Connect with us

NC Разное

Слепая зона

Published

on

Выдвигать способы борьбы с пропагандой и языком ненависти и предотвращения ее последствий, не определив сначала масштабы этих явлений и их эффективность, является непростой задачей для любого исследователя. Данная проблема особенно остро стоит на повестке дня в Азербайджане, где практически не работают международные организации, оказавшиеся фактически вне закона еще в 2014 году. Поэтому говорить о проведении независимых социологических исследований не приходится. Местные инициативы по большей части были закрыты из-за отсутствия местных источников финансирования и какого-либо запроса на такого рода исследования. Поэтому на сегодня первой задачей становится восстановление их работы, проведение соответствующего исследования, и уже после этого возвращение к таким вопросам как: “масштабы пропаганды и языка ненависти?” и “как можно с ними бороться/предотвращать их влияние?”.

Качественное исследование вместо количественного

Количественные исследования на слуху у СМИ. Многие из нас следят за войной в Украине, а некоторые негодуют по поводу всеобщей поддержки этой войны в России, где цифры ВЦИОМ дают 71% “поддерживающих решение провести специальную военную операцию России на Украине”. Но многие замечают, что большинство отказывается отвечать на вопросы опросников, а также что количественная социология в авторитарной стране (еще и в состоянии войны) не может работать[1]. Ситуация очень схожа с Азербайджаном. Согласно опросу Центра социальных исследований, уровень доверия президенту Азербайджана в ноябре 2021 года составлял 91,2%, а незадолго до войны (в условиях многочисленных ограничений, падения доходов населения и т.п.) согласно той же структуре, составлял 94,6%. Насколько это соответствует реальности?

То, что многие отказываются отвечать на вопросы – не означает обязательно несогласие с войной. Количественные методы в авторитарных государствах не только не отображают реального положения дел, но и фактически становятся рупором позиции власти, даже тогда, когда задавались не манипулятивные вопросы, вроде известных формулировок государственного ВЦИОМ в России, или недавнего манипулятивного опроса телеканала Imedi в Грузии, подводящего респондента к мнению, что коллективный Запад толкает Грузию к войне с Россией[2].

Дело в том, что и вполне качественно сделанные количественные исследования не будут показывать достоверных результатов в условиях, когда большинство не желает общаться с опросником или журналистом (о последнем явлении в Азербайджане хорошо известно журналистам, проводящим “вокспопы” на улицах). Есть риск, что респонденты/информанты будут озвучивать официальный нарратив, и в итоге даже качественно проведенное количественное исследование будет играть на руку официальным кругам, транслирующим в нашем случае нарратив нетерпимости.

Что характерно, в России в “Лаборатории публичной социологии”, приняв во внимание как раз упомянутые выше недостатки количественных методов[3], сами проводят исследования на основе глубинных интервью в условиях войны.

И нередко даже официальные опросы демонстрирует то, что людей часто реально интересует, а не то, что они готовы озвучивать дабы не противоречить официальной политике. Согласно тому же послевоенному опросу 2020 года, большинство людей (75%) ожидало решения безработицы, бедности и социального благополучия (и это не изменилось даже в ноябре 2021 года[4]).

По сути качественная социология, в виде глубинных интервью, помогает охватить спектр мнений и потребностей, а главное – истинный запрос людей, о котором они сами могут не догадываться в условиях постсоветского двоемыслия (простите за оценочный ярлык).

Примеры языка вражды и пропаганды

Перед тем как продолжить тему запроса, хочется перечислить для постороннего человека примеры, связанные с предметом исследования.

  1. Язык ненависти в прессе, озвученный самой прессой. Хотя и аффилированная с властями пресса действует как бы от своего имени. Слово “армянский” в прессе может значить как что-то априори плохое: “Армянский вариант”. Кто стремится сорвать мирный процесс?” – заголовок[5] недавней статьи на азербайджанском сайте. А вот тут[6] говорится что “Армяне – сообщество хищников, поедающих человеческую плоть.”
  2. Язык ненависти в официальной пропаганде на первый взгляд куда более очевиден для международного сообщества. Так, после второй войны в Карабахе не только иностранная пресса, но и Совет Европы увидели акт ненависти в сооруженном “Парке военных трофеев” с изображенными в нем умирающими армянскими солдатами. «Я считаю такие изображения крайне возмутительными и унизительными», – говорится в заявлении комиссара СЕ по правам человека Дуни Миятович. «Такая экспозиция может только укреплять давние враждебные настроения и язык ненависти, а также способствовать распространению нетерпимости», – сказала она[7]. В итоге даже правительство фактически это признало и убрало ряд экспонатов[8] (хотя для внутреннего использования и было заявлено о том, что экспонаты отправлены на ремонт[9]). Примеры в риторике есть и сейчас и были раньше, так, еще в 2008 году глава мусульман Азербайджана Алахшукюр Пашазаде заявлял, что «ложь и предательство в крови у армян»[10].
  3. Также возбуждение ненависти можно заметить не только на уровне прессы или высказываний чиновников, но и в учебниках истории[11].

