Ислам и исламофобия в Азербайджане – 2013

1452

Сайт newcaucasus.com является партнером НПО “Кавказский центр гражданских слушаний” по организации и освещению Кавказских символических судов и гражданских слушаний, проводимых в Грузии. Данные мероприятия также проводятся в сотрудничестве с НПО “Альянс женщин за гражданское общество” (Азербайджан) и “Кавказский центр миротворческих инициатив” (Армения). Проект осуществляется при финансовой поддержке Национального Фонда Содействия Демократии (National Endowment for Democracy – NED), США.

В Тбилиси состоялись Гражданские слушания на тему – «Картина современного религиозного движения на Южном Кавказе: радикализм, консерватизм, реформизм и проблемы плюрализма». Мероприятие прошло в рамках программы «Символический Кавказский Суд по Правам Человека и Гражданские слушания на службе демократии Кавказских стран» при поддержке Национального Фонда Содействия Демократии (National Endowment for Democracy – NED). Автор и директор программы – профессор Ниязи Мехти. Организаторы – Альянс женщин за гражданское общество (Азербайджан), Кавказский центр миротворческих инициатив (Армения), Кавказский центр  гражданских слушаний (Грузия).

Президент FAR CENTRE Хикмет Гаджи-заде (Азербайджан) рассказал о современном положении мусульманской общины, развитии ислама, отношении со стороны властей и общества к религиозным организациям страны. Предлагаем его выступление полностью:
С самого начального периода азербайджанской независимости в религиозной сфере наметились две основные проблемы: проблема свободы вероисповедания и проблема религиозного экстремизма. И, к сожалению, сегодня проблема религиозного экстремизма стала одной из главных проблем нашего общества.  Убийства и устрашение оппонентов; организованная террористическая деятельность; отсутствие хоть какой-либо терпимости к оппонентам, нежелание вступать в диалог – вот что характеризует сегодня активность религиозных экстремистов в стране. И даже, обсуждать эти проблемы становится опасным – экстремисты сразу же могут объявить вам врагом Ислама с губительными для вас последствиями…
Ислам в период независимости
После развала коммунистической системы религия стала возвращаться и вскоре заняла почетное место в обществе, однако политический ислам преследовался с самого начала и по сей день. При президенте Эльчибее (1992-1993) мечети были переданы верующим, независимые религиозные общины были зарегистрированы, была также зарегистрирована Исламская Партия Азербайджана. Однако из опасения перед распространением идей Иранской Исламской революции в стране был принят закон, запрещающий религиозным лидерам избираться в парламент.
Президент Гейдар Алиев (1993-2003) уже начал репрессии против исламских политических активистов: запретил Исламскую партию и арестовал ее лидеров.
Президенту Ильхаму Алиеву (2003 – …) пришлось уже столкнуться с вооруженными экстремистами, и в этот период любая неконтролируемая религиозная исламская или христианская активность начала преследоваться. Для пресечения террористической деятельности в апреле 2011 года правительством была проведена широкомасштабная полицейская операция в городах Баку, Гяндже, Сумгайыте, Гахском, Загатальском, Шекинском, Гусарском, Абшеронском и Хачмазском районах страны.
Однако, под предлогом борьбы с религиозным терроризмом в стране стали преследоваться не только исламские демократы в лице Мечети Джума и не только Исламская Партия Азербайджана, но и даже те верующие, которые не претендуют на общественное влияние. Введена цензура на религиозную литературу; религиозные общины стали лишаться регистрации; обученным за рубежом религиозным лидерам запрещена деятельность в мечетях. Появилась большая проблема с хиджа¬бом в школах и ВУЗах (2010), вызвавшая сильные протесты верующих. Независимые религиозные общины закрываются, религиозная литература подвергается жесткой цензуре; несмотря на протесты верующих в Баку было закрыты мечети «Абу Бекр», «Шехидляр» и временно были приостановлено посещение мечетей «Иллахият» и «Фатмеи Захра». Еще несколько мечетей были снесены как «незаконные строения. И все это было произведено без какого-либо общественного обсуждения и переговоров с религиозным сообществом.
