Нана Плиева: Смена власти в Грузии сопровождается переделом медиа-пространства

1936

1352929240_nana_plievaВ столице Грузии Тбилиси состоялись Гражданские слушания на тему – «Нарушения прав журналистов на Южном Кавказе – проблемы четвертой власти». Мероприятие прошло в рамках программы «Символический Кавказский Суд по Правам Человека и Гражданские слушания на службе демократии Кавказских стран» при поддержке Национального Фонда Содействия Демократии (National Endowment for Democracy – NED). Автор и директор программы – профессор Ниязи Мехти (Азербайджан). Организаторы – Альянс женщин за Гражданское общество (Азербайджан), Кавказский центр миротворческих инициатив (Армения), Кавказский центр гражданских слушаний (Грузия). Бывший журналист телеканала ПИК Нана Плиева рассазала о фактах и примерах нарушений прав журналистов в Грузии. Приводим ее выступление полностью:

Смена власти в Грузии сопровождается переделом медиа-пространства. Это и неудивительно, ведь грузинские СМИ, отличающиеся поляризацией и политизацией, давно стали инструментами политической борьбы. Ярко выраженные политические предпочтения разделили медиа на проправительственные и оппозиционные.

Согласно исследованию CRRC (Caucasus Research Resource Center), главным источником информации для абсолютного большинства грузинских граждан – 88%, является телевидение. Отсюда и борьба, которая со сменой власти развернулась за обладание «кнопкой».

Не успело сформироваться новое правительство, как стало известно о первом и самом заметном событии на медиарынке. Телерадиокомпания «Имеди», основанная покойным олигархом Бадри Патаркацишвили еще в 2003 году, возвращена семье основателя. Компания Georgian Media Production Group, владеющая медиаактивами Патаркацишвили, передана в собственность Инне Гудавадзе, вдове покойного олигарха за символическую цену в 3 лари. Три акционера – Георгий Арвеладзе (владеющий 45% акций), Георгий Корахашвили (30% акций) и Георгий Микеладзе (15% акций) получили по 1 лари. До последнего времени «Имеди» управлял человек из команды президента Саакашвили – бывший министр экономики Георгий Арвеладзе. Вплоть до смерти Патаркацишвили редакционная политика телекомпании носила оппозиционный характер, но после смены владельца стала рупором правительства. Вернув «Имеди», вдова Патаркацишвили первым делом приостановила работу информационной службы и уволила старую команду журналистов. Холдингом теперь руководит старшая дочь бизнесмена Лика Патаркацишвили, а ее правой рукой и заместителем назначен Реваз Сакеваришвили – бывший главный редактор грузинского «Форбс». Примечательно, что Сакеваришвили в марте этого года со скандалом уволился из журнала, обвинив издателя в цензуре интервью с миллиардером и тогдашним оппозиционером Бидзиной Иванишвили. Теперь многие наблюдатели полагают, что с приходом Сакеваришвили в «Имеди» канал станет еще одним дружественным медиаресурсом Бидзины Иванишвили.

Туманно и будущее главного медиаресурса бывшей правящей команды – «Рустави-2». В начале октября 40-процентные пакеты акций «Рустави-2», а также телекомпании «Мзе», принадлежащие бизнесмену Левану Караманашвили, за 750 тысяч долларов приобрел бывший министр обороны Грузии Давид Кезерашвили. Однако уже через несколько дней он за эту же сумму продал акции другому бизнесмену – другу Михаила Саакашвили Георгию Караманашвили. По утверждению грузинских СМИ, Леван и Георгий Караманишвили – близкие родственники. Таким образом, контроль над «Рустави-2» пока остается у команды Саакашвили. Впрочем, свои претензии на медиаактив уже предъявили бывшие владельцы. Кибар Халваши – бизнесмен, приближенный к экс-министру обороны Ираклию Окруашвили, проживающий в Германии, заявил о намерении вернуть 78% акций телеканалов «Рустави-2» и «Мзе». Он заявил о том, что был вынужден отказаться от медиаактивов под давлением грузинских властей. Впрочем, вопросы есть и к самому Халваши. На контрольный пакет акции «Рустави-2» претендуют и первые владельцы телекомпании. Давид Двали и Джарди Акимидзе, стоявшие у истоков создания «Рустави-2», также называют себя жертвами политического давления.

Неясной остается и судьба единственного русскоязычного грузинского телеканала, основанного по личной инициативе Михаила Саакашвили. 20 октября телеканал ПИК прекратил свое вещание. Первый Информационный Кавказский, который многие прозвали кавказской «Аль-Джазирой», был альтернативным источником информации о Грузии и о Кавказе, неподконтрольный Кремлю. Он вызывал раздражение российских властей. В эфире канала часто появлялись российские оппозиционеры. С ПИКом сотрудничали телеведущая Ксения Собчак, журналист Матвей Ганапольский, а также вдова экс-лидера Чечни (Ичкерии) Джохара Дудаева Алла Дудаева. Известные британские журналисты Роберт Парсонс и Дэвид Чатер ввели на канале стандарты Би-би-си.