Тем не менее, мы, без серьезного анализа, не можем судить, насколько эта политика эффективна. Даже в том случае, если респонденты будут прямо заявлять опросникам, что полностью поддерживают все тезисы официального политического дискурса, нет основания им верить.

Запрос на справедливость

Летом 2020 года похоронная процессия, начавшаяся у дома погибшего в Товузских событиях полковника в одном из дальних жилых массивов Баку, среди ночи превратилась в марш десятков тысяч азербайджанцев, прошедших по всему городу с требованием вернуть Карабах военным путем. Власти обвинили в организации оппозицию, оппозиция – власти. Люди требовали войны, но переворачивали полицейские машины и врывались в парламент, а когда митинг был в самом разгаре и к протестующим вышли некие представители минобороны или иной структуры, многие начали кричать “Наджмеддин, в отставку!” (Наджмеддин Садыков – на тот момент глава Генштаба армии)[12].

Люди не думают то, что “думают”. Не осознают своих запросов. Или осознают. Мы этого не знаем. Буквально через два дня президент сообщил, что практически никто из протестующих не записался добровольцем в армию[13], хотя и они требовали войны (и после этих слов число записавшихся, согласно данным Госслужбы по призыву, увеличилось со 150 до 23,5 тысяч человек[14]).

Подверженность пропаганде и трансляция языка ненависти может быть связана с другими не называемыми публично проблемами – элементарным “запросом на справедливость”, о чем любят говорить исследователи. Но в чем именно выражается эта справедливость? В общем, библейском “воздастся каждому по делам его”? Или в осязаемых проблемах – низких зарплатах, плохой медицине, произволе чиновников?

У гражданского общества в Азербайджане нет возможности прямыми методами влиять на язык распространении языка ненависти. Мало кто решится подать в суд на чиновника или СМИ за трансляцию языка вражды.

И потому чтобы выработаться иные стратегии, необходимо сначала понять с чем мы имеем дело. Первое – определить масштаб языка ненависти. Второе – какие “струны” задевает этот язык, убедителен ли он, есть ли от него усталость, и если да, то в каких ситуациях он эффективен, а в каких – нет.

И это понимание могут дать только глубинные интервью с людьми из разных страт, где они будут (возможно, сами не понимая того) искренними.

Валех Ахмедов, специально для newcaucasus.com

[1] https://www.opendemocracy.net/ru/oprosy-obschestvennogo-mneniya-kak-politicheskoe-oruzhie-alyukov/

[2] https://www.pravda.com.ua/rus/news/2022/06/14/7352529/

[3] http://publicsociology.tilda.ws/

[4] https://stm.az/storage/common/1655732184.INAM%206.pdf

[5] https://1news.az/news/20220427071201586-Armyanskii-variant-Kto-stremitsya-sorvat-mirnyi-protsess

[6] https://vzglyad.az/news/63680/%D0%95%D0%B4%D1%8B-%D0%BD%D0%B5-%D0%B1%D1%8B%D0%BB%D0%BE-%D0%B8-%D0%BC%D1%8B-%D0%B5%D0%BB%D0%B8-%D0%BB%D1%8E%D0%B4%D0%B5%D0%B9-%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC-%D0%BF%D0%BE-%D0%B0%D1%80%D0%BC%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8-%E2%80%93-%D0%A4%D0%9E%D0%A2%D0%9E-18+.html

[7] https://www.coe.int/ru/web/commissioner/-/azerbaijan-efforts-to-deal-with-the-past-should-become-the-priority-to-ensure-reconciliation-andlasting-peace

[8] https://www.icj-cij.org/public/files/case-related/180/180-20211207-ORD-01-00-EN.pdf

[9] https://oc-media.org/ru/iz-parka-voennykh-trofeev-v-baku-ubrali-manekeny-i-kaski/

[10] http://www.today.az/news/society/46565.html

[11] https://jam-news.net/ru/%D0%BD%D1%83%D0%B6%D0%BD%D0%B0-%D0%BB%D0%B8-%D0%BD%D0%B0%D0%BC-%D0%B2%D0%B5%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C/

[12] https://www.bbc.com/azeri/azerbaijan-53400617

[13] https://www.bbc.com/azeri/azerbaijan-53436008

[14] https://ona.az/az/herbi/orduda-konullu-xidmet-ucun-23500-den-cox-vetendas-muraciet-edib-dovlet-xidmeti-22644

NC Разное

Религиозный экстремизм – из России в Грузию?