Исламские политические активисты
Так называемые «исламисты» (исламские политические активисты) появились на политической арене уже в ходе борьбы за независимость страны (1988-1991) и активно поддерживали Народный Фронт Азербайджана. Лидер этих исламистов Гаджи Альакрам даже был избран в Правление НФА, и за свою деятельность заслужил уважение демократов.
Однако уже в 1991 году Гаджи Альакрам и его соратники отделились от НФА и объявили о создании Исламской партии Азербайджана (ИПА), которая отличалась крайней проиранской ориентацией. Целью ИПА было построение в стране исламского государства по типу Иранской исламской республики.
В 1992 году демократическое правительство Эльчибея зарегистрировало все имеющиеся тогда политические партии и, в том числе, ИПА. Однако напряжение между исламистами и секулярными демократами уже тогда начало возрастать. В законе о «Свободе вероисповедания» (1992), принятом правительством НФА, религиозным общинам были предоставлены широкие права, мечети начали возвращаться верующим, они теперь свободно могли организовывать религиозные школы, посещать святые места и пр. Но в этом же законе религиозным деятелям запрещалось избираться в парламент, очевидно, из страха перед иранским вариантом развития событий.
Пришедший к власти в 1993 году бывший коммунистический лидер страны Гейдар Алиев отменил в 1995 году регистрацию ИПА, а в мае того же году было арестовано девять членов руководства Исламской партии по обвинению в сотрудничестве с иранскими спецслужбами.
Политический ислам фактически был объявлен вне закона, однако полностью подавить активистов ИПА не удалось, они до сих пор продолжают публично действовать, хотя их периодически подвергают арестам за антигосударственную деятельность.
Предметом протестов активистов ИПА чаще всего являются социальная несправедливость, нарушение гражданских (часто избирательных) прав; во внешней политике ИПА выступает синхронно с Иранским правительством – в защиту Палестины, против «мирового сионизма» и «западного империализма». И, конечно же, ИПА постоянно выступает в защиту религиозных прав, которые по мнению ИПА, все больше нарушаются нынешним правительством.
Последней акцией ИПА была серия активных протестов против правительственного запрета на ношении девочками хиджаба в школе (осень 2010). В ходе этих протестов лидер ИПА Мовсум Самедов с отчаянием обрушился на президента страны и его семью, назвав их безбожниками и врагами Ислама, с которыми каждый мусульманин должен вести джихад. Мовсум Самедов и все близкие к нему люди, в том числе и родственники были арестованы (начало 2011 г.) и находятся сейчас под арестом.
Социологические опросы не выявляют какой-либо заметной популярности ИПА. Поддержкой демократического сообщества страны ИПА также не пользуется. Тем не менее, несколько сот активистов ИПА с настойчивостью и мужеством продолжают свою деятельность ибо, очевидно, они рассчитывают не на благосклонность избирателей, а на благосклонность Аллаха, который, как они считают, на их стороне.
В целом, проводимые нами общенациональные опросы так и не выявили никакого популярного религиозного деятеля в стране, способного возглавить некое общественное или политическое движение.
Есть ли среди религиозных лидеров те, кто являются авторитетом для вас и, если есть, то укажите их? (опрос 2006 г.):
– нет – 59 %; затрудняюсь ответить – 19 %; да, есть – 22%,
среди них:
– Аллахшукюр Паша-заде (Шейх-уль-Ислам Азербайджана) – 4,3 %
– Васим Мамедалиев (проправительственный теолог) – 2,2 %
– Гаджи Сабир (заместитель Шейх-уль-Ислама) – 1,7 %
– Местные религиозные лидеры – 1,7 %
– Хамнеи  (нынешний духовный руководитель Ирана) – 1,3 %
– Гаджи Гамет (ахунд «ваххабитской» мечети «Абу-Бекр») – 0,9 %
– Ильгар Ибрагимоглу (Имам-джамаат демократическая общины мечети Джума в старом городе) – 0,4 %
– Бен Ладен – 0,2 %
– Фазаиль Ленкарани (аятолла в Иране) – 0,2 %
– Нариман Гасымоглу (Теолог , Фонд «Религия и Демократия») – 0,2 %.
