Сергей Багапш: связи Абхазии и России имеют глубокие корни

1181

Это именно тот случай, когда дипломатия и история вступают в глубокое противоречие.

Принимая верительные грамоты от посла России, президент Абхазии Сергей Багапш заявил о том, что «связи Абхазии и России имеют глубокие корни».

Без каких-либо комментариев приведем несколько цитат из истории связей Абхазии и России.

Как известно, Кавказская война закончилась в мае 1864 года. А три года спустя началось массовое изгнание абхазов и садзов-джигетов в Турцию и дальше. Причина состояла в том, что абхазы не прекращали сопротивление колонизаторам. Даже после того, как практически весь Кавказ присмирел под сапогом Российской империи, абхазы продолжали сопротивляться.

Наместник царя на Кавказе великий князь Михаил отмечал в своем дневнике: «Жители Бзыбского округа не желают идти в Турцию». В то же самое время Тифлисская газета «Дроэба» сообщала: «Многие из них (абхазы – авт.), которые никак не хотели уходить отсюда, когда их выгоняли из своих домов, бились головой о стены домов и стволы деревьев, везде слышны были плач и рыдания».

Вскоре после завершения Кавказской войны брат будущего известного режиссера Немировича-Данченко писатель В.Н. Данченко посетил опустевшие берега Черного моря от Абхазии до Туапсе. И вот что он отметил: «Я проезжал кладбищем мертвого народа, – обезлюдевшей после переселения землей адыгов (в том числе убыхов, абхазов, абазинов). Ни в чьих преданиях, ни в чьей песне не останется памяти об исчезнувшем народе, и скоро, проходя мимо его могил, мимо этих безмолвных и безлюдных аулов, никто не будет знать, какая жизнь кипела под этими плоскими кровлями».

Если абхазы, абазины, адыги и другие этносы все же как-то выжили, то убыхи, населявшие территорию сегодняшнего Большого Сочи, исчезли навсегда. Был народ и нет его…

Надо сказать, что в России были и, конечно же, есть люди, понимавшие и понимающие бесчеловечность захватнической политики Российской империи. Еще не остыли брошенные очаги абхазов, черкесов, адыгов, абазинов, убыхов и т.д., когда русский человек Е.Марков с горечью писал: «Распущенность в образе жизни и распущенность в нравственных понятиях – вот обычные горькие плоды, которые пожинают от нас все более или менее девственные народности, попадающие нам под руку, – как крымские татары, как инородцы Сибири, как финские лопари, как горцы Кавказа. Пьянство, мотовство и плутовство идут стаею, как мародеры за вторгнувшимся войском, за печальною колесницею нашей русской цивилизации благодетельствующей далекие окраины наши».

Выдворение абхазов проводилось самым варварским образом. Для ускоренного насильственного выселения абхазов империя наняла турецкие корабли. Дипломат и историк Н.Кучицкий писал: «Турки на пароходах брали абхазцев – и старых, и молодых, но как только пароход удалялся от берега, – тут происходила «сортировка»: всех стариков, не способных носить оружие, а также старух, негодных к отправлению животных потребностей, и малюток, за которыми еще нужен уход родителей бросали за борт». Своеобразный комментарий к изгнанию коренных народов Кавказа из родных очагов оставил царский генерал Евдокимов: «Уменьшение вредного народонаселения избавит нас от многих хлопот».

Сразу же после окончания Кавказской войны началась активная колонизация Черноморского побережья. В «пояснительной записке к положению о заселении Черноморского округа» говорилось в частности: «Предположения о заселении прибрежного пространства от Анапы до реки Бзыбь вооруженным казачьим населением в 1864 году было частично приведено в исполнение водворением 628 казачьих семейств».

Не то ли же самое происходит сегодня в Абхазии?

Все сказанное – лишь ничтожно малая толика из того, что можно назвать глубокими корнями в отношениях России и Абхазии.

(Цитаты приведены по книге «Земля адыгов» под редакцией профессора А.Х.Шеуджена, тираж 1300 экземпляров, 744 страницы, Майкоп, 1996 год).

Аслан Хагур, специально для newcaucasus.com

ПОДЕЛИТЬСЯ