Флаги Грузии и Евросоюза, пение гимна и слезоточивый газ, массовые протесты и мирные марши различных социальных групп – таким был Тбилиси последние почти три месяца. Грузия отстаивала свои права на демократию и свободу слова.
3 июня этого года председатель парламента Шалва Папуашвили подписал закон «О прозрачности иностранного влияния», или, как его прозвали в обществе, — «русский закон». Закон, который действительно отсылает к аналогичному российскому закону и фактически посылает Москве сигнал о том, что у нее есть надежный «единомышленник» на южной границе. Тем более, что кремлевские чиновники в один голос поддержали принятие грузинскими властями закона об иноагентах, попутно обвинив коллективный Запад во «вмешательстве во внутренние дела Грузии».
Закон вступил в силу 4 июня. Исключением остались статьи 1-9 и пункт 2 статьи 10 закона — они вступают в силу на 60-й день после опубликования. Этот срок дается Минюсту на разработку подзаконных нормативных актов и на создание портала для регистрации неправительственных и медийных организаций.
Первая попытка принять закон об иноагентах провалилась в марте 2023 года, когда под давлением вышедших на центральную улицу Тбилиси противников закона и столкновений с силовиками, он был отозван.
Сейчас реанимация прошлогоднего закона кажется для грузинских властей шагом в пропасть. Создается впечатление, что партия власти «Грузинская мечта» сама роет себе могилу накануне выборов в парламент, которые должны состояться в октябре 2024 года…
К тому же, цена принятия этого закона для страны, которая стремится в Евросоюз и НАТО, может оказаться чересчур высокой. Всего через пять месяцев после получения Грузией статуса кандидата на вступление в ЕС на кону ее европейская интеграция, а четыре европейские страны — Эстония, Нидерланды, Чехия и Швеция уже призвали даже отменить безвизовый режим для граждан Грузии в случае принятия закона. Таким образом, власти Грузии порывают с тремя десятилетиями тесных отношений с Европой и Соединенными Штатами и, похоже, намерены во многом подражать своим авторитарным соседям.
Но, кажется, что это совсем не пугает «мечту». Премьер-министр Иракли Кобахидзе отменил визит в США 3 мая 2024 года из-за требования Вашингтона отозвать законопроект об иноагентах, а помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии Джеймс О’Брайен, прибывший в Грузию с официальным визитом 14 мая 2024 года, не добился никакого прогресса в переговорах с правящей партией.
Даже анонсированные США санкции, которые грозят грузинским политикам, «препятствующим евроатлантической интеграции» страны, уличенным в коррупции и нарушениях прав человека, а также продвигающим закон об иноагентах или участвовавших в его принятии, не пугают грузинских политиков. Также Госдепартамент США вводит новую политику ограничения виз для Грузии, которая будет применяться к лицам, ответственным за «подрыв демократии» в стране.
К сожалению, риторика и реакция грузинских властей на заявления Запада поразительно напоминает российскую риторику и реакцию. И это – прямой отсыл к нынешнему влиянию России на процессы, происходящие в Грузии.
Видимо, у Кремля сместился фокус в сторону Грузии, и это не простое совпадение, сразу после того, как Армения, которая казалась одним из самых преданных РФ партнеров, отворачивается от нее: принятие МУС, заморозка членства в ОДКБ и начало активного согласования мирного договора с Азербайджаном, которое, правда, сопровождается протестами также, возможно, инициированными Москвой и осуществляемыми пророссийскими силами в самой Армении.
Но, создается впечатление, что грузинскому руководству было обещано много больше, не иначе премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе на дне празднования независимости Грузии 26 мая 2024 года пообещал, что к 2030 году Абхазия и Самачабло (Южная Осетия) войдут в состав Грузии. Наверное, недаром в Сухуми и Цхинвали еще до этого стали распространяться слухи, что Москва готовит некий «договорняк» с Тбилиси о некоей «интеграции» сепаратистских регионов с остальной Грузией. Правда, не совсем понятно на каких условиях это может произойти (если произойдет), но тем не менее – Кремль ничего просто так не предлагает…
К тому же Россия, которая находится под западными санкциями, остро нуждается в деловых партнерах и торговых маршрутах через страны, которые могут нарушить и нарушают эти санкции.