Этот же опрос выявил слабую поддержку респондентов идеи об участии  религиозных активистов в политике.
Следует ли в Азербайджане радикальным исламистам разрешить участвовать в выборах?
– Да – 35%; нет – 33%; затрудняюсь с ответом – 32%.
Борьба ИПА на два фронта
ИПА фактически приходится бороться в стране на два фронта. С одной стороны – это авторитарное правительство, пытающееся прекратить любую неконтролируемую активность в любой сфере общественной жизни. С другой – влиятельное секуляристское движение в стране, к которому принадлежат как большинство демократов, так и  большинство членов правящего режима. Кроме того, выступая против любых идей, пришедших с Запада, исламисты лишились поддержки и мирового демократического сообщества.
Положение религиозных активистов усугубляется и «исламофобией», развившейся как в мире, так и в Азербайджане после событий 9/11/ 2001. Теперь помощи ИПА приходится ожидать только от Ирана и от Аллаха.
Репрессии и исламофобия
ИПА – не единственный важный исламский феномен в  Азербайджане. Не менее при-стальное внимание исследователей в этой области привлекает активность в Азербайджане исламских миссионеров из Ирана, стран Персидского залива и Турции.
После падения «Железного занавеса» в Азербайджан хлынул поток всевозможных исламских миссионеров, распространяющих турецкую, иранскую и ваххабитскую (салафитскую) версию ислама. Последние две открыто и решительно были нацелены против секулярного и модернизационного курса страны. Иранские религиозные миссионеры в шиитских мечетях открыто проповедовали идеи исламской революции, оказывали финансовую помощь своим сторонникам, а также рекрутировали среди населения студентов для обучения в религиозных центрах Ирана, с целью дальнейшего использования их для своих целей в Азербайджане.
Ваххабиты действовали тайно, создавая религиозные кружки, в которых с большим успехом проповедовалась их доктрина Ислама. Эта доктрина почти открыто призывала к уничтожению всех (и, в первую очередь, шиитов), не согласных с ваххабизмом.
До сих пор не ясно, каким образом ваххабизм смог прижиться в преимущественно шиитской среде страны. Однако скоро, правительство, обеспокоенное популярностью этого течения Ислама, решило пресечь деятельность ваххабитских миссионеров. Все они были выдворены из страны, но было уже поздно. Ваххабизм, порой в самой агрессивной форме, уже без миссионеров начал распространяться в Азербайджане.
События 9/11/2001 еще более усилили тревогу общественности по поводу возможного развития терроризма в стране. Очень скоро общественности стало известно о том, что спецслужбы страны борются с вооруженными азербайджанскими ваххабитскими и шиитскими группами, действующими как в стране, так и воюющими в Чечне или Афганистане; один из азербайджанских ваххабитов оказался даже в американской тюрьме Гуантанамо.
Перспективы религиозной свободы в «Демократическом Азербайджане»
Описанные выше противоречия наблюдаются в нынешнем – авторитарном Азербайджане. Но, очевидно, что многие проблемы с традиционным Исламом будут нуждаться в специальной политике и при демократической системе, скажем, в будущем «демократическом Азербайджане». Желание некоторых верующих неукоснительно следовать букве своего священного писания, стремление к построению исламского государства будет постоянно входить в конфликт с республиканской конституцией.
Радикальными исламистами открыто провозглашается цель на строительство исламского государства основанного на Шариате. Однако всем нам надо понять и признать, что принципы Шариата противоречат республиканской идее о том, что все люди рождаются сводными, они наделены достоинством, и все они равны перед законом. И, что у человека есть неотъемлемые права, которые не могут быть отняты не государством, ни обществом, ни уммой.
Посмотрим на основные принципы правовой системы либерально-демократического и исламского государства:
Либеральное законодательство   Исламское законодательство (Шариат)
Все люди рождаются свободными и равными в правах перед законом. – Мужчины имеют больше прав, чем женщины;

