Обзор грузинской прессы за 24.11.2009

712

Обзор грузинской прессы за 24.11.2009Госминистр Грузии по вопросам реинтеграции Темур Якбашвили заявляет, что Россия оказывает серьезное давление на Белоруссию с тем, чтобы последняя признала оккупированные территории Грузии независимыми политическими единицами. По его же словам, Минск пытается прибегнуть к дипломатическим маневрам, чтобы избежать трудного решения. Якобашвили указывает на то, что у Белоруссии стоит выбор: с одной стороны – Россия, с другой – цивилизованный мир. Как пишет газета «Ахали Таоба» (Новое Поколение), не секрет, что Минск пытается наладить отношения с цивилизованным миром, а признание оккупированных территорий – точно не будет способствовать этому процессу.

Темур Якобашвили подчеркивает важность визита белорусской делегации в Грузию, ведь таким образом у них появилась возможность ознакомиться с реальностью, узнать из первых уст о том, с чем мы имеем дело и какую угрозу несет поведение России. Вместе с тем, как отмечает автор статьи, белорусские депутаты на днях были также в Абхазии. Они провели встречи с первыми лицами непризнанной республики, в частности, с Сергеем Багапшем.

В беседе с «Ахали Таоба» эксперт по грузино-абхазским отношениям Гия Анчабадзе заявляет, что Лукашенко пытается играть на противоречиях Запