Обзор грузинской прессы за 23.11.2009

794

Обзор грузинской прессы за 23.11.2009До президентских выборов в Абхазии остается меньше трех недель, пишет газета «Ахали Таоба» (Новое Поколение). Российские и грузинские эксперты полагают, что нынешние выборы пройдут без осложнений. Эскалацию напряженности исключают почти все аналитики. Да и октябрь с большей половиной ноября прошли спокойно, отмечает автор. Но после взрыва офиса одного из кандидатов в президенты – Беслана Бутба, прежнего спокойствия в Абхазии, кажется, уже не будет.

Абхазская оппозиция и без того обвиняла Багапша в давлении. После же терактов в Гагре и Очамчире в этом уже никто не сомневается. Издание напоминает, что Бутба владеет несколькими СМИ в Абхазии, среди которых и телекомпания «Абаза-ТВ» (которой не дают лицензии на вещание за пределами Сухуми). И благодаря своим медиа-средствам Бутбе удалось разразить хороший политический скандал.

«Ахали Таоба» напоминает о терактах, осуществленных против кандидата в президенты: 19 ноября в Гагре произошел взрыв, в результате которого сгорел автомобиль руководителя районного предвыборного штаба Бутба, первого заместителя командира второй бригады Гумистинского фронта Виталия Ажиба; 20 ноября взрыв произошел в селе Араду Очамчирского района, в офисе агропромышленного комплекса «Араду», принадлежащего Беслану Бутба. По обоим инцидентам возбуждено уголовное дело и ведется следствие, говорится в статье.

Если вспомнить противоречия, уже имеющиеся между командами Бутба и Багапша, Беслан Бутба с легкостью может создать себе имидж мученика – а ведь народ очень любит обиженных. Правда, не исключено и то, что взрывы были выгодны не властям Абхазии, а какому-нибудь оппозиционному кандидату, например, Хаджимбе. Говорят, между Раулем Хаждимба и Бесланом Бутба – имеются серьезные противоречия. Около месяца назад они даже столкнулись «физически». Об этом, в частности, говорит председатель правительства Абхазской АР в изгнании Георгий Барамия. А ведь было время, когда Хаджимба и Багапш планировали объединиться для участия в выборах. Однако вскоре оба захотели занять пост президента, и стали конкурентами, несмотря на то, что многие эксперты прочили победу оппозиции в случае ее объединения.

Не исключено правда, что оппозиция все-таки объединится, но только если будет назначен второй тур голосования. Если Хаджимба по-прежнему пользуется поддержкой Кремля, второй тур – действительно может состояться. Не меньше московской поддержки должно быть по идее и у Бутбы – он долгое время работал в Москве, накопив там капитал и установив нужные связи. Как сообщают российские СМИ, некоторое время назад он посещал Москву, где, вероятно, получил предвыборные указания. Такие же указания наверняка получили Багапш и Хаджимба, отмечает автор статьи. Что же касается оставшихся двух кандидатов, их шансы на победу слишком малы.

Российские эксперты считают, что абхазы максимально постараются провести выборы в спокойной атмосфере. Багапш будет пытаться сделать все, чтобы выборы казались прозрачными. Однако нарушения уже имеют место. Недавно Хаджимба жаловался на плохие условия для ведения предвыборной кампании. На днях к этому добавились взрывы против Бутбы.

Обзор грузинской прессы за 23.11.2009С октября 2008 года в Грузии находится до 200 наблюдателей Евросоюза, которые должны осуществлять мониторинг в зонах конфликта в Абхазии и Цхинвальском регионе. Однако, как подчеркивает газета «Квирис Палитра» (Палитра Недели), сегодня эти конфликтные регионы фактически оккупированы российскими вооруженными силами, а европейских наблюдателей – даже близко к ним не подпускают. Сотрудники Миссии ЕС могут наблюдать за границами зон конфликта только при помощи биноклей с грузинской стороны.

«Получается, нахождение в Грузии Миссии ЕС по мониторингу – теряет смысл», – задается вопросом автор статьи. Однако, как отмечает журналист, для выхода из этой тупиковой ситуации официальный Тбилиси предложил Евросоюзу использовать искусственные спутники Земли для того, чтобы узнать – что происходит в закрытых для всех «белых пятнах»?

Руководитель Миссии ЕС Ханс-Йорг Хабер заявляет, что космическая разведка не восполнит непосредственный мониторинг на земле, однако, это лучше, чем ничего. Ведь таким образом у Евросоюза будут хоть какие-то документальные данные о том, какие строительные работы ведутся в конфликтных регионах, или в каком направлении передвигаются военные колонны. Окончательно и официально пока не решено, когда ЕС приступит к космическому мониторингу конфликтных зон Грузии, отмечает автор статья, добавляя: возможно, такое решение и вовсе не будет принято – из-за вето, которое могут наложить на решение этого вопроса некоторые члены Евросоюза. А причиной вето, по мнению автора, могут послужить как экономические, так и политические причины.

Издание отмечает, что космическая разведдеятельность связана с огромными затратами, поэтому, многие страны не спешат тратить миллионы на решение проблем Грузии. Также, такие спутники Евросоюзу, а также НАТО, больше нужны для наблюдения за Афганистаном, а не Грузией. Отказ же от идеи космического мониторинга зон конфликта по политическим мотивам находится в прямой зависимости от стратегических интересов России. «Старая» Европа, которая и в эту зиму будет в основном зависеть от российского газа, не хотела бы того, чтобы «русский медведь» даже на час отключил подачу природного газа в плиты домохозяек Берлина или Брюсселя.

Что касается технических возможностей искусственных спутников Земля, как сообщает издание, современные спутники способны фиксировать даже отдельных людей, правда для этого необходимо, чтобы разведывательный спутник непрерывно «нависал» именно над Грузией. Технически такое возможно только в том случае, если спутник будет переведен на геостационарную орбиту – около 35 000 км от Земли, что также связано с большими финансовыми затратами. Разведспутники обычно находятся на высоте 200-500 км и облетают полушарие за 1,5 часа. Таким образом, на наблюдение за «белыми пятнами» Грузии спутнику отводится лишь 5-10 минут, а за такое короткое время очень сложно осуществить более или менее серьезный мониторинг, считает автор.

Обзор грузинской прессы за 23.11.2009В шестую годовщину «Революции роз» газета «Мтели Квира» (Вся Неделя) пытается разобраться в достижениях и провалах революции. Автор статьи вспоминает, что в 2003 году, когда сегодняшний президент Михаил Саакашвили и тогдашняя оппозиция с требованиями об отставке Шеварднадзе ворвались в здание Парламента, было объявлено о новой волне возрождения. После этого прошло много времени, было много масштабных акций протеста, уход в отставку президента после 7 ноября, августовская война… И сегодня, продолжает автор, оппоненты обвиняют Саакашвили в переводе страны на авторитарные рельсы.

Правда сам Михаил Саакашвили утверждает, что выполнил все главные обещания, данные во время «Революции роз»: Правительству удалось улучшить жизнь населения, появилась надежда и перспективы на будущее. Однако оппоненты утверждают обратное. Так, лидер «Республиканской партии» Давид Усупашвили, который во время революции был соратником Саакашвили, заявляет, что из обещаний президента выполнено лишь то, что Грузия избавлена от Эдуарда Шеварднадзе, Аслана Абашидзе и Левана Мамаладзе. Но другие обещания так и не были выполнены – страна не стала более безопасной, не был решен вопрос территориальной целостности, не было улучшено качество демократии, да и государственные институты вызывают не больше доверия, чем раньше.

Говоря об успехах, достигнутых после «Революции роз» другой оппозиционер – «консерватор» Каха Кукава, называет интеграцию Аджарии. Он также обращает внимание на успешные реформы в сфере энергетики. Вместе с тем, Кукава уверен, что неудач на счету у сегодняшних властей – гораздо больше, чем достижений. Главной неудачей оппозиционер называет потерю территорий. Одновременно он называет членов правительства аферистами, поскольку их аргументы об успешности Грузии – не соответствуют действительности. Кукава уверен, что по своему развитию и экономическому росту Грузия значительно уступает всем своим соседям.

Лидер движения «За единую Грузию» Эка Беселия говорит в свою очередь, что достижениями «Революции роз» стало строительство автомобильных дорог, работа городских служб по благоустройству. Однако все остальное – потеря территорий, тысячи беженцев, незаконно осужденные лица и элитарная коррупция, считает Беселия, затмевает заслуги властей. По ее мнению, за этим стоит правящий преступный клан, который убил демократические институты в стране и перенес страну на путь авторитарного режима.

Тем временем, член парламентского большинства, председатель комитета по евроинтеграции Парламента Грузии Давид Дарчиашвили считает, что до 2003 года Грузия была государством лишь на бумаге. А вот после «Революции роз», уверен депутат, началось строительство современного государства. Самым большим просчетом политических оппонентов Дарчиашвили называет обвинения властей Грузии проигрыше августовской войны. Он уверен, по итогам войны Грузия много потеряла в материальном смысле, но не в политическом. «Это было вторжение врага. Страна устояла, несмотря на то, что 20% ее территории – оккупированы. Целью этой войны было завершение проекта модернизации страны», – говорит Дарчиашвили, подчеркивая, что проект – все еще остается в силе.

Обзор грузинской прессы за 23.11.2009Газета «Квирис Хроника» (Хроника Недели) публикует в сегодняшнем номере интервью с лидером партии «Альянс за Грузию» Ираклием Аласания, который рассказывает как о своей жизни, так и о политических амбициях.

Аласания, в частности, вспоминает тяжелые 90-е года – гражданскую войну, хаос, экономические трудности. Именно тогда – в 1993 году, в абхазской войне погиб отец Ираклия Аласания. Как говорит молодой политик, эта трагедия сделала его более ответственным и заставила отказаться от очень многого. «Я не знал точно, что произошло, поскольку уходил из Абхазии через Кодорское ущелье. После этого во мне родилось много чувств: это и месть, и гнев, и обида за проигранную войну. Но это не помешало мне впоследствии объективно проанализировать реальную причину возгорания конфликта», – говорит Аласания. По его словам, этот опыт очень помог ему в будущем – в переговорах с абхазской стороной. «Я встретил людей, которые пережили аналогичную боль. И это помогало нам в совместном обсуждении общего будущего», – заявил собеседник издания.

В интервью Аласания также говорит о президенте Грузии Михаиле Саакашвили, признаваясь, что не видит в нем политического врага. «А среди оппонентов я ищу партнеров. Раскол общества – стал бы огромной ошибкой. Вместе с тем, наши взгляды на стратегию развития общества, демократические реформы – фундаментально отличаются», – признается оппозиционер. Ираклий Аласания говорит, что изначально поддерживал те реформы, которые проводил Саакашвили – это борьба с коррупцией в правоохранительных органах, упрощения бизнес-деятельности и т.д. Однако после августовской войны страна оказалась перед другой реальностью.

Касаясь своей работы на должности постпреда Грузии в ООН, Аласания говорит, что до последнего защищал интересы своей страны. По его словам, он покинул должность только после того, как была принята резолюция по Грузии. Хотя решение об уходе «созрело» еще до войны, и президенту это было известно. «В последний раз я говорил с Саакашвили в мае 2008 года. Тогда я сообщил ему, что собираюсь покинуть государственную должность. Говорил с ним и в октябре. Он изложил свое мнение – не хотел, чтобы я покидал пост», – утверждает политик. Аласания также объяснил президенту причину своего ухода – это неправильная политика в конфликтных регионах, а также демократические реформы, по сути, предававшие демократические ценности, которые помогли ему прийти к власти.

На вопрос журналиста о том, по какой причине и за какие заслуги население должно отдать свои голоса именно Ираклию Аласания, собеседник издания заявил: «Общество само поймет, когда у него появится лидер. Достижения людей, находящихся во власти, заметны. Саакашвили так и не удалось ни обеспечить членство Грузии в НАТО, не построить демократические институты. Те же, кто находятся в оппозиции, пока не имели реальной возможности принять участие в конкурентоспособной избирательной кампании.

Ираклий Аласания также говорит о методах, которыми его политическое движение намерено использовать на пути к власти – это, в первую очередь изменение избирательной системы. «Придти к власти силовым путем лично я никому не позволю. Мы раз и навсегда должны придти к тому, что власть в стране меняется только посредством выборов. Другой альтернативы у нас нет», – заявляет Аласания.

ПОДЕЛИТЬСЯ