– Мусульмане имеют больше прав, чем не му-сульмане;

– Верующие имеют больше прав, чем неверующие;

– Верующие в Коран и Библию имеют больше прав, чем идолопоклонники;

– Рабство – не запрещено;

Любая дискриминация запрещена. Присутствует дискриминация по признакам пола, религии и социального статуса.
Для своего времени как нравственные, так и юридические нормы, зафиксированные в Коране, были большим прогрессивным шагом в области морали, прав человека и социальной справедливости. Такие моральные исламские нормы, как «не поклоняйся никому, кроме бога; не лги; протяни руку страждущему, борись с несправедливостью, не подчиняйся не праведному правителю» до сих пор остаются актуальными и ничем не отличаются от общемировых.
Что же касается юридических норм, то исламская юридическая система (Шариат) осталась на уровне раннего средневековья и как видно из таблицы порой оправдывает авторитаризм и дискриминацию.
Глядя на приведенную таблицу, можно заключить, что пропаганда построения исламского государства (правовой системы основанной на Шариате) является пропагандой дискриминации женщин, немусульман, неверующих, что в корне противоречит как нашей Конституции, так и международным пактам по правам человека, подписанным Азербайджаном.
Гибель мультикультурализма
Широкая дискуссия по выходу из дилеммы «права верующих» против «свободы, равенства и братства» идет и в демократических странах. В начале, здесь была принята концепция мультикультурализма, позволяющая верующим в личной жизни жить по любым своим законам, находясь при этом внутри либерально-демократического общества.  Однако приводимые прессой ужасы исламских революций; почти ежедневные новости о террористических актах, совершенные мусульманами на территории западных стран; нелицеприятные подробности из личной жизни мусульманских семей и  события 9/11/2001 заставили Запад переосмыслить ситуацию.
Многолетнюю дискуссию по этой проблеме начали крайне правые, но закончили официальные лидеры стран Европы. В сентябре 2010 в Германии вышла скандальная книга известного германского банкира и, даже, социал-демократа – Тило Саррацина «Германия самоликвидируется» (Deutschland schafft sich ab), в которой автор утверждает, что эмигранты мусульмане даже в третьем поколении отказываются интегрироваться в германское общество, воспринимать либеральные ценности и, что они склонны к преступности и терроризму. Отказываясь интегрироваться в современное индустриальное общество, они все больше поглощают государственную социальную помощь и, тоже самое, происходит со следующим поколением мусульманских эмигрантов…
Книга была сразу же осуждена либеральными кругами Германии, но дискуссия продолжалась и вскоре мир услышал из уст Ангелы Меркель, Николя Саркози и Джеймся Камерона признания о гибели политики «мультикультурализма».
В своей речи на 47-й Мюнхенской конференции по безопасности (5 февраля 2011 г.) британский премьер высказался за то, что исламистские организации нужно проверять на соответствие следующим критериям:
Верят ли они в универсальный принцип прав человека – в том числе в права женщин и представителей других религий? Верят ли они в равенство всех перед законом? Верят ли они в демократию? Поощряют ли они интеграцию – или, наоборот, сепаратизм? В случае, если какая-либо организация не соответствует этим критериям, она не должна иметь доступа к государственной казне и ее представители не должны иметь возможности заниматься пропагандой своих взглядов в университетах и тюрьмах.
Итак, европейские лидеры, отбросив «политкорректность», призвали мусульман, проживающих в Европе, к реформам своей религиозной практики, а именно, к приведению своих ценностей в соответствие с декларациями о правах человека.
Борьба с экстремизмом в Азербайджане
Для борьбы с распространением религиозного экстремизма нынешнее правительство Азербайджана применяет старый проверенный способ: усиление контроля, репрессии и превентивные репрессии. О просвещении, установлении диалога с этими людьми, обсуждении их проблем даже  не вспоминалось.
Все эти репрессии нарушают права граждан и не приносят результатов. А ведь можно  было бы обсудить с религиозным сообществом страны вопросы, например ношения хиджаба в школах и ВУЗах, вопросы фотографий в хиджабах для паспорта и многое другое. Все это помогло бы снять напряжение в обществе и удовлетворить религиозные права и потребности граждан.
