Обзор грузинской прессы за 14.11.2009

758

Обзор грузинской прессы за 14.11.2009Грузинская сторона по-прежнему требует освобождения подростков, похищенных из села Тирдзниси. Правда, как отмечает газета «Резонанси», все это пока безрезультатно. Несмотря на заявление Бориса Чочиева в Женеве, о том, что их родители получат возможность проведать детей, до сих пор с ними никто не связался.

Как заявил изданию Темур Ромелашвили – отец одного из похищенных –Георгия, Цхинвали в обмен на ребят требует освобождения пятерых осетин, похищенных из села Ламискана. Однако в Министерстве внутренних дел заявляют, что похищения или задержания лиц осетинской национальности в зоне конфликта – не было.

Газета напоминает: Цхинвальские власти утверждают, что обнаружили у несовершеннолетних гранаты и взрывчатые вещества. По их же информации, в связи задержанием ребят пройдут судебные слушания. Правда в Цхинвали не уточняют, когда это произойдет. Местное телевидение распространило кадры с допроса несовершеннолетних, где они «признают», что действительно пересекли т.н. границу. Вместе с тем, в сюжете показано, как ребят отводят в «место происшествия», где впоследствии находят рюкзак. Из рюкзака один из задержанных достает гранаты и взрывчатые вещества.

Цхинвальское телевидение также продемонстрировало кадры, на которых некий житель села Хеити рассказывает о том, как один из задержанных ребят пару недель назад бывал в этом селе. Именно после этого, тот якобы обнаружил пропажу денег. Речь идет о 14-летнем Георгии Ромелашвили, который родом из Хеити. В беседе с осетинским журналистом он объяснил, что попал в Хеити, чтобы увидеть свой дом. Между тем, отец задержанного утверждает, что Георгию некому было идти, поскольку в селе не осталось никаких родственников.

«Резонанси» сообщает, что сопредседатель «Альянса за Грузию» Созар Субари обратился с письмом к Верховному комиссару ООН по правам человека Аванесе Пилаи, комиссару СЕ по правам человека Томасу Хаммарбергу и представителю генсека ООН по вопросам защиты прав вынужденно переселенных лиц Вальтеру Келинсу, в котором просит о помощи в освобождении четырех подростков, похищенных 4 ноября из села Тирдзниси. А госминистр Грузии по вопросам реинтеграции Темур Якобашвили констатирует, что по освобождению ребят пока нет никаких подвижек. «Мы изучили факты нарушения прав человека на оккупированных территориях и вокруг административных границ. Нами будут выработаны новые механизмы с тем, чтобы подобные факты были изначально исключены», – заявил Якобашвили.

По мнению эксперта по вопросам Кавказа Мамуки Арешидзе, сепаратисты и оккупационные войска затевают очень грязную и рисковую игру. Он не исключает, что похищение четырех подростков может послужить поводом для эскалации напряженности в регионе. «С одной стороны, это делается для того, чтобы грузинское население вокруг зон конфликта из страха покинуло свои дома, с другой – для провоцирования грузинских властей», – считает Арешидзе.

Обзор грузинской прессы за 14.11.2009Газета «Алия» (Заря) публикует в сегодняшнем номере интервью с лидером партии «Демократическое движение – Единая Грузия» Нино Бурджанадзе. В интервью, в частности, речь идет о встрече послов Евросоюза с представителями непарламентской оппозиции, на которой, кроме Бурджанадзе присутствовали Саломе Зурабишвили, Эка Беселия, Манана Начкебия и Каха Кукава.

Как заявила Нино Бурджанадзе корреспонденту издания, подобные встречи очень важны для грузинской оппозиции, поскольку таким образом европейские дипломаты могут ознакомиться с альтернативным мнением в политическом пространстве Грузии. «В беседе с нами послы зафиксировали конкретные факты, которые были для нас очень интересны. Для меня было сюрпризом, когда один из послов заявил, что Михаил Саакашвили в беседе с ним говорил о новой волне демократии и о достигнутых успехах. Не знаю, ощущаете ли вы новую волну демократии, но мы – оппозиционеры, в один голос заявили, что в отношении демократии никаких волн не наблюдается», – заявила Бурджанадзе.

Что касается участия оппозиционных сил в выборах, по словам экс-спикера Парламента, у разных партий разный подход на этот счет. «Часть оппозиции допускает мысль о нахождении Михаила Саакашвили во главе государства до 2013 года. Но другая часть, к которой отношусь и я, считает, что правление Саакашвили до 2013 года – будет иметь разрушительный результат для страны. С полной ответственностью заявляю: страна стоит на пороге дестабилизации, развала и войны», – говорится в интервью.

Нино Бурджанадзе также говорит, что в оппозиции есть отдельные лица, убеждения которых ставят много вопросов. Так, часть оппозиции верит в возможность достижения определенных изменений путем давления внутренних сил и Запада на Саакашвили. Сама Бурджанадзе не верит в такую возможность, отмечая, что имеет долгий опыт сотрудничества с президентом.

Журналист издания поинтересовался, почему Бурджанадзе была приглашена на презентацию организации Александра Эбралидзе, считающегося врагом Грузии и проводником российских интересов. «Я получаю много пригласительных, как внутри страны, так и за ее пределами. Не считаю преступным то, что ко мне с симпатией относятся в Вашингтоне, Брюсселе, Лондоне и Париже. Также не считаю преступным, что ко мне с уважением относятся и в Москве», – заявила Нино Бурджанадзе.