Если сравнивать первоначальную версию российского и грузинского законов об иноагентах, то они отличались вначале выгодно в пользу грузинской версии, более лояльной на первый взгляд:
- В России может стать иностранным агентом любые НКО, СМИ либо гражданин, получающий деньги из-за рубежа независимо от суммы (даже в размере эквивалента в 1 доллар США) или «находящиеся под иностранным влиянием» и при этом не получающий иностранное финансирование. Определить степень этого влияния – не представляется возможным.
В Грузии в первоначальной редакции были обозначены только НПО и СМИ, получающие более 20% иностранного финансирования.
- В России – принудительное внесение в реестр. То есть Министерство юстиции РФ самостоятельно решает, кому стать иноагентом. В Грузии – пока самостоятельная регистрация.
- В России, в отличие от Грузии, необходима маркировка для любых материалов о том, что он предоставлен лицом либо организацией-иностранным агентом. В Грузии пока такая маркировка не предусмотрена.
- За нарушение закона в России предусмотрен штраф в размере до 300 тысяч рублей (примерно 3 200 долларов США) и уголовная ответственность до 5 лет лишения свободы. В Грузии – штраф 25000 лари (около 10 тысяч долларов США) и пока исключена уголовная ответственность.
- Отчетность в России – раз в квартал, в Грузии – раз в год.
Однако внешняя «либеральность» закона не гарантирует его изменений в дальнейшем, что, в принципе, и произошло в России, а впоследствии, и в Грузии.
В России первая версия закона об «иностранных агентах была принята 20 июля 2012 года. Вначале она касалась только некоммерческих организаций. Но в дальнейшем закон стал «усовершенствоваться». С 2017 года иностранными агентами стали признаваться СМИ, а с 2020 года – физические лица.
Незарегистрированные общественные объединения — «иностранные агенты» — с 2021 года.
29 июня 2022 Госдума в третьем, окончательном чтении приняла закон о регулировании деятельности в РФ «иностранных агентов», который обобщает и дополняет уже существующее законодательство. Документ позволил объявлять «иностранными агентами» всех, кто получает поддержку из-за рубежа или находится «под иностранным влиянием в иных формах» и при этом не получает иностранное финансирование.
На сегодняшний день этот закон в России тотально ущемляет в правах всех, кто объявлен иноагентом: иноагенты не могут баллотироваться на выборах, быть членами избирательных комиссий, организовывать публичные мероприятия, вести просветительскую деятельность, преподавать в государственных школах и вузах и так далее. 11 марта 2024 года Путин подписал закон, согласно которому был введен запрет на размещение рекламы у иноагентов. По сути, внутри страны произошла масштабная зачистка медийного и гражданского поля.
После полномасштабного вторжения РФ в Украину 24 февраля 2022 года списки российских «иноагентов» начали пополняться с особой интенсивностью. На середину апреля 2024 года в объединенном реестре иноагентов была 801 запись.
Грузия идет к тем же поправкам семимильными шагами. Но делает это тайно. Изменения в закон были проведены между вторым и третьим чтениями скрытно, с процессуальными нарушениями. О них не было заявлено на обсуждениях закона – не были уведомлены даже сами депутаты, которые должны были проголосовать за внесенные поправки.
В законопроекте появился термин «лицо», причем, не уточняется: физическое или юридическое лицо имеется в виду, что теоретически уже дает возможность законодателям применять этот закон к физическим лицам, имеющим отношение к НПО и СМИ, более 20% своего дохода получающим из-за рубежа.
Также Министерство юстиции сможет запрашивать все виды персональных и личных данных, включая секретную информацию и данные особой категории такие, как расовая или этническая принадлежность, политические взгляды, религиозные убеждения, состояние здоровья, сексуальная жизнь и т.д.
Это создает риски для тех НПО, которые работают, например, с жертвами насилия или с представителями ЛГБТ, а журналисты СМИ-иноагентов не смогут гарантировать конфиденциальность своих источников.
Таким образом, закон напрямую противоречит Конституции и Конвенции о правах человека, так как нарушает неприкосновенность личной жизни.
