Рубен Меграбян: Информационное влияние России в Армении: руины стереотипов и иллюзий

1434

1424017973_ch3В Тбилиси состоялись Гражданские слушания на тему – «Информационное влияние России в странах Южного Кавказа». От Азербайджана выступил журналист Кямал Али, от Армении – редактор Русской службы интернет-издания 1in.am, эксперт Армянского центра политических и международных исследований Рубен Меграбян, от Грузии – профессор Грузино-американского университета (GAU), директор Института регионального развития и сотрудничества Георгий Гобронидзе.

Мероприятие прошло в рамках программы «Символический Кавказский Суд по Правам Человека и Гражданские слушания на службе демократии Кавказских стран» при поддержке Национального Фонда Содействия Демократии (National Endowment for Democracy – NED). Организатор – Кавказский центр гражданских слушаний (Грузия).

Предлагаем выступление Рубена Меграбяна полностью:

Несколько прочных “легенд” стереотипного характера последние три века служили фундаментом “доказательств” того, что не будь имперской России – не было бы Армении, не было бы армян. Избегая исторических экскурсов, и оставляя это дело исследователям истории, следует отметить, что эти “легенды” проходят красной нитью через литературу, публицистику, политическую мысль, учебные пособия разных лет, и все это оставило и продолжает оставлять глубокий след в общественном восприятии – как в российском, так и армянском.

Исторически и географически сложилось так, что Россия оказывала и оказывает серьезное влияние на Армению и армянское общество, во всех сферах – политической, военной, экономической, культурной. И с эпохой информационной революции в ее влиянии удельный вес информационного компонента становился все больше. Однако, события последних лет, совпадающих с третьим сроком президентства Владимира Путина, создали условия, в которых этот исторически сформированный комплекс стереотипов дал серьезные, невосстановимые в силу веских причин трещины. И информационная составляющая тут сыграла не компенсирующую роль в том, чтобы сбалансировать существенные дефекты в “матчасти” – военной, политической и экономической сферах, а наоборот – отталкивающую роль, а также роль катализатора в формировании нового, лишенного значительной части стереотипов общественного восприятия.

При всем при том, что влияние России в политической, экономической и военной сфере Армении ненормально велико, и за последние годы Россия создала в нашей стране своего рода “инфраструктуру влияния”, включающую все компоненты в той степени, что вполне резонно говорить о вертикальных отношениях и не говорить о каком-либо равноправии. И это общеизвестно, однако, тем не менее, все не так просто, здесь много “подводных течений”, которые выхолостили содержание, оставив лишь форму, и нынешнее положение вещей сохраняется в значительной мере в силу инерции.

Главная причина – крайняя неэффективность всей этой “инфраструктуры влияния” и всех ее компонентов, вместе взятых, так и по отдельности.

В политической жизни мы получили выкристаллизованную порочную общественную систему – суть продолжение российской криминально-олигархической коррумпированной системы или “уклада”, где бизнес слился с политикой. Сформировалась власть, представителей которых во время во время выборов различные российские эмиссары величали не иначе как “друзьями России и поборниками армяно-российской дружбы”, и важнейшей заботой такого качества партии власти является обеспечение своего воспроизводства на массово фальсифицируемых выборах. Параллельно, в качестве “контр-гайки”, сформировалась такая же коррумпированная, олигархическая псевдооппозиция, которая даже себя и оппозицией избегает называть, а называет разными антиполитологическими терминами: “мы не оппозиция, мы – альтернатива”. И оба этих сегмента политического поля озабочены лишь тем, чтобы занять все политическое поле, а вопрос сегодняшних порочных отношений с РФ возвели в ранг политического табу, обосновывая это “соображениями безопасности” в связи с неурегулированностью Нагорно-Карабахского конфликта и отношений с Турцией.

Вся эта порочная конструкция и обеспечила сравнительно “безболезненный” внешнеполитический разворот Армении 3-го сентября 2013г, когда после успешного завершения четырехлетних переговоров с ЕС по Соглашению об Ассоциации президент Армении объявил об отказе от него и желании вступить в так называемый Евразийский союз. Вместе с тем, к 3-му сентября выяснилось, что многие НПО, работающие с ЕС, работали против европейского выбора и европейских ценностей. Несомненно, Россия оказала беспрецедентное давление. В то же время, это давление сопровождалось кампанией информационного террора, когда российские чиновники, дипломаты, аффилированные с Кремлем эксперты стали описывать апокалиптические сценарии для Армении и армянского народа, если Ереван осмелится в соответствии со своими национальными интересами подписать это соглашение на Вильнюсском саммите. К этой кампании подключилась целая когорта лиц в Армении – государственных чиновников, экспертов, деятелей культуры и др. известных обществу персон – и стала фактически “внутренним фронтом” этой информационной войны, нацеленной на запугивание армянского общества и лишение его мотивов к сопротивлению.