Published

on

Грузия может столкнуться с новым миграционным вызовом со стороны России, если к мирным релокантам присоединятся участники преступных формирований из приграничных регионов на Северном Кавказе.

Так, например, российские силовики начали борьбу с религиозной общиной (вирдом) баталхаджинцев из Ингушетии, боевое крыло которой признано в России террористической организацией. Некоторые из последователей кавказского религиозного деятеля XIX — начала XX века Батал-Хаджи Белхороева уже находятся в тюрьме, другие – в розыске. Новая волна преследований участников этого клана ожидается после того, как в начале ноября 2024 года стало известно о том, что баталхаджинцы стоят за весенним терактом в московском «Крокус Сити Холле» — по версии следствия они снабдили террористов оружием и деньгами.

В результате теракта в «Крокусе» — десятки погибших и сгоревшее здание крупнейшего концертного зала… Наверное, в том числе это стало результатом того, что властям РФ не удалось пресечь деятельность группировки, члены которой смогли проникнуть даже в высшие органы власти Ингушетии. Насколько известно, организованная преступная группа под прикрытием религиозных лозунгов совершала убийства, захваты заложников, похищения людей в разных российских регионах. И, наверное, попадание баталхаджинцев в Грузию может повысить уровень террористической угрозы для страны. Как с этим смогут справиться не только полиция, но и спецслужбы, покажет время.

В октябре 2024 года Московский городской суд в очередной раз отказался выпустить из-под стражи бывшего судью Верховного суда Ингушетии Сергея Бойчука и экс-председателя Магасского райсуда Магомеда Аушева. Они были арестованы весной за взятку от бизнесмена Адама Картоева, который тоже оказался за решёткой. Ранее эти судьи вынесли ряд решений в пользу участников признанного террористическим и запрещенного в РФ боевого крыла группы последователей религиозного течения Батал-Хаджи Белхороева, так называемых баталхаджинцев.

Ранее был осужден бывший руководитель республиканского Фонда социального страхования Якуб Белхороев, приговорённый к девяти годам лишения свободы за мошенничество в особо крупном размере. Отбывает 20-летний срок Али Белхороев, который, как писало издание РБК (13 октября 2022 года), «признан Мосгорсудом виновным в убийстве известного предпринимателя Шабтая Калмановича». Действия Али Белхороева были квалифицированы как убийство организованной группой по найму (ч. 2 ст. 105 УК РФ), а также как покушение на убийство (ч. 3 ст. 30, ч. 2 ст. 105 УК РФ)». Ему в ближайшее время могут инкриминировать новые эпизоды преступной деятельности, среди которых другие заказные убийства, захват заложников и похищение людей. Али, прямой потомок Батал-Хаджи, вполне может провести остаток жизни за решеткой…

Дела же, которые рассматриваются на территории Ингушетии, пока имеют иной исход – условным сроком отделался бывший председатель контрольно-счетной палаты республики Мустафа Белхороев, обвинённый в незаконном хранении огнестрельного оружия и боеприпасов. Такое решение принял Верховный суд Ингушетии, дело одного из судей которого теперь будут рассматривать в Москве.

Дело Бойчука-Аушева-Картоева «раскрывает и другие аспекты преступной деятельности баталхаджинцев», как писала об этом «Независимая газета» 28 марта 2024 года, в рамках которой рассматривается 157 (!) эпизодов заказных убийств, совершенных кланом.

К сожалению, получается так, что некоторые потомки шейха Батал-Хаджи Белхороева, который действительно почитаем в мусульманском мире, используют его имя в собственных интересах, фактически создав псевдорелигиозную секту. Согласно разных данных, в ней состоит несколько тысяч человек, которые обложены лидерами секты 10-процентным оброком со всех доходов, в том числе, криминальных.

Согласно данным российских органов следствия, боевики этой организации были причастны к поставкам оружия террористам, совершившим нападение на «Крокус Сити Холл», и, по недавней информации в СМИ и соцсетях, были причастны также к финансированию и организации теракта в целом.

