Мохсен Кебряй: Иран заинтересован в стабильной Грузии

4217

Грузия как транспортный коридор между Ираном и Европой, новые транзитные проекты после отмены санкций против Ирана, иранские инвестиции в Грузию, грузино-иранские отношения – об этом и многом другом рассказывает в эксклюзивном интервью newcaucasus.com заместитель руководителя миссии посольства Исламской республики Иран в Грузии Мохсен Кебряй (Mohsen Kebriaei).

– Может ли Грузия стать транзитным и транспортным коридором между Ираном и Европой?

– Энергетические отношения имеют большое региональное значение. Необходимо, чтобы страны всего региона включились в этот формат. Когда мы говорим о сотрудничестве, мы  просчитываем дальнейшие перспективы.

Иран является второй страной по газовым ресурсам. Мы видим, что Запад ищет альтернативные источники для получения энергоносителей. Из-за того, что между Ираном и Грузией не существует общей границы, поставка энергоресурсов должна осуществляться или через Армению, или через Азербайджан.

Газопроводом, проходящим через Армению, сегодня управляет Россия, с азербайджанской стороной у нас также существует газопровод, который, по нашей информации, работает с меньшей нагрузкой и он обладает большим потенциалом, чем используется на сегодняшний день.

То есть, все возможности транзита есть у Армении, Грузии и Азербайджана.

Грузия может быть активно включена в два коридора – «Север–Юг» и «Запад-Восток».

Транспортный коридор «Север-Юг» начинается с Индийского полуострова, затем проходит до Персидского залива, через  Центральный Иран в Грузию и выходит в Европу.

Сейчас обсуждается участие Азербайджана, Ирана, Грузии и Болгарии в новом международном транспортном коридоре «Черное море – Персидский Залив». Уже идут активные переговоры со всеми заинтересованными странами. Также готовится соглашение, которое планируется подписать в будущем.

В Иране и Азербайджане уже осуществляются определенные инвестиции, так как для осуществления этого проекта необходима определенная инфраструктура. Этот проект включает в себя как строительство железной дороги, так и морской и воздушный пути.

После задействования этого коридора, роль Грузия станет более значительной.

Новый международный транспортный коридор (МТК) «Черное море – Персидский залив» представляет собой переплетение международных транспортных коридоров «Запад-Восток» через Грузию в Азербайджан и, в дальнейшем, в рамках коридора «Север-Юг» – из Азербайджана в Иран и страны Персидского залива.

–  Грузия восстановила безвизовый режим с Ираном, что может измениться в грузино-иранских отношениях?

– Как мы знаем, правительство Грузии временно приостановило действие безвизового режима с Ираном в 2013 году. В течение этого времени Иран сохранил безвизовый режим с Грузией.

Сейчас Грузия восстановила безвизовый режим с Ираном, это будет содействовать свободному передвижению граждан обеих стран. Также очень важно, чтобы все большее количество грузинских граждан посетили Иран. В результате население обеих стран получит больше информации друг о друге.

Если говорить о причинах, почему Грузия восстановила безвизовый режим с Ираном, то необходимо с этим вопросом обратиться к грузинскому правительству.

Мы считаем, что грузинское правительство заинтересовано в большем развитии двухсторонних отношений между нашими народами. И решение о восстановлении безвизовых отношений было принято с учетом интересов правительства  Грузии.

– Как развиваются торговые отношения между двумя странами?

Помимо политических отношений, для развития торгово-экономических отношений одним из главных направлений является развитие банковских связей между двумя странами.

После снятия санкций с Ирана, система межбанковских платежей SWIFT отменила санкции с иранских банков в январе 2016 года. Иран заново включился в систему SWIFT. Многие страны восстановили банковские отношения с Ираном. И мы ожидаем, что грузинские банки также сделают шаги в этом направлении. Сейчас мы зависим от их решения и пока этот вопрос остается открытым.

В Грузии работают много иранских компаний, некоторые грузинские компании работают в Иране. Восстановление банковских отношений необходимы для того, чтобы коммерческие банки смогли выделить кредитные линии для бизнеса. Есть интерес со стороны некоторых иранских банков в открытии своих филиалов в Грузии.

– Насколько заинтересована иранская сторона в осуществлении инвестиционных проектов в различные сектора грузинской экономики?  

– Если рассмотреть экономические отношения между Ираном и Грузией, то на первом плане стоит торговля. Большая доля приходится на нефтепродукты, экспортируются из Ирана в Грузию также строительные материалы.

Иранская сторона также заинтересована грузинской продукцией. Есть заинтересованность с иранской стороны в поставках из Грузии продуктов сельского хозяйств, лесоматериалов, ферросплавов.

Необходимо, чтобы представители бизнеса имели возможность обмена информацией об инвестиционном климате в обеих странах. К примеру, предоставляли бы информацию о том, какую продукцию можно вывезти из Грузии в Иран. Необходимо проводить как можно больше бизнес–форумов. Я могу отметить, что грузинская сторона пассивна в этом отношении.

Сегодня Иран заинтересован в осуществлении инвестиций, так как Грузия географически близко расположена и здесь замечательные условия для осуществления интересных проектов в сфере сельского хозяйства. Также у иранских компаний есть большой опыт в инженерно-техническом обслуживании и в этом направлении иранские специалисты могут помочь в осуществлении крупных проектов.

Однако, любой инвестор, несмотря на то, в какую сферу он вкладывает инвестиции, прежде всего заинтересован в стабильной  ситуации в стране. В данном случае, я имею в виду, чтобы не было частой смены законов. Прибыв в страну, бизнесмен не должен бояться, что завтра выйдет новый закон и его право на проживание в стране будет ограничено.

– Планируются ли в этом году встречи и визиты высокопоставленных лиц?

– В этом году планируется визит в Грузию председателя парламента Ирана, а также мэра Тегерана. Дата визитов пока не уточнена.

Также в течении текущего года планируются визиты премьер-министра Грузии Гиоргия Квирикашвили и членов кабинета министров в Иран.

Грузинская и иранская культуры очень близки друг другу. В Иране очень хорошо знают грузинский этнос, так как в нашей стране проживает много грузин. После посещения Ирана, у очень многих совершеннно меняется впечатление о нашей стране.

Лика Жоржолиани, специально для newcaucasus.com