Что касается планов оппозиции на будущее, Бурджанадзе заявила: Единственный выход – непримиримая борьба. А это возможно только в случае объединения демократического фронта. По словам экс-спикера Парламента, в этом направлении серьезные консультации ведутся как с политическими партиями, так и представителями общественности. «Думаю, это верный путь, который должен привести нас к досрочным президентским выборам», – заявила Нино Бурджанадзе в интервью.

Обзор грузинской прессы за 14.11.2009Почти год назад – 5 декабря прошлого года Ираклий Аласания перешел в ряды оппозиции. Никто не знает, почему он так поступил, однако благодаря этому решению грузинская общественность чуть было не окрестила его мессией, пишет газета «Ахали Таоба» (Новое Поколение). Благо, Ираклий Аласания принял несколько странных решений, что спасло Грузию от молитв за него.

Падать рейтинг Аласания стал во время апрельских акций протеста оппозиции, напоминает автор статьи. Говорят, тогда он не очень хотел принимать участия в акциях протеста, но, поскольку таков был «заказ» народа, Аласания принял в них участие. Но когда он заговорил о необходимости диалога, население было серьезно озадачено. Затем выяснилось, что в начале мае тот провел встречу с Давидом Бакрадзе на Цхнетской правительственной даче. Сейчас Аласания – кандидат в мэры Тбилиси.

Как утверждает газета, выборы мэра столицы обсуждались на встрече Алачания и Бакрадзе. Как выяснила пресса и оппозиция, очередная тайная «трапеза» состоялась на предыдущей неделе. На встрече Аласания якобы заявил, что, в случае увеличения проходного барьера до 50%, он снимет свою кандидатуру. Спикер Парламента со своей стороны заявил, что власти не будут вносить никаких изменений.

* * *

В соседнем материале «Ахали Таоба» обращает внимание на то, что бывший премьер-министр Грузии Зураб Ногаидели в последнее время стал более активным. «Посетил чуть ли не каждое село Грузии, и даже успел съездить в Москву. До того «покружился» и по Европе. Между тем, автор статьи замечает, что в Европу нынче не так сложно попасть, как в Россию. То, что есть проблемы с получением визы – это не столь важно. Гораздо важнее то, что любой политик, направляющийся в Россию, автоматически объявляется предателем родины.

Однако Ногаидели, посетив в Москву и вернувшись в Тбилиси, так и не был объявлен российским агентом. С кем встречался экс-премьер в Москве – хорошо известно. Правда, Ногаидели не спешит рассказывать о московских беседах. Он лишь упорно твердит о том, что сможет объединить Грузию. «Своим рецептом Ногаидели не делится, вероятно, боясь того, что его «украдет» Саакашвили. Но мелкие секреты озвучиваются – по его словам, до возвращения территорий необходимо вернуть абхазов и осетин. Экс-премьер считает это дело несложным, и обещает вернуть и Абхазию, и Южную Осетию, правда только после ухода Саакашвили», – говорится в статье.

Обзор грузинской прессы за 14.11.2009Что изменилось в политике СССР/России после падения Берлинской стены? – задается вопросом газета «24 саати» (24 часа). Автор статьи отмечает, что, если цели возведения стены – более или менее ясны, «обвинения» в ее разрушении тандема Горбачев-Шеварднадзе – кажется больше политическим приемом, нежели реальностью. Реальность же, по мнению автора, заключается в том, что падение стены, так же, как «освобождение» стран Восточной Европы из-под юрисдикции СССР/России – заранее обдуманный тактичный ход КГБ. «Эта была жертва в виде ферзя, для спасения короля», король же в этом случае – трансформированный в Российскую Империю Советский Союз и Компартия СССР, полагает обозреватель издания.

Вспоминая политическую и экономическую ситуацию 70-80 годов, автор отмечает, что Михаил Горбачев после своего «избрания» поставил целью привлечь западные инвестиции. Для этого необходимо было убедить Запад в том, что:

1. В СССР начинается процесс либерализации – внутренних и внешних связей и отношений, экономики и пр. Одним словом – перестройка; 2. В СССР начинается процесс демократизации, не преследуется свобода слова и прессы, религия. То есть, наступает гласность. Таким образом, Горбачев предпочитает маленькие уступки большим потерям.

Однако произошло то, чего так боялись фундаментальные коммунисты – ветер свободы опьянил народы СССР и стран Варшавского договора, из-за чего они потеряли страх перед КГБ. За этим последовало усиление национально-освободительного движения. Падение Берлинской стены – было символичным актом. Однако, в то время, когда ослабевшая империя уступала свои позиции в Европе, «дома», то есть в СССР, делалось все для сохранения империи.

Уже в 90-х годах Россия «упала на колени». Вместе с экономической мощью пропала «тяга к демократии». Фактически Россия (КГБ) обманула Запад – под маской демократии привлекла инвестиции, а на деньги, полученные от Запада за природные ресурсы, вернула себе привычную агрессивность. События августа 2008 года автор статьи связывает именно с этой растущей агрессивностью Как говорится в статье, в 2004-2005 гг. Россия стала убеждаться в том, что Грузия становится де-факто независимой. В Москве боялись, что «выход» Грузии из-под российского контроля повлек бы за собой «отделение» всего Закавказья, а может и Северного Кавказа. А это бы значило распад Российской Империи.

Отвечая на свой же вопрос: «Что изменилось в политике СССР/России после падения Берлинской стены?», автор отвечает: «Ничего». «Россия была агрессивной страной, и осталась такой же. Меня ничуть не удивит, если узнаю, что, в тот момент, когда вся Европа рушила Берлинскую стену, российские спецслужбы работали над планами по ее восстановлению», – резюмирует автор.

ПОДЕЛИТЬСЯ