Им удалось проникнуть во многие властные структуры Ингушетии – как показывает нынешнее дело, вплоть до Верховного суда республики. Проблема в том, что в свое время на них сделали в руководстве Ингушетии большую ставку. Власти хотели поддержки с их стороны, когда они уже были достаточно сильны и влиятельны. Баталхаджинцы, в свою очередь, демонстрировали лояльность руководству, при этом скрывая свои преступные намерения.

Сложно сказать, какие действия намерены предпринять руководство и члены баталхаджинцев, многие из которых находятся за рубежом. Но нельзя исключать того, что они попытаются осесть, а значит создать свои новые базы, в том числе, и в Грузии…

Ибрагим Евлоев

Continue Reading

NC Разное

Айдамир Казаноко: Черкесы должны научиться политическому эгоизму

Published

on

Признание геноцида черкесов в Российской империи, проблемы черкесского народа в России и на Ближнем Востоке, перспективы возвращения черкесов на Родину – об этом и многом другом рассказывает в эксклюзивном интервью newcaucasus.com автор проекта Circassian Media Айдамир Казаноко.

— Какие вопросы сейчас стоят на повестке дня перед черкесским народом?

— Глобальный вопрос, который беспокоит черкесов, — это право на Родину. Фундаментальное право каждого народа на свою родину. Формирования идентичности на своей родине.

Два года назад я обозначал мнение, что главное для черкесов сегодня – это создание политического дискурса. Эта возможность отсутствовала на протяжении более, чем 20 последних лет. Потому что после 90-х, с началом новой эпохи и приходом к власти Путина, национальное движение было вырублено под корень. Например, произошел «рейдерский» захват Международной черкесской ассоциации (МЧА) в начале 2000-х годов и, по сути, исчезла возможность публичного дискурса. Сегодня главной задачей остается вывести черкесские структуры и организации из состояния пассивности. Например, в Турции есть 200 с лишним черкесских организаций. Что они делают, чем занимаются? Или на фоне войны в Украине появились политические структуры, в которых участвуют черкесы, эмигрировавшие из России…

Мне кажется, что сейчас главная задача черкесского движения заключается в необходимости ставить правильные вопросы и искать ответы, пошагово идти к главной, большой цели. Именно для этого я создал Circassian Media – чтобы мы имели доступ к публичному пространству, могли доносить политические мысли.
В данном случае я выступаю ретранслятором различных политических позиций, которые существуют среди черкесов. В выстроенной системе непубличности и непрозрачности говорить конкретно о задачах сложно.

Считаю правильным, чтобы меня не ассоциировали с кем-либо, я не являюсь представителем или участником какой-либо из черкесских организаций или движений.

Среди черкесских организаций есть явно пророссийские силы в лице МЧА и те функционеры, которых Москва назначает в регион. Их позицию разделяет определённая часть черкесского общества, и она мне понятна.

Также понятна позиция, условно говоря, радикальных черкесов. Точно так же, как я не разделяю позицию пророссийских черкесов, я до конца не понимаю и не разделяю позицию радикальных черкесов. Но, по крайней мере, понятно, что они декларируют, – идею свободной Черкесии, требования репараций от российского государства. В одном из выпусков нашего канала я сказал, что, когда их объявили экстремистами и иноагентами, в этом нет ничего страшного, ведь это, по сути, есть признание их деятельности.

Но, кроме этих двух сил, есть масса людей и организаций, которые существуют по всему миру, в том числе и в России, и которые не поддерживают войну в Украине, но при этом не видят перспектив в том, что транслируют «радикалы».

Главная задача, которая стоит сегодня перед нами, — это сформулировать центристскую позицию. Центристские политические силы должны оформить свои взгляды. Хотелось бы, чтобы этот самый многочисленный центр обозначил свое стратегическое видение. Но эти люди не осознают до конца своей силы. Мне кажется, что они боятся «пророссийских» сил, с одной стороны, а с другой, не принимают радикализма правых.

Потому главной задачей остается формирование этой центристской силы, которая обозначит свое видение вопросов, решение которых будет стоять перед черкесами.

— Как отражается война между Россией и Украиной на черкесском вопросе?

— Понятно, что война разъединила черкесов на тех, кто настроен против нее, публично или не публично, а это огромная масса людей, и на тех, в основном, госслужащих и военных, которым необходимо транслировать поддержку войны. Сейчас этого разделения стало меньше.

