Citroën, Скорая помощь, министр спорта и «картельный сговор»

4110
Citroёn DS 4

Низкий уровень конкуренции зафиксировала НПО «Transparency International Georgia» при изучении рынка государственных закупок.  Как отмечено в докладе, опубликованном 19 декабря, в секторе закупок автомобилей обнаружена «малая конкуренция».

Причиной для изучения рынка, по объяснению «Transparency International Georgia», послужил иск в Национальное антимонопольное агентство, который подала компания Citroën Georgia. Она обвиняет сразу несколько компаний, таких, как Hyundai Auto Georgia, Iberia Business Group, Kia Motors Georgia, GT Motors  и Strada Motor в картельном сговоре при проведении аукционов на государственные закупки.

Скорая помощь от Citroën отложена

Скандал разразился 12 декабря, когда певец, предприниматель и общественный деятель Георгий Гачечиладзе (сценический псевдоним Уцноби – «неизвестный») созвал пресс-конференцию. Уцноби заявил, что в декабре 2016 и апреле 2017 года компания Citroën Georgia выиграла тендер от Минздрава на поставку автомобилей, оборудованных под медицинские нужды. Компанию Citroën Georgia возглавляет зять певца – Георгий Шарашенидзе.

Однако, как рассказал Гачечиладзе, Агентство государственных закупок Грузии дисквалифицировало Citroën Georgia, что заставило его связаться с премьер-министром Георгием Квирикашвили.

«Я был настолько взволнован, что отправил ему смс о том, что госзакупки обошлись со мной очень несправедливо. На следующий день я встретился с его ассистентом, который сказал мне, что я должен обратиться в суд», – заявил Уцноби на пресс-конференции.

Адвокат компании Citroën Georgia Ираклий Кордзахия рассказал newcaucasus.com, что в декабре и октябре компания выиграла тендеры на поставку автомобилей скорой помощи Минздраву, Агентству скорой помощи и Гардабанской ГЭС.

«Мы предложили автомобили на 20% дешевле, чем наши конкуренты», – подчеркнул Кордзахия.

Ущерб государству на 4 миллиона

После аннулирования контракта с Citroën Georgia, тендер выиграла компания Hyundai Auto Georgia, которая поставила автомобили на общую сумму в 21 миллион лари (около 8,2 миллионов долларов).

«Таким образом бюджету Грузии был нанесен ущерб в размере 4 миллиона лари», – заявил Кордзахия.

На следующий день, 13 декабря, Агентство государственных закупок опубликовало свою версию произошедшего.

«Citroën Georgia участвовала в многочисленных государственных закупках, но следует отметить, что в результате невыполнения своих обязательств по соглашению о государственных закупках, она четыре раза была зарегистрирована в реестре ненадежных лиц, участвующих в государственных закупках», – говорится в заявлении агентства.

В частности, ведомство напоминает, что на заседании Агентства на рассмотрение жалоб от Citroën Georgia от 7 апреля 2017 года, 10 мая 2017 года и 16 июля 2017 года было постановлено, что Citroën Georgia не может выполнить условия тендера ввиду несоответствия технической документации.

Украинская начинка подвела

Впрочем, адвокат Ираклий Кордзахия говорит, что все претензии были успешно оспорены, а последнее рассмотрение состоялось 13 июля, когда и было принято решение о внесении компании в «черный список» уже по другой причине – истечение срока лицензирования на внутреннее оборудование машин скорой помощи.

Действительно, как указывает в своем заявлении Агентство по госзакупкам, согласно условиям тендера оборудование должно было быть поставлено компанией, которая имела бы не менее пятилетнего опыта производства оборудования для машин скорой помощи. Citroën Georgia же предоставила оборудование от компании «Автоспецпром» (Украина).

«У ООО «Автоспецпром» сертификат качества, присвоенный по системе EN ISO, истек 14 августа 2016 года. И поскольку в другой документации не подтверждается информация о наличии действующей сертификации, то это послужило основанием для дисквалификации», – говорится в заявлении Агентства.

Однако, по словам Кордзахия, на самом деле сертификат истек уже после проведения торгов.

