Турция выбирает

2309

14 мая в Турции пройдут выборы президента и парламента страны. Более 64 миллионам избирателей предстоит выбрать одного из четырех кандидатов на пост главы государства и распределить депутатские места в Великом Национальном Собрании среди пяти партийных блоков.

Кто против Эрдогана?

Нынешний президент Турции — Реджеп Тайип Эрдоган будет в третий раз бороться за свое кресло. Вместе с ним участвуют в президентской гонке еще три кандидата: Кемаль Кылычдароглу, Мухаррем Индже и Синан Оган.

Кылычдароглу представляет Республиканской Народной партию, основанную первым президентом Турции Кемалем Ататюрком. Он выступает за экономические реформы в стране, обещает жесткую борьбу с коррупцией, а также возвращение страны к парламентской системе правления. Этот политик считается основным конкурентом Эрдогана, хотя его партия несколько раз проигрывала ему на парламентских выборах.

Третий кандидат — Мухаррем Индже, который в 2018 году также проиграл на выборах Эрдогану. Индже и Кылычдароглу являлись однопартийцами, однако в 2021 году он основал свою партию «Отчизна». Бывший преподаватель физики Индже критикует как Эрдогана, так и Кылычдароглу. Он позиционирует себя третьей силой, которая способна вывести страну из противостояния между религиозной и светской частью общества.

Замыкает четверку самый молодой из кандидатов 54-летний этнический азербайджанец Синан Оган. Оган долгое время был членом крупнейшей в Турции партии Националистического Движения, однако из-за разногласий с лидером партии он был исключен из рядов этой организации.

Огана поддерживает правый Альянс АТА, состоящий из четырех партий — Zafer, Adalet, Ülkem и Türkiye İttifakı. Все эти партии придерживаются националистических позиций.

Блок набирает популярность благодаря антииммигрантским настроениям в стране, ATA обещает выдворить из Турции миллионы сирийских беженцев и других мигрантов из стран Ближнего Востока.

Шансы оппозиции

Выборы 2023 года в Турции проходят на фоне девальвации национальной валюты, снижения социального благосостояния граждан и ужасного землетрясения, унесшего жизни, по разным оценкам, более 50 тысяч человек.

Оппозиция обвиняет власти в неграмотной финансовой политике, а именно в неблагоразумном снижении процентных ставок, концентрации всей власти в руках президента и усилении поляризации общества по религиозному признаку.

Один из ключевых факторов, который дает шанс оппозиции на победу, является позиция прокурдской партии Демократических народов (ПНД). ПНД, имеющая поддержку от 8 до 10% избирателей, заявила, что поддержит на выборах Кемаля Кылычдароглу. За Кылычдароглу также призвали голосовать своих сторонников и ряд левых партий.

Кандидатура Кылычдароглу является общей для пяти партий, которые сформировали блок «Национальный альянс». Там представлен широкий спектр политических сил, начиная от националистов («Хорошая партия» – İYİ parti) и заканчивая бывшими соратниками Эрдогана (экс-министр Али Бабаджан и экс-премьер Ахмет Давутоглу), а также исламистская партия «Счастье» (Saadet).

Лидера «Национального альянса» открыто поддерживают мэры Стамбула и Анкары. Они агитируют за Кылычдароглу, выступая на митингах оппозиционного альянса.

Эрдоган побеждает всегда?

Тем не менее, стоит отметить, что президент Реджеп Эрдоган выигрывал все предыдущие выборы и референдум шестилетней давности, который превратил Турцию в страну с сильной президентской властью.

Эрдоган — прекрасный оратор, он уверенно чувствует себя на больших многотысячных митингах. Он красноречив, обладает харизмой, а также стабильной поддержкой ядра своего электората — консервативных и религиозных турок.

Именно Эрдоган стал голосом этой категории людей, которые десятилетиями терпели дискриминацию со стороны властей. В светской Турции религиозным женщинам запрещалось покрывать платком голову в госучреждениях и в университетах, что рассматривалось как явное нарушение прав человека.

Эрдоган стал открыто цитировать строки из Корана, когда за любой посыл к религии политики сталкивались с гонениями властей.

Он стал символом эпохи Аднана Мендереса (крымского татарина по происхождению) — первого демократически избранного в 1950 году премьер-министра Турции. Мендерес критиковал партию Ататюрка за авторитаризм и давление на религию. Несмотря на широкую поддержку народа, реформы, оживившие экономику, турецкие военные, опасаясь происламистких взглядов Мендереса, сместили и казнили его через повешение.