2-го декабря 2013г президент РФ В.Путин прибыл в Армению с государственным визитом. И визит он начал с Гюмри, с посещения 102-ой военной базы, что было расценено, как полнейшее неуважение к государству. Этот акт стал дополнением к унизительной истории с женским халатом, в который одели подсудимого Грачью Арутюняна в зале суда, виновного в ДТП, признавшего свою вину, и показали по федеральным каналам.

Этот период был подзабыт и оказался в тени того, что произошло через три месяца в Украине. Побоище, а затем выстрелы на Майдане, последующая аннексия Крыма, бессмысленная и беспощадная война Кремля на Донбассе разбили и расстреляли остатки симпатии к России, и в первую очередь по причине истеричной информационной кампании, развязанной российскими телеканалами. В Армении основные российские телеканалы транслируются по всей стране, включены в пакеты услуг провайдеров. И все эта квази-идеология “русского мира” стала выливаться в дома армянских граждан с телеэкранов.

В армянском обществе свежа память о нераскрытых по сей день убийствах 10 человек 1-го марта 2008г. В дни тогдашних массовых акций против сфальсифицированных выборов участников и организаторов “обвиняли” во всех “смертных” для российского влияния “грехах” – от “цветной” революции до стремления “к пересмотру геополитических реалий в ущерб России” руками “наймитов Запада”, а у задержанных требовали назвать имена тех, кто выступает “против союза с Россией”. И на этом фоне события на Майдане, сопровождающая их риторика на российских ТВ-каналах у политически активной части армянского общества вызвала своего рода дежавю, стало вызывать по меньшей мере сомнения и вопросы. Благодаря развитию интернета и соцсетей информационная самодеятельность гражданского общества стала настоящим испытанием для имперской пропаганды Кремля, которое она не выдерживает и явно проигрывает.

Информационное влияние России, направленное на формирование позитивного образа российского государства и российской власти в Армении, получило за последние полтора года несколько серьезных ударов, которые разбили ряд прочных до этого мифов:

Миф первый: Россия – “спаситель” Армении. Оказалось, что это немного не так, скорее – совсем не так. Россия сама стала создавать угрозы безопасности Армении. Москва стала на миллиарды долларов продавать наступательное вооружение Азербайджану, параллельно с этим, обещать расширить свое присутствие “в Закавказье”, как выразился президент Путин, и представлять это как шаг, направленный на обеспечение баланса. Причем, самым циничным образом это представлялось армянскому обществу как “просто бизнес” (это цитата генсека ОДКБ Н.Бордюжи), параллельно с тем, что Россия – член Минской Группы и представляется в качестве “миротворца”. И еще, совместно с Турцией Кремль стал работать в направлении торпедирования формата Минской Группы, пытаясь создать условия для разрешения Нагорно-карабахского конфликта в формате некой “сделки” с Анкарой, оставляющей Запад за рамки процесса урегулирования.

Миф второй: Россия – “гарант безопасности” Армении. На фоне такого “спасения” Армении, в Гюмри произошло нечто невообразимое во всех отношениях. 12-го января ночью из автомата была расстреляна спящая семья Аветисянов. Подозреваемый – военнослужащий 102-ой базы Валерий Пермяков – при до конца не выясненных обстоятельств оказался и был задержан на участке армяно-турецкой границы, затем, вопреки пункту межгосударственного договора, переправлен обратно на территорию базы, и содержится там по сей день. Фактически, база, которая изначально была призвана защищать нашу границу от внешней угрозы, сама становится источником угрозы, которая может ворваться даже в наши спальни. Вдобавок к этому, известно, что недавно в российских СМИ стала раскручиваться версия о том, что подозреваемый Пермяков страдает олигофренией. Это вообще не выдерживает никакой критики, и просто показывает следующее: это не только и не столько диагноз Пермякова, независимо от того, соответствует ли это действительности, сколько получается диагнозом сегодняшней российской государственности, а также сегодняшним армяно-российским отношениям. Уже не говоря о том, что как сторона, сама политизировавшая проблему, Россия устами своего главы МИД Лаврова стала давать оценки закономерной, безусловно справедливой реакции армянского общества: “Мы видим попытки политизации этой ситуации. Они исходят не от руководства Армении, не от руководства России. Немало желающих использовать эту трагедию опять-таки для того, чтобы получить какие-то геополитические преимущества. Это отвратительно, это недопустимо, это недостойно гордого армянского народа”. Следует напомнить, что на следующий день после убийства на российских телеканалах в прайм-тайм стали показывать программы о преступниках армянского происхождения в России.