Как заявила президент Грузии Саломе Зурабишвили, что закон «досконально повторяет дух российского законодательства». Она назвала четыре статьи Конcтитуции, которым он противоречит:
- статья 22: cвобода объединений;
- cтатья 15: право на неприкосновенность частной и семейной жизни, личного пространства и коммуникации;
- статья 11: право на равенство (ccылка на венгерский прецедент: Европейский суд решил, что различия в статусе между юридическими лицами по источнику финансирования представляют собой косвенную дискриминацию);
- статья 78: интеграция в европейские и евроатлантические структуры».
Многие эксперты уверены, что не последнюю (если не первую) роль в принятии закона об иноагентах играет неформальный «хозяин» Грузии олигарх Бидзина Иванишвили, а точнее, его активы.
Согласно данным Forbes, на 2024 год Иванишвили занимает 600-е место среди самых богатых людей мира с состоянием 4,9 миллиарда долларов.
В отчете Мюнхенской конференции за 2024 год в части Eastern Europe: Shades of Gray Zone основатель партии власти «Грузинская мечта» Бидзина Иванишвили упомянут как «пророссийский олигарх».
Придя в политику в 2011 году, Бидзина Иванишвили пообещал отказаться от российского бизнеса, чтобы у общества не возникало лишних вопросов.
До этого, на начало 2005 года среди российских активов Иванишвили были:
— Импэксбанк;
— банк «Российский кредит»;
— аптечная сеть «Доктор Столетов»;
— гостиницы «Минск» и «Центральная» и другие активы.
Де-юре он продал все активы в России. Например, банк «Российский кредит» был продан сенатору от Бурятии Виталию Малкину. Малкин – фигурант одного из первых расследований российского политика Алексея Навального, погибшего 16 февраля 2024 года в исправительной колонии особого режима «Полярный волк» (ИК-3) в посёлке Харп Ямало-Ненецкого автономного округа.
Однако главным активом Иванишвили был «Газпром», в котором грузинский олигарх являлся крупнейшим частным миноритарием. По неподтвержденным данным, ему до сих пор принадлежит 1% акций компании.
Согласно отчету Transparency International Georgia, в 2012-2019 годах Бидзина Иванишвили владел как минимум 10 российскими компаниями через офшоры, что является частью еще более широкой сети дочерних и связанных компаний. Согласно докладу за 2021 год, Иванишвили владел 20 офшорными компаниями.
Согласно отчету от 27 апреля 2022 года Transparency International Georgia, Бидзина Иванишвили владел в России ООО «Аква-Спейс» через свою офшорную компанию Vanity Overseas Limited. Vanity Overseas Limited является 100% акционером компании Aqua-Space Ltd. с 2015 года. Aqua-Space Ltd. является действующей компанией и осуществляет свою деятельность в следующих сферах: покупка и продажа, а также аренда-управление нежилыми зданиями, инвестиции в ценные бумаги и уставный капитал, ряд брокерских услуг по продаже, покупке или аренде нежилой недвижимости и т.д. Параллельно с Россией Vanity Overseas Limited также владеет компанией в Грузии — Aqua Center Ltd, которая по названию и бизнес-деятельности схожа с российским аналогом. ООО «Аква Центр» было основано в 2010 году и управляется племянником Бидзины Иванишвили Кахой Кобиашвили, который является официальным представителем офшорных компаний Иванишвили, действующих в Грузии.
С другой стороны, в марте 2022 швейцарский банк Credit Suisse заморозил 2,7 млрд. фунтов стерлингов на счетах Иванишвили, объяснив это тем, что средства могут иметь российское происхождение.
Не исключено, что непринятие закона об иноагентах в Грузии грозит, возможно, отъемом российской части бизнеса у грузинского олигарха. В этом может крыться основная причина принятия закона «Грузинской мечтой».
Можно также отметить, что 29 мая Парламент Грузии преодолел вето президента на т.н. закон об офшорах. В итоге изменения в Налоговом кодексе дают льготы и освобождение от налогов на эвакуацию капитала и всех видов активов из офшорных зон в Грузию до 1 января 2028 года.
Со своей стороны, грузинская оппозиция заявляла, что эти поправки внесены исключительно под Бидзину Иванишвили и что существует опасности перевода в Грузию санкционных активов российских олигархов.
***
Итак, закон об иноагентах в Грузии принят, интенсивность акций протеста несколько спала – надо набираться сил к октябрьским выборам в парламент.
Тамар Нергадзе, специально для newcaucasus.com






