Спустя 50 лет Эрдоган, как и Аднан Мендерес, провел значительные реформы в Турции. С его приходом к власти в начале 2000-х годов Турция переживала экономический подъем. Страна вошла в число 20 крупнейших экономик мира. Анкара рассчиталась со всеми долгами МВФ и с 2013 года ни не взяла ни цента у этой организации.

Знаковым для турок стало 24 июля 2020 года, когда спустя 86 лет в Стамбуле была вновь открыта для молитв мечеть Айя-София. Храм был музеем с 1936 году по решению правительства Ататюрка, однако президент Эрдоган отменил этот указ и принял участие в официальной церемонии открытия мечети, совершив там пятничную молитву.

Эрдогану удалось покончить с неформальной монополией на власть военных. При его правлении прошли два суда над военными офицерами, которых обвиняли в попытке свержения власти, а также был подавлен путч высокопоставленных армейцев в 2016 году.

Эрдоган отменил все запреты на использование курдского языка (в Турции появился телеканал, вещающий на курдском) и анонсировал политику демократизации в отношении курдов (которую, как считают его оппоненты, он впоследствии свернул). Правда, союз с крупнейшей националистической партией страны оттолкнул от него большую часть курдских избирателей.

При нынешнем президенте страны Турция стала активно присутствовать в международной политике. Анкара поддержала легитимное правительство в Ливии, отправляя им оружие для борьбы с пророссийским генералом Хафтаром, провела несколько наземных военных операций в Сирии, а турецкая военная помощь Азербайджану принесла ему победу в Карабахе.

При президенте Эрдогане также наметился прорыв турецкой военной промышленности. В частности, беспилотники «Байрактар» принесли всемирную славу Турции.

Страх перед прошлым и связи с терроризмом

Консервативные турецкие избиратели опасаются, что после ухода Эрдогана в Турции снова начнутся репрессии против религии, что новая власть станет закрывать тысячи религиозных школ (İmam hatip lisesi), открытых Эрдоганом, где дети из семей с низким уровнем доходов получают образование, изучая как религию, так и светские науки.

Религиозные женщины не хотят вновь испытывать давление, когда им запрещали ношение хиджаба. Многие в Турции помнят, как в мае 1999 года под аплодисменты депутатов из зала парламента Турции была изгнана депутат Мерве Кавакчи только за то, что она пришла туда в хиджабе.

Представители характерных для Турции популярных джамаатов — религиозных орденов (Мензиль, Исмаил-ага, Нурчулар и др.) также испытывают тревогу, что в случае победы оппозиции они вновь станут мишенью для светских властей.

Сторонники Эрдогана считают, что оппозиция связана с «террористами из Рабочей партии Курдистана». Президент Турции открыто обвиняет Кылычдароглу в тайных связях с курдскими террористами, хотя тот все эти обвинения отвергает.

Заявление прокурдской партии Демократических народов о поддержке Кылычдароглу, которое должно сплотить вокруг него курдских избирателей, в то же время стало сигналом для многих турок отдать свой голос нынешнему главе государства.

В глазах сторонников Эрдогана «минусом» Кылычдароглу является то, что он не принадлежит к суннитскому большинству страны, а является приверженцем алевизма. Алевиты – субэтническая, религиозная и культурная мусульманская община, они не совершают намаз, не постятся в месяц Рамадан, у них нет мечетей. У алевитов Турции сложился имидж ярых сторонников лаицизма (турецкого секуляризма).

Непредсказуемые выборы 

Сторонники Эрдогана утверждают, что за 20 лет его правления в стране выросло поколение, которому не знакомы репрессии против религии. Противники правительства, наоборот, обвиняют власти в использовании религии в политических целях.

Оппозиционно настроенные турки считают, что источником многих проблем в стране стала трансформация Турции из парламентской демократии в президентскую республику. И одним из ключевых обещаний оппозиции является как раз возврат к парламентской демократии.

Оппоненты Эрдогана призывают своих избирателей обеспечить им победу уже в первом туре голосования. Сторонники президента также надеются, что ему удастся заручиться поддержкой более половины избирателей 14 мая.

В то же время, большинство общественных опросов, проводимых в Турции не дают четкого ответа на вопрос, кто же является безусловным фаворитом выборов.

В случае если ни один кандидат не наберет более 50% голосов, исход выборов будет решен 28 мая во втором туре президентской гонки, в которой, скорее всего, примут участие Эрдоган и Кылычдароглу.

В условиях ожесточенной борьбы между кандидатами, гражданам Турции предстоит сделать непростой выбор ради будущего своей страны, который, однако все еще проходит под тенью прошлых обид и распрей.

Асиф Алиев, специально для newcaucasus.com