Миф третий: армяно-российский союз способствует укреплению позиций Армении и ее авторитета на международной арене. На деле, особенно после санкций со стороны Большой семерки и Западного сообщества, которые привели к фактической международной изоляции России, оказалось наоборот, и в значительном сегменте армянского общества возникло понимание, что продолжение существующего формата армяно-российских отношений чреват такой же международной изоляцией Армении и такой же дискредитацией армянской государственности в глазах мирового сообщества. Примером тому – голосование в ООН по резолюции, осуждающей Россию из-за ее аннексии Крыма, когда под очевидным давлением Москвы Армения встала в один ряд с изгоями международной арены. На недавнем голосовании в ПАСЕ по резолюции о лишении российской делегации полномочий, армянская делегация сделала осторожный “шаг вперед”: проголосовала против ряда поправок ограничительного характера, но при голосовании за резолюцию в целом воздержалась, не встав в один ряд с “путин-ферштайнерами”.

Миф четвертый: армяно-российские экономические связи выгодны Армении и способствуют развитию армянской экономики. Экономическая ситуация в Армении – наглядное подтверждение диаметрально противоположного. Иран давно проявлял интерес к возможности поставлять газ в Европу через Армению и Грузию, но Россия постоянно использовала влияние на Армению, чтобы не допустить реализации такого проекта. Армянский участок принятого в 2007 г. в эксплуатацию газопровода Иран-Армения имеет диаметр 700 мм вместо изначально запланированных 1400 мм, при том, что диаметр иранского участка – 1400 мм. Подобное решение было принято правительством Армении под давлением России, кроме того, доля Армении в данном газопроводе была продана оператору армянской газораспределительной сети – компании «АрмРосгазпром», 80% акций которой принадлежало «Газпрому». Причем во время создания совместной компании эта доля составляла 45%. В декабре 2013г Россия фактически заставила Армению продать и оставшиеся 20% акций, взамен на погашение неведомо откуда взявшегося долга, что по сей день остается невыясненным. Кроме того, новый двухсторонний договор предоставляет «Газпрому» эксклюзивную монополию на 30 лет (The Jamestown Foundation). И сегодня реальная потребительская стоимость газа в Армении – на уровне среднеевропейской цены. И это только часть сложившихся реалий, не говоря о том, как неэффективно действуют другие российские компании, за что расплачивается армянский потребитель. Фактически, можно говорить о кабальной зависимости экономики Армении от России, которая задерживает развитие страны, консервируя все ее системные пороки, превращая ее в часть и продолжение “путиномики” и объектом рейдерского поглощения гибнущей путинской неоимперией, что ставит под угрозу существование армянской государственности как таковой.

Это неполный список мифов, и далеко не полный охват всех процессов в общественном сознании в сегодняшней Армении, как демографическая политика, как проблема трудовых мигрантов и многое другое. Но на фоне таких реалий представляется закономерным, что никакая, даже самая изощренная пропаганда не способна “скрасить” их и представить в положительном свете то, что подлежит не благословлению согласно ставшей расхожей сентенции армянского просветителя 19-го века Хачатура Абовяна (“Да будет благословлен тот миг, когда нога русского ступила на землю армянскую”), а по меньшей мере фундаментальному пересмотру в соответствии со цивилизационными нормами 21-го века, а в своих самых вредных проявлениях – скорейшему и полному искоренению. Несколько армянских изданий, называющих вещи своими именами, и ставящих вопрос ребром о сущности армяно-российских отношений на армянском и русском языках, в числе которых и портал, где я работаю, стали непреодолимыми преградами перед кремлевской пропагандой, которая до последнего времени “победным шагом” проходила по нашим медиа-просторам.

Находясь в Грузии, должен подчеркнуть также, что российские СМИ не оставляют прямых попыток разжигания межнациональной армяно-грузинской розни своими провокационными публикациями. Это и, якобы, “обращение” Армении в ЮНЕСКО по поводу более 400 церквей на территории Грузии, и разные другие публикации о “сепаратизме” армянской общины в Грузии, и многое другое, которое нейтрализуется усилиями и государственных институтов также, но очень важную роль сыграла в этом пресса. Представляется, что в условиях явного дефицита объективной информации друг о друге, такие личные контакты и встречи с такой повесткой и в таком – южнокавказском формате очень важны.

 

Фото newcaucasus.com

ПОДЕЛИТЬСЯ