. Но у него пока есть время исправиться и серьезно работать над этими недочетами, чтобы не допустить превращения их в более крупные политические ошибки и просчеты.

Что касается стратегического партнерства с Азербайджаном, то оснований менять существующее положение вещей в данном вопросе, у грузинского руководства нет.

– Смена власти в Грузии путем выборов, по мнению многих экспертов, стала прецедентом для всего региона Южного Кавказа. Может ли это, скажем так, вдохновить азербайджанскую оппозицию и критически настроенную часть общества на попытку изменить ситуацию внутри собственной страны?

– Для того, чтобы так считать, надо усматривать параллели между политическими процессами в Грузии и в Азербайджане. Я таких параллелей, по крайней мере, четких и очевидно прослеживающихся не вижу. Да и сходств в политических системах и в динамике политических процессов практически немного. Мы уже были очевидцами того как в прежние годы нашу оппозицию вдохновляли цветные революции на постсоветском пространстве или арабские бунты. Ничего похожего в Азербайджане не случилось. Я считаю, что слепое проецирование процессов происходящих в других странах на нашу реальность неправильно. В Азербайджане сложилась собственная реальность, более сложная, чем кажется на первый взгляд и менее прогнозируемая с точки зрения кризисных ожиданий. Иногда, кажется, что наша оппозиция очень увлекается тем, что смотрит зарубежные новости по телевизору и мало знает о сути общественно-политических процессов внутри страны. Это их проблема. Системная проблема самой оппозиции. Вспоминаются слова классика: «Их мало и страшно далеки они от народа».

– После того как в прошлом году президентом России вновь был избран Владимир Путин, из Москвы все чаще стали звучать призывы к евразийской интеграции. Какую позицию занимает Баку в этом вопросе?

– Для Азербайджана в этом проекте слишком мало привлекательных черт. Да и конкретные геополитические аспекты этой интеграции вызывают большие сомнения. Мы знаем, что в этом проекте предлагают участвовать и Армении. О каком совместном интеграционном проекте с Арменией может идти речь, когда эта страна оккупирует 20% нашей территории и возвращать их обратно не торопится? Да и Северный Кавказ представляет пороховую бочку, готовую в любой момент взорваться очередной межэтнической или межконфессиональной войной. Оценивая все эти риски, Баку никогда не будет проявлять своей заинтересованности в данном проекте. Конечно, до тех пор, пока геополитическая ситуация не изменится.

– Большинство экспертов сходятся во мнении, что итог президентских выборов в Армении предопределен. Тем не менее, как вы думаете, повлияет ли исход выборов на ситуацию в регионе?

– Если и повлияет, то только негативно. У власти в этой стране, судя по всему, останутся прежние люди, значит, их политика сохранится. Эта политика уже завела Армению в глухой геополитический тупик, а продолжение ее ничего хорошего стране не сулит. Конечно, на этом фоне возможны все самые плохие сценарии, начиная от внутриполитического коллапса и заканчивая новой армяно-азербайджанской войной. Для региона ни один из указанных сценариев не благоприятен.

– Недавние митинги в Баку, а также беспорядки в Исмаилах – насколько серьезны эти протесты? Ряд СМИ даже пишет о признаках начала «арабской весны» в Азербайджане. Не подогреваются ли извне подобные настроения в преддверии президентских выборов?

– Несомненно, рост протестных настроений обусловлен как приближающейся датой президентских выборов, так и желанием политически ангажированных сил внутри страны и за ее пределами изменить политическое поле страны в свою пользу до начала президентской гонки. С этой точки зрения любой протест серьезен. Но я против спекуляций на эту тему. Вспоминаю выпуски новостей в советские годы. Посмотрев их, вывод о неизбежности краха капиталистической системы в странах Запада напрашивался сам собой, а развалился как раз – Советский Союз. Не хотелось бы, чтобы мы наступали на те же грабли. В стране есть много серьезных проблем и протестные выступления последнего времени на них открыто указывают. Для властей страны это сигнал о необходимости самым тщательным образом заниматься их решением. Но сравнивать Азербайджан с Египтом… это чистейшей воды спекуляция, подтасовка фактов. Азербайджан не Египет и не Тунис и, тем более, не Сирия. Поэтому советую очень внимательно относиться к информации.

 

Фуад Шахбазов, специально для newcaucasus.com

Фото: Новости-Азербайджан

ПОДЕЛИТЬСЯ