Мы отслеживаем настроения черкесского сообщества, воюющего против Украины. На фоне усилившихся националистических настроений в России, на фоне активизации т.н. «Русской общины» и поддерживающих ее чиновников и госструктур начали звучать вопросы с фронта: «Как это получается, что мы воюем за Россию, а нас считают какими-то басурманами». Именно этот термин озвучил один из руководителей «Русской общины» после крестного хода в Санкт-Петербурге.

В этом смысле мне кажется, что в Украине не до конца понимают проблематику черкесского вопроса и потому тянут с признанием геноцида черкесов. А признание геноцида в перспективе имело бы очень большой вес, особенно для тех, кто сегодня воюет против Украины. На фоне русской националистической активности признание геноцида Украиной заставит задуматься: «если украинцы признают меня как черкеса и мое право на Родину, а в России меня называют басурманом, то зачем я за них воюю»? (Кстати, в гимне Краснодарского края до сих пор есть слова, призывающие к бою с «басурманами»).

Некоторые украинские эксперты допускают, что в Киеве может играть роль российское агентурное влияние по оттягиванию признания геноцида черкесов. Но в любом случае – это еще один повод для появления центристской силы. То есть, война в Украине вынуждает черкесов быстрее формировать собственную политическую позицию.

— А есть ли подвижки в вопросе признания геноцида черкесов?

— Над этим нужно много работать. Те, кто занимается этим вопросом, считал, что, вот, Украина сейчас признает геноцид, и мы перейдем к следующему этапу. А я настаиваю: не нужно чего-то ждать, нужно работать и с другими государствами и организациями.

Например, уже проводились переговоры с представителями Литвы. Депутаты Рады и высокопоставленные чиновники Украины говорят, что нет причин не признавать геноцид черкесов. Один законопроект уже даже был зарегистрирован.

Не важно, признают или не признают геноцид черкесов сегодня. Важно знать, что делать после признания. Мне кажется, что ни пророссийские силы, ни так называемые «радикалы» до конца не понимают, что им делать дальше.

— А как обстоит дело с черкесским языком на родине?

— К сожалению, нет подвижек. Численность черкесов в России растет, а знание языка падает. Так, несколько лет назад в Северной Осетии открылась школа, в
которой преподают на осетинском языке. И проблем открыть школу у них не было. А у нас на родине такие попытки резко пресекались.

Правильнее было бы говорить не о сохранении, а о развитии языка, что невозможно без общения на нем. И самая сложная проблема не в том, что мы не знаем, что делать, а в том, что об этом нельзя говорить! Я сторонник решения любого вопроса путем дискуссии, причем, публичной дискуссии. У нас в этом смысле полная стагнация. Народ не понимает, что делать дальше, ведь ты даже не можешь об этом говорить…

— Как диаспора относится к происходящему на Родине, к войне в Украине?

— Правые силы диаспоры занимают активную проукраинскую позицию. Это «Американская Хасэ», которая использует различные площадки в США и Европе с представителями других народов Северного Кавказа, выступая за нанесение стратегического поражения России. Такие организации есть и в Турции, к примеру, «Черкесский Совет», который участвовал в конференциях в Киеве.

После начала войны в Украине одна из крупных черкесских организаций из города Кайсери (Турция) вышла из состава крупнейшего турецкого объединения «Кавказской Федерации» (КАФФЕД), которая является абсолютно пророссийской и находится в подчинении МЧА. КАФФЕД ни разу не дал оценки призывам руководителя МЧА Хаути Сохрокова воевать против Украины. Было бы интересно услышать мнение руководителей КАФФЕД по этому поводу.

— Насколько реально возвращение черкесов Ближнего Востока на Родину?

— Когда началась война в Сирии, некоторые черкесы стали возвращаться. Но те условия, которые создавались им на Родине, вызывали желание бежать куда глаза глядят подальше.

Сотни тысяч человек из Херсонской, Запорожской областей Украины переселены в Россию, в том числе, и в черкесские республики, им выдаются жилищные сертификаты, а черкесам с Ближнего Востока, из Сирии ничего подобного не предлагалось и не предлагается. Черкесы в Сирии оказались в состоянии гуманитарной катастрофы. Башар Асад – друг Путина, но черкесы из Сирии вынуждены бежать в Европу, а не возвращаться на историческую Родину.

