Суперпрезидент

3290

В самое ближайшее время Азербайджан может стать суперпрезидентской республикой.

С того самого момента как манат «ушел» в падение, несколько раз на самом высоком уровне заявлялось, что стране жизненно необходима диверсификация экономики. Только после второй волны девальвации, в январе этого года администрация президента заявила о создании некой экономической группы по выходу из кризиса. Наконец, весной было заявлено о подготовке некой «дорожной карты», к созданию которой привлечены иностранные эксперты.

Оптимисты ожидали, что несмотря на долгое раскачивание, государство наконец пойдет на реформы.

Однако вместо обещанных экономических реформ страна получила предложение беспрецедентных изменений Конституции. 18 июля  президент Ильхам Алиев подписал распоряжение о направлении в Конституционный суд проекта Акта референдума о внесении изменений в Конституцию Азербайджана. 25 июля Конституционный суд дал положительное заключение, вскоре документ будет вынесен на референдум.

Общее количество поправок тоже беспрецедентно. Затронуто изменениями без малого 28 статей Конституции.

Многие изменения носят косметический характер, очевидно, создающих некий шумовой эффект вокруг основных. А они следующие:

  1. Президентский срок продлевается с 5 до 7 лет.
  2. Убирается возрастной порог для избрания в парламент, на должности премьер-министра и президента.
  3. Появляется должность вице-президента, который назначается лично президентом и власть в стране в случае недееспособности президента переходит к вице-президенту.
  4. Президент получает право распускать парламент и назначать президентские выборы.

Эти и все прочие изменения и дополнения были предложены лично президентом Ильхамом Алиевым и направлены в Конституционный суд для рассмотрения. Затем они будут переданы на референдум.

Изменения не касающиеся расширения лично президентской власти также заслуживают внимания. Так, дополнение к статье 29 (о частной собственности) дает государству право отбирать землю «в целях социальной справедливости и эффективного использования земель», в отличие от предыдущего пункта статьи, ничего не говорится о компенсации.

Изменения к статье 46 (свобода собраний) говорят, что эти свободы приемлемы при условии «не нарушения общественного порядка и общественной морали».

И, наконец, самое спорное дополнение предложено к статье 24 Конституции, в которой говорится о правах человека. Новый пункт (целиком без купюр) выглядит так: «Не допускается злоупотребление правами»…

Реакция депутатов и оппозиции

Как и следовало ожидать, сами депутаты весьма благосклонно отнеслись к предложению президента иметь возможность распустить парламент в любое время. Депутат Гудрат Гасангулиев заявил следующее: «Думаю, истоки данных изменений берут начало больше из иностранных источников. Происходящие в мире и регионе события вызывают серьезную обеспокоенность. Если переговоры с Арменией не принесут успеха, Азербайджан ждет кровавая война. По-видимому, власти, чтобы быть готовыми ответить на эти вызовы и обеспечить в стране устойчивую стабильность видят путь в усилении института президентства».

Гасангулиев пошел дальше и предложил еще больше урезать возможности парламента: «Произошедшие в Турции события показывают, что во время военного путча президент должен иметь право использовать Вооруженные силы без согласия парламента. Потому что в этот момент может оказаться невозможным созыв заседания парламента. Поэтому при внесении изменений статьи 95.16 и 109.28 должны быть исключены из Конституции».

Оппозиционная партия «Мусават» распространила заявление, в котором озвучила свой протест, а глава ПНФА Али Керимли в своем блоге отметил, что президент теперь имеет безграничные возможности не только в отношении себя, «он может фактически в любой момент назначить приемника, просто единолично привести к власти нового человека, а если парламент будет возмущаться — распустить его».

Мнения специалистов:

Алихан Алиев (юрист): «В этих изменениях настораживает то, что они размыты и их можно трактовать как угодно. Как и многие уже существующие статьи. Конечно, Конституция это не УК. Однако огромное множество формулировок заставляют насторожиться. Например, как понять слово «злоупотребление» в дополнении к статье 24? Или что значит «общественная мораль»? Вообще наличие «морали» в современной Конституции выглядит несколько ортодоксально.

Конституция уже давно не имеет силы, равно как и УК. Так что, по моему мнению, эти изменения носят характер подготовки населения к продолжению суровых мер. Это очередная попытка расширить «окно Овертона», т. е. поднять порог приемлемого безумия.

Такая законодательная практика существует и у нас и в России, когда сначала запрещаются и ограничиваются законодательно менее серьезные вещи, потом все более и более.

В законы «О СМИ», «О НПО», «О свободе собраний» не раз вводились поправки, и они становились все серьезнее. Когда люди своим бездействием принимали эти изменения, приходили новые, более суровые. И, наконец, мы опустились до «злоупотребления» правами. Хотя возможно, что снизу еще постучат…»

Анар Мамедли (правозащитник): «В Европе – Италии и Ирландии, кстати, тоже президентский срок равен 7 годам. Однако обе эти страны, в отличие от Азербайджана, имеют парламентскую систему, и страной руководит премьер-министр, а президент имеет ограниченные полномочия. Таким образом, в то время как многие рассчитывали на так называемую «дорожную карту» по выходу страны из кризиса, вместо нее мы получили целый список статей, превращающих страну в откровенную диктатуру».

Натик Джафарли (экономист, член правления движения РеАл): «Говоря образно, мы много лет предупреждали власть что, «у машины стучит мотор», что «инжектор засорился», «масло протекает», и что машина худо-бедно едет только потому, что потребляет очень много бензина (в нашем случае, нефтедолларов). Говорили, что машина нуждается в капитальном ремонте. Они же, меняя Конституцию, опять-таки, говоря образно, делают «тюнинг» ржавой машине, красят колеса, прячут ржавчину.

На самом деле эти изменения расшатывают систему. Даже если президентский срок довести до 17 лет, парламент вообще не выбирать, запретить все НПО, СМИ и политические партии, а все 9-миллионное население записать в правящую партию, это не изменит ситуацию ни с экономикой, ни с нефтью.

В сегодняшней ситуации, учитывая дороговизну всех крупных проектов, на которые Азербайджан подписался, чтобы погасить их стоимость, необходимо 10 миллиардов дополнительных доходов в год. Единственный способ сделать это состоит в создании конкурентной среды, привлечении инвестиций в страну, открытие ее миру, защита частной собственности, обеспечение верховенства права, уничтожение коррупции и монополий, создание гибкой налоговой и таможенной политики, вхождение в ВТО, налаживание хороших отношений с успешными государствами.

Мой прогноз таков — этот меджлис (парламент) не протянет до 2020 года и будет распущен, президентских выборов в 2018 году не будет, страна будет вынуждена открыться миру, когда кризис дойдет до низшей точки. Таможенный комитет будет распущен, равно как и министерство налогов. Функции последнего передадут Минфину. В Баку пройдут выборы мэра».

Анар Амиров, специально для newcaucasus.com

Коллаж newcaucasus.com