Всего за последние 15 лет 3000 человек были осуждены по религиозным мотивам. В марте 2011г. неправительственная организация «Правозащитный Центр Азербайджана» (председатель Эльдар Зейналов), распространил список из 220, осужденных за последние 6 лет, религиозных экстремистов из различных групп, как шиитского, так и ваххабитского толка. На сегодняшний день (ноябрь 2013) в тюрьмах страны находятся 74 религиозных активиста 1.
Об исламофобии или почему все так боятся политического ислама
Примечательно, что, по жалобам некоторых религиозных активистов, последние репрессии так и не встретили должного осуждения со стороны демократического сообщества Азербайджана: демократы были в растерянности от религиозного экстремизма. В стране, как и во всем мире, распространялась исламофобия, и о защите прав верующих уже мало кто хотел слушать.
Преследование конституционных прав верующих – незаконно, недемократично и лишь увеличивает нестабильность в обществе. Однако вся проблема тут не только в репрессиях. Как было указано выше, глубокая проблема заключена в противоречии республиканских ценностей тем ценностям, что проповедуют «исламисты» – политические активисты сторонники шариатского государства. И, что самое печальное, мы не видим никакого противодействия экстремистам со стороны тех, кого в обществе считают умеренными мусульманами или мусульманскими демократами. К большому сожалению, мусульманские демократы молчат, когда экстремисты угрожают или убивают своих оппонентов.
Даже сегодня, находясь под репрессиями нынешнего режима, политические исламисты наводят страх на общество: скандалы с газетами, угрозы по телефону, убийство, изгнание из страны. Люди стали боятся открыто высказывать свое отношение к религии. В одном из ВУЗов студенты пожаловались декану на студента, который заявил, что он – атеист. А что же будет, думают граждане, если  исламисты избавятся от пресса этого авторитарного режима? И вот, что думают теперь некоторые – лучше пусть исламисты находятся в репрессированном состоянии, а если при этом будет репрессировано и все наше общество, то мы готовы это терпеть, лишь бы не пришли «талибаны».
Религиозные активисты повсюду с негодованием протестуют, против антиисламских законодательных актов, принимаемых в Европе и у нас в стране. Однако такими протестами исламофобию не остановить, – она прекратиться лишь, когда умеренные религиозные активисты недвусмысленно выступят против исламских экстремистов; когда мусульмане смогут соединить религию с республиканскими ценностями: соединить религию с терпимостью и свободой.
***
ПРИЛОЖЕНИЕ
Женщины в Коране и Библии
«Мужчины выше женщин тем, чем Бог возвысил их одних над другими, и тем, что они дают им из имущества своего» [4:34].
СУРА 2. 173 (178).  О те, которые уверовали! Предписано вам возмездие за убитых: свободный – за свободного, и раб – за раба, и женщина – за женщину. А кому будет прощено что-нибудь его братом, то – следование по обычаю и возмещение ему во благе.
38 (34).  …А тех (жен), непокорности которых вы боитесь, увещайте и покидайте их на ложах и ударяйте их. И если они повинятся вам, то не ищите пути против них, – поистине, Аллах возвышен, велик!
(2:282) «Если не будет двух мужчин, то одного мужчину и двух женщин, которых вы согласны признать свидетелями, и если одна из них ошибется, то другая напомнит ей».
(4:11)  «Аллах заповедует вам относительно ваших детей: мужчине достается доля, равная доле двух женщин».
(4:15) «Если какая либо из ваших женщин виновна в разврате, пусть против неё выступят свидетелями четверо из вас; и если они засвидетельствуют, то держите её в доме, пока её не упокоит смерть, или пока Аллах не востребует её».
Библия о женщинах: «Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия, а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа (1Кор. 11:7-9).  \”Посему жена и должна иметь на голова своей знак власти над нею, для Ангелов» (1Кор.11:10).
«Ибо, если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется, а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается» (1Кор.11:6).
«Кто же женится на разведенной, тот прелюбодействует. Евангелии от Матфея (гл. 5, ст. 32) . «И если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, — прелюбодействует» — Евангелие от Марка (гл. 10, ст. 12).
«Жена да учится в безмолвии, со всякой покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева. И не Адам прельщен, но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем, спасется через чадородие…» (1-е Тимоф., гл. 2, ст. 11—13).
ПОДЕЛИТЬСЯ