P.S. Первая часть интервью Айдамира Казаноко об отношениях между Абхазией, Грузией и Россией размещена здесь

Беседовал Сергей Жарков, специально дляnewcaucasus.com

Continue Reading

NC Разное

Турция ждет перемен

Published

on

Президент Турции Эрдоган впервые за 8 лет провел прямые закрытые переговоры с лидером партии кемалистов (Республиканской Народной Партии) Озгюром Озелем. Не нужно искать долгого объяснения, что поводом для встречи стала разгромная победа оппозиции на выборах в органы местного самоуправления — в последний день марта этого года избиратели в старой и новой столицах отдали голоса за представителей РНП — за Экрема Имамоглу в Стамбуле и за Мансура Яваша в Анкаре.

Столицы

Проблемы с оппозиционными мэрами в Анкаре и Стамбуле для Эрдогана начались еще четыре года назад, когда те же Имамоглу и Яваш выиграли свои первые выборы. Эрдоган потребовал пересмотреть итоги выборов. По его словам, перевес в 13 тысяч голосов для такого города как Стамбул слишком мало. Несмотря на возражения ЕС и США, ЦИК Турции все-таки назначил новые выборы, которые Экрем Имамоглу выиграл уже с перевесом в 54% голосов. Позднее, в 2022 году Имамоглу заявил, что повторные выборы были глупостью, за что суд приговорил его к 2 годам тюрьмы, усмотрев в словах мэра заявление о том, что он, якобы, оскорбил правительство. Впрочем, Имамоглу выиграл апелляционный суд, доказав, что его слова были ответом на оскорбление министра внутренних дел, который назвал стамбульского градоначальника дураком.

Во время всего своего срока правления Имамоглу сталкивался с противодействием команды Эрдогана, которая отказывалась финансировать проекты, инициированные мэром. Это было и неудивительно — Имамоглу является перспективным членом самой старой и авторитетной партии в Турции, которую основал еще Кемаль Ататюрк. А вот Рейджеп Тайип Эрдоган начинал свой путь как исламист и состоял в одной из самых консервативных партий – Партии Справедливости и Благоденствия (Refah Partisi).

«Это две самые старые партии в Турции. И даже есть такая поговорка, что если исчезнут все партии, то все равно останутся РНП и Refah Partisi», — говорит проживающий в Турции казахский политолог Куат Ахметов.

Именно от Refah Partisi Эрдоган стал мэром Стамбула в 1996 году, а в следующем году отсидел два месяца в тюрьме за разжигание ненависти на религиозной почве из-за прилюдно прочитанных Эрдоганом строчек: «Мечети — наши казармы, купола — наши шлемы, минареты — наши штыки и верные — наши солдаты».

В 2001 году была основана Партия Справедливости и Развития (ПСР). И хотя Эрдоган отказывается теперь называть себя исламистом, величая себя консерватором, тем не менее, многие его достижения на постах премьер-министра и президента связаны именно с укреплением Ислама. Так, например, в 2017 году Великое национальное собрание Турции разрешило женщинам-госслужащим носить хиджаб, а в 2021 году храм Айя-София вопреки завещанию Ататюрка потерял статус музея и вновь стал мечетью.

Почему теряет популярность Эрдоган?

На парламентских выборах в 2002 году ПСР называла себя проевропейской и прозападной, хотя ее основателями были люди, отколовшиеся от исламских и консервативных партий. На первых порах партия лихо взялась за дело и начала предпринимать энергичные шаги по выведению Турции в число лидеров экономики. Во многом им помог тогда основоположник движения «Хизмет» Фетхуллах Гюлен, который успел за почти 20 лет подготовить в своих школах и институтах поколение профессионалов, занявших ключевые посты во многих государственных органах страны. С 1999 года Гюлен постоянно проживает в США. Несмотря на неоднократные призывы Эрдогана вернуться, Гюлен предпочитал восстанавливать работать из-за рубежа. Как оказалось, это было не зря – в дальнейшем именно Гюлен был объявлен главным врагом Эрдогана…

Как отмечает турецкий правозащитник Гюналь Корсун, все началось меняться в 2006 году.

«Турция успешно имплементировала все рекомендации Евросоюза и двигалась к членству в это сообщество до 2006 года. В этот год начались критические изменения в стране. ЕС отметил негативную ситуацию в сфере защиты прав человека», — говорит Корсун.

По словам правозащитника, Эрдоган так или иначе сосредоточил в своих руках контроль над полицией, министерством юстиции, прокуратурой, в целом над правительством.

Переломным для Эрдогана стал 2013 год, когда он решил построить на площади Таксим в Стамбуле мечеть. Многие жители Стамбула тогда решили выйти на бессрочный митинг, требуя сохранить зеленую зону на месте строительства. Хотя полиция применила силу, митинги продлились несколько дней, протестующие оказывали сопротивление полиции. Тем не менее, Эрдоган продавил свое решение о строительстве мечети.

