Сабина Талыбова: сами женщины должны требовать улучшения своего положения

1795

1419273171_sabina_talibovaВ Марнеули состоялись очередные Гражданские слушания на тему – «Гендерное равноправие и семейное насилие – проблемы региона Квемо Картли». О сегодняшней ситуации в регионе рассказали представитель аппарата омбудсмена Грузии Лейла Мамедова и председатель «Демократического союза «Мтреди» Сабина Талыбова.

Мероприятие прошло в рамках программы “Символический Кавказский Суд по Правам Человека и Гражданские слушания на службе демократии Кавказских стран” при поддержке Национального Фонда Содействия Демократии (National Endowment for Democracy – NED). Организатор – Кавказский центр гражданских слушаний (Грузия).

Представляем выступление Сабины Талыбовой полностью:

С какого времени ранние браки берут свое начало? Мой доклад подразумевает последние 25-30 лет. Взглянем в недалекие времена СССР, когда для девушки на выданье самым главным приданым был диплом. Если диплом был красным, то девушку очень сильно оспаривали. Ситуация с важностью получения образования женщинами изменилась после распада СССР, когда образованные кадры остались без работы и образование уже не стало привлекательным для молодёжи. Появился другой, так называемый, «интерес» у молодёжи и пошла тенденция ранних браков. Я называю эту тенденцию «женитьба от нечего делать» и это не ирония, а факт. Тенденция ранних браков активно держалась до 2003 года, т.е. до смены политической системы правления страной и государственных ценностей. С приходом к власти новых властей наступила новая эпоха, появились новые интересы и стремления молодёжи, правда, процессы были не мгновенными, а несли постепенный характер. Тенденция ранних браков постепенно стала тормозить около 7 лет назад, а за последние 5 лет ранние браки вообще перестали быть глобальной или вообще проблемой. Причиной этому послужила образовательная программа по системе 1+4, которая дала возможность молодёжи из регионов поступать в ВУЗы на родном языке на подготовительный курс и тем самым получение образования не в провинции как-нибудь, а полноценно в столице стало престижным среди молодёжи. Эта тенденция укрепилась еще благодаря нефтегазовой компания Сокар-Джорджия, которая подряд всем студентам-азербайджанцам государственных ВУЗов оплачивает учебу. Т.е., доступность поступлении в ВУЗ  и оплата учёбы сыграли положительную роль в значительном сокращении количества ранних браков. Количественные показатели в пользу девочек превышают показатели среди мальчиков, особенно среди сельской молодёжи. Молодые люди, как правило, предпочитают покидать страну в целях сезонной или долгосрочной трудовой миграции.

Кроме этого, религия тоже стала занимать главное место в жизни молодёжи, где образование девочек является обязательным.

Что же касается все еще имеющихся единичных случаев ранних браков, отчасти это неосознанный, но самостоятельный выбор самих молодых людей, вследствие всплеска гормонов в подростковом возрасте, отчасти – результат отсутствия стимула приобретения высшего образования.

Благо, востребованность в образованной невесте вновь становится популярной. Из собственного опыта приведу два примера. Две семьи, одна из села с соседнего района, вторая из г. Марнеули подыскивали образованных невест. Просто невеста-рукодельница постепенно становится непривлекательной. Более подходит умница-рукодельница. Семьи, в которых есть девочки, сами стараются дать ей возможность максимально использовать юность для обеспечения своего будущего, так как полагаться на то, что новая будущая семья даст ей все необходимое – это пустые ожидания и родители это понимают. Всё чаще слышно высказывание «Жизнь в отцовском доме – это жизнь султана».

Насильное похищение девочек вообще перестало иметь место после того, как ужесточили законодательство по статье похищение человека. В нашем муниципалитете отбывали тюремный срок не только похититель-жених, но и те, кто принимал участие в похищении и даже хозяева дома, куда отвозили похищенную девушку. Такая жесткость закона и остановила самоуверенных похитителей.

Относительно репродуктивного здоровья. Сейчас стало модным все беды по репродуктивному здоровью женщин отводить на счет ранних браков, но на самом деле проблемы со здоровьем у женщин возникают из-за того, что в селах все еще нет женских консультативных центров, и министерством здравоохранения не проводятся обширные осведомительные работы по использованию конрацептивов. В муниципальном центре предлагают только один способ – спираль, который стоит не дешево, и не каждая женщина соглашается на ее использование в связи с финансовым положением. Крайний вариант избавится от нежелательной беременности – аборт, последствия от которого приводят к негативным результатам, а зачастую и к онкологическим заболеваниям.  Возраст таких женщин самый разный. Исследования этих проблем проводила организация «Эра 21». Эта же организация передавала в женские консультации на раздачу бесплатно конрацептивные средства, хотя насколько добросовестно в женской консультации женщинам их предлагали – это закрытый вопрос.

Еще один факт из личного опыта – образованные, но пассивные женщины. Как в городе, так и в селах, женщины не хотят активничать, требовать у властей заботу, участвовать в общественных и политических процессах. А ведь именно женщина испытывает трудности и только она сама может требовать улучшения ее положения. Есть только несколько активных женщин-общественников. Достойных женщин в политической сфере, на ключевых постах и вправду нет. Но политическая ситуация настолько низко устроена, что уважающая себя женщина сама противится политической деятельности.

В селах женщина сама взваливает на себя бремя семьи. Она нанимается на работу на полях, носит воду вёдрами и тачкой по нескольку раз в день, занимается домашней работой, воспитывает детей и др. А мужчины почти весь день пьют чай в чайхане и играют в нарды и домино. И женщина сама не стремится изменить существующую ситуацию.

Женщина также мирится с насилием в семье по отношению к ней. Потому что некуда идти, если она станет говорить об этом и просить защиты, а возвращаться ей все равно придётся обратно домой к мужу-насильнику. Если вмешиваются соседи, женщина – жертва насилия выражает недовольство, дескать, сама разберется в собственных отношениях. От вызова полиции категорически отказываются, чтоб не подвергаться общественному вниманию.

Сочетаясь законным браком в дозволенном возрасте, женщина заранее не задумывается о возможном разводе или любых других негативных последствиях. Она не только не прибегает к брачному контракту, но даже сама мысль об этом ей противна. А ведь с разводом, именно женщина остается ни с чем, особенно ситуация усугубляется, если у нее есть дети. Законом в Грузии интересы женщины не так сильно защищены, и она сама заранее не подстраховывает себя на непредвиденный случай.

Своим выступлением я хочу обвинить власти в тяжести повседневной жизни женщины. И мне есть, за что это делать. Но и сама женщина не меньше виновата, что она со своими проблемами и трудностями вынуждена справляться сама.

Надо требовать и громко кричать, чтобы быть услышанной, а мы, женщины, предпочитаем мучиться и молчать, или же ждём, что кто-то это сделает за нас.

Фото newcaucasus.com

ПОДЕЛИТЬСЯ