«Срок сертификата истек в мае 2017 года, а решение было принято в июне», – пояснил он. Кроме того, по словам адвоката, у победителя тендера компании Hyunday Auto Georgia сертификат качества также истек в этом году.

Обвинение в картельном сговоре

13 декабря Citroën Georgia подала жалобу сразу на шесть автомобильных компаний, обвинив их в картельном сговоре.

«Мы указываем на то, что когда проводятся тендеры на госзакупки, одна из этих компаний обязательно участвует, но остальные воздерживаются от участия. Так что тендер проходит на безальтернативной основе, и автомобили закупаются по завышенной цене», – заявил Кордзахия.

Министр спорта – победитель тендеров

Три из этих компаний – Автосервис-Кавкасия, Iberia Business Group и Kia Motors Georgia оказались связаны между собой. Одним из их учредителей и совладельцев является действующий министр по делам спорта и молодежи Тариел Хечикашвили.

В своей декларации о доходах Хечикашвили в прошлом году указал, что помимо прочего обладает долями в компании Kia Motors Georgia (2,6 миллиона лари), Кавкасия Автоцентр (2,6 миллиона лари) и Иберия автоцентр (2,6 миллиона лари). Таким образом, общие вложения в автобизнес со стороны действующего министра составляют более 8,4 миллиона лари, то есть – около 3 миллионов долларов.

Декларация министра Хечикашвили: declaration.gov.ge/Home/DownloadPdf/28149.

Издание «Табула» опубликовало данные, согласно которым, компании, в которых присутствует капитал Хечикашвили, за два года (в 2016 и 2017 годах) выиграла тендеров на 23 миллиона лари (около 9 миллионов долларов) и продали государству более 500 автомобилей.

Скудный рынок – не разгуляешься

«Transparency International Georgia» провела свое исследование госзакупок автомобилей и обнаружила, что количество операторов на этом рынке действительно очень невелико. Однако НПО не стала делать выводы.

«Конкуренция в этом секторе довольно низка, и на рынке есть несколько основных игроков. Тем не менее, основываясь только на этом трудно утверждать, что на рынке существует картельный сговор, поскольку компании, предъявляющие претензии, сами присутствуют в этом секторе. Компании, к которым предъявлена претензия, обладают большим опытом и вполне логично, что опередить их в условиях ограниченного грузинского рынка достаточно сложно», – говорится в опубликованном 19 декабря докладе «Transparency International Georgia».

Кроме того, по данным исследования, сама компания Citroën Georgia также вызывает вопросы, так как несколько раз выигрывала аукционы, однако ни разу не смогла выполнить условий поставки, за что и попала в «черный список». Также «Transparency International Georgia» отметила тот факт, что Citroën Georgia один раз получила контракт на поставку автомобилей по упрощенной схеме – без объявления тендера.

Впрочем, адвокат Кордзахия утверждает, что на самом деле причина невыполнения контрактов каждый раз упирался в документацию.

«Мы уже восемь раз выиграли разбирательства в Государственном агентстве по закупкам, однако эти решения имели рекомендательный характер и принимались после того, как конкуренты осуществляли закупки. Так что мы решили направить жалобы в Национальное агентство по конкуренции, чтобы изменились условия конкурсов», – рассказал Кордзахия.

Экономист, соучредитель НПО «Новая экономическая школа» Паата Шешелидзе заявил newcaucasus.com, что давать характеристику условиям госзакупок очень трудно, поскольку система очень специализированна.

«Рынок автомобилей в Грузии, действительно, очень невелик. И компании не могут рисковать и участвовать во всех аукционах. Например, марка Тойота вряд ли сможет оперативно удовлетворить все требования при объявлении тендера на машины скорой помощи. Так что рынок в небольшой стране действительно мал, а условия конкуренции очень жестки», – говорит Шешелидзе.

Как заявили представители компании Citroën Georgia, эксклюзивные поставки автомобилей Citroën в Грузию прекратились из-за нестабильности рынка.

Беслан Кмузов, специально для newcaucasus.com