В октябре того же года на Эрдогана и членов его партии посыпались компрометирующие документы — кто-то слил в СМИ аудиозапись переговоров его дочери, занимавшей пост советника, в котором она отдавала указания фермам троллей, работавших на правительство.

По результатам расследования три министра вынуждены были уйти в отставку. Однако, вопреки ожиданиям, дело обернулось не сенсационными делами по коррупционерам, а уголовным преследованием более 100 полицейских офицеров, которые вели расследование по коррупции.  

Тем не менее, несмотря на все это, Эрдоган оставался достаточно популярным в народе – во время попытки госпереворота в 2016 году в его защиту против военных вышли жители Стамбула и Анкары. Тогда погибло 90 мирных жителей, выступавших за Эрдогана, и 104 военных на стороне путчистов.

В 2017 году на референдуме население проголосовало за поправки в Конституцию, предложенные Эрдоганом, который добился того, что главой государства стал только президент, а должность премьер-министра была упразднена.

Интересно то, что черкесы, проживающие в Турции, вышли в защиту Эрдогана в 2016 году, а в 2017 большинство из них проголосовало за поправки в Конституцию. По словам самих черкесов, они были воодушевлены тем, что при Эрдогане был принят закон, вводивший уроки черкесского языка в школах, в тех регионах где есть черкесская община. В свое время Кемаль Ататюрк боролся против того, чтобы граждане Турции делились по религиозным и этническим признакам. Поэтому гражданское общество он насаждал инструментами того времени: вместо мультикультурализма – клятва на верность Турции, которую читали дети каждый день в школе, что было отменено Эрдоганом в 2021 году.

Однако те же самые черкесы в своем большинстве в марте 2019 года голосовали уже за Экрема Имамоглу, который демонстрировал свою заинтересованность в установлении добрых контактов с черкесской диаспорой. Будучи еще мэром стамбульского пригорода Бейликдюзю, он передал одно из зданий в собственность черкесского культурного центра местной диаспоре, а в июне 2022 года предоставил черкесам зал в Стамбуле для проведения международной конференции, за месяц до выборов провел Фестиваль Кавказской Культуры, который продлился пять дней.

Снискал Имамоглу также и симпатии курдов, которые по различным данным составляют до 40% населения Стамбула. В частности, Имамоглу устроил курсы курдского языка для всех стамбульских курдов, добился отмены запрета на курдское издание пьесы «Фанфары и малина» итальянского драматурга Дарио Фо.

В мае 2023 года оппозиция смогла заставить нервничать Эрдогана — перед выборами президента и парламента был организован «Стол шести», в который вошли «Хорошая партия», «Партия Счастья», «Партия будущего», «Партия демократии и прорыва» (DEVA) и «Демократическая партия». Прокурдская Демократическая Партия Народов (DEM) тогда тоже поддержала единого кандидата от оппозиции, однако из-за политики националистической «Хорошей партии» она не числилась среди участников «Стола» и ее членам не были обещаны министерские портфели.

Однако оппозицию на майских выборах подвела личность единого кандидата – лидера РНП Кемалья Кылычдароглу, которому на тот момент было 77 лет.

Представители союзных РНП политических сил еще во время обсуждения предупреждали, что Кылычдароглу слишком стар, и что избиратели за него не проголосуют. Предлагались кандидатуры все тех же Имамоглу и Яваша. Однако Кылычдароглу выиграл межпартийную борьбу и проиграл Эрдогану на президентских выборах…

Тем не менее, победа Эрдогану досталась тяжело – пришлось проводить второй тур, и перевес составил всего 4 с небольшим процента — 52,14 против 47,68.

Избирательная кампания на муниципальных выборах 31 марта 2024 года стала для Эрдогана серьезной «битвой». Он выдвинул в качестве кандидата в мэры Стамбула бывшего министра строительства и окружающей среды Мурата Курума, чья популярность возросла во время землетрясения в феврале 2023 года.

 Курума поддерживали как могли – на встречах с избирателями его сопровождали и министр обороны Яшар Гюлер, и министр иностранных дел Хакан Фидан. Избирателям в Стамбуле обещали повышение пенсий, льготный проезд в общественном транспорте, строительство новых домов для приобретения на льготных условиях. Центральные власти начали строительство новой подземной транспортной линии под проливом Босфор. Власти всячески подчеркивали непричастность Имамоглу к этому проекту. И тем не менее, несмотря на тотальную поддержку властей, Мурат Курум проиграл выборы.