Слухи о грядущем закрытии телеканала появились сразу после парламентских выборов в Грузии. Руководство компании, управляющей Третьим каналом Общественного вещателя, долго заверяло сотрудников в том, что ничего серьезного ПИКу не грозит. Главной проблемой называлось отсутствие денег у Общественного вещателя Грузии (ОВГ), через который телеканал финансируется из госбюджета. За сентябрь часть сотрудников получила зарплату не полностью. Кроме того, 12 октября канал неожиданно исчез со спутника. Конкретных причин журналистам выяснить не удалось.

15 октября вместо вечернего выпуска новостей в эфир вышла молчаливая акция протеста. Журналисты информационной службы задали вопросы, на которые не смогли получить ответы: почему канал вдруг исчез со спутника и куда делись средства, выделенные для ПИКа из бюджета до конца года. Как результат: молчаливая акция протеста была названа Общественным вещателем, который заказывал ПИКу производство программ и новостей, одной из причин пересмотра отношений. Журналисты расценили это как цензуру и ущемление свободы слова и выражения.

Несмотря на то, что причиной закрытия канала журналисты склонны считать финансовые вопросы, будущее ПИКа, скорее всего, определит политика. Команде Михаила Саакашвили, которая занята вопросами выживания в новой реальности, похоже, не до кавказской политики. Нужен ли новым властям канал, который вызывает раздражение в России и затрагивает множество неудобных вопросов, – большой вопрос. Недаром закрытие ПИКа многие западные СМИ расценили как признак смены политики новых грузинских властей по отношению к Москве.

Собственников после парламентских выборов сменили и небольшие грузинские телеканалы. «Реал-ТВ», еще один проправительственный ресурс, сразу после выборов за символическую для телеканала цену – 30 тысяч долларов – купила некая Лали Эгадзе. Новый владелец сменила не только название – отныне бывший «Реал-ТВ» будет называться «Третьим каналом», но и ориентацию. Заявлено о том, что канал будет полностью укомплектован новыми кадрами.

Изменения коснулись и медиаресурса Министерства обороны – телеканала «Сакартвело». Лицензии этого канала переданы «Фонду гражданского образования». Среди основателей фонда – главред журнала «Табула» и супруга секретаря Совбеза Грузии Гиги Бокерия Тамар Черголеишвили. Уже известно, что финансировать телеканал, который начнет вещание в середине января, намерен основатель Свободного университета, экс-министр экономики Каха Бендукидзе. Заявлено, что комментаторами на новом канале будут яппи из прежнего правительства – бывший министр внутренних дел Эка Згуладзе, экс-заммминитра иностранных дел Серги Капанадзе и другие. Канал станет медиаресурсом команды младореформаиторов президента Саакашвили.

Собирается вернуться на медиарынок и грузинский миллионер Вано Чхартишвили. В последние годы он проживал в Великобритании и оттуда боролся за возвращение телекомпании «Мзе». Бизнесмен заявил, что был вынужден переоформить канал на других собственников под давлением прежних властей. С января будущего года Чхартишвили намерен запустить новое телевидение – «Мзера».

Изменения наверняка коснутся и Общественного вещателя Грузии. Председатель парламента Грузии Давид Усупашвили пообещал поставить серьезные вопросы относительно его будущего. Новые грузинские власти считают ОВГ непрозрачной структурой, обслуживающей интересы прежнего правительства. Представители «Единого национального движения», в свою очередь, расценили слова оппонентов как давление на ОВГ.

Таким образом, новая политическая веха серьезно отразилась на телевизионной. С января этого года в стране будут вещать минимум 9 телеканалов – Общественный вещатель Грузии, пропрезидентские «Рустави-2» и «Табула», занимающие критическую позицию в отношении бывшего правительства «Маэстро» и «Кавкасия», сменивший владельцев «Имеди», новоявленные «Мзера» и «Третий канал», принадлежащий семье премьер-министра Грузии Бидзины Иванишвили «9 канал». Но обеспечит ли арифмечитеское разнообразие плюрализм мнений или телеканалы так и останутся инструментами политической борьбы? Часть наблюдателей считает смену власти уникальным шансом создать в Грузии сбалансированное медиапространство, ориентированное на привлечение рекламы и обслуживающее интересы зрителей, а не политических групп. Впрочем, для этого недостаточно общественного заказа, нужна политическая воля. Многое будет зависеть от того, кокой выбор сделает Бидзина Иванишвили. При премьер-министре страны с состоянием в 6,5 миллиардов долларов грузинское общество может стать свидетелем сращивания власти и капитала и появлением грузинского Берлускони. Впрочем, возможен и другой вариант. Ивашивили, уже заявивший о том, что не намерен задерживаться в политике, может сыграть значительную роль и в минимизации политического влияния на грузинские СМИ.

 

Фото newcaucasus.com

ПОДЕЛИТЬСЯ