Накануне выборов, 30 марта, у памятника Ататюрку собралось большое количество народа, многие приносили красные гвоздики.

«Имамоглу – продолжатель дела Мустафы Кемаля. Он вернет Турцию к идеалам республиканского правления», — объяснял мне молодой человек активность людей именно перед памятником Ататюрку.

Как считает Куат Ахметов, недовольство Эрдоганом зрело уже давно, однако победу Имамоглу на выборах во многом определило ухудшение экономической ситуации в стране.

«В Турции очень высока инфляция. За последние три года курс лиры упал в несколько раз. Поэтому даже консервативные избиратели не захотели голосовать за власти», — говорит Куат Ахметов.

При этом, как отмечает Ахметов, Эрдоган смог сохранить определенную популярность.

«В Турции он пользуется популярностью особенно после 2020 года — когда «Байрактары» помогли Азербайджану вернуть Карабах. Все знают, что владелец предприятия-производителя беспилотников Сельчук Байрактар – зять Эрдогана. Война в Украине, где также «работают» «Байрактары», сыграла на популярность президента», — говорит Куат Ахметов.

По мнению Ахметова, в Турции многие считают, что Эрдоган умело маневрирует в вопросах российско-украинской войны.

«Многие в Турции считают, что в реальности война в Украине – столкновение России и США. И то, что Турция не ввязалась в войну ни на одной стороне, но сохранила при этом свой авторитет как переговорщика, избиратели, конечно, засчитывают в плюсы Эрдогану», — говорит Куат Ахметов.

Оппозиция победила и в других больших городах Турции. И естественно, увидев волю большинства, Эрдоган понял, что с оппозицией лучше начать договариваться.

В то же время, Эрдоган уже заявлял о том, что собирается уходить из политики. Но на самом деле поводов для борьбы у Эрдогана достаточно. Если на президентских выборах в 2028 году сменится правящая партия, то против нее могут быть инициировано расследование по обвинению в коррупции. Так, например, один из боссов турецкой мафии Седат Пекер обвинил в соцсетях сына бывшего министра внутренних дел Мехмета Агара — Толгу Агара в изнасиловании и убийстве казахской студентки Елданы Кахарман. Также он заявил о причастности Мехмета Агара в убийстве Кутлу Адалы — турка-киприота, выступавшего против оккупации Турцией полуострова, и об участии Агара вместе с сыном бывшего премьер-министра Бинали Йылдырыма Эркамом в международной схеме незаконного оборота наркотиков. Кроме того, Пекер утверждает, что бывший советник президента Аднан Танриверди организовывал поставки оружия исламистской группировке «Джебхат Ан-Нусра» в Сирии.

Потому не исключено, что в случае смены власти, скорее всего, все перечисленные обвинения дождутся расследования.

Кроме обвинений в коррупции Эрдоган также опасается и за политическое будущее своей семьи и близких людей. Ожидается, что в 2028 году кандидатом в президента от ПСР станет зять Эрдогана — Сельчук Байрактар или министр иностранных дел Хакан Фидан. Они, конечно же, могут проиграть эти выборы, но Эрдогану важно, чтобы они сохранили возможность баллотироваться в будущем.

В свою очередь Озгюр Озель не хочет, чтобы смена власти произошла по жесткому сценарию, при котором уходящая партия попыталась бы защититься силовым способом от возможных разоблачений. Так что не исключено, что по крайней мере, в течение четырех лет, оставшихся до выборов, будут обсуждаться условия сдачи. Однако, не стоит расслабляться – Эрдоган продолжает вести активную борьбу со своими политическими оппонентами. В частности, только за прошлый год было проведено 19756 операций против Курдской Рабочей партии, были задержаны до тысячи человек, объявленных боевиками. Активно ведутся мероприятия и по нейтрализации движения Фетхуллаха Гюлена «Хизмет». 14 февраля этого года Гюлен на своем сайте опубликовал видеозапись, где он читает стихи. Тут же последовал комментарий контр-адмирала в отставке Джихада Яйджи, который заявил, что это был завуалированный призыв Гюлена к своим сторонникам взять под контроль правительство Турции. Задержания сторонников Гюлена происходят с регулярной периодичностью, в прошлом было задержано 8286 человек, из которых аресту подвергли 1343 человека. И насколько Эрдоган готов подвергнуть репрессиям и давлению других своих политических противников, покажет время…

Беслан Кмузов, специально для newcaucasus.com

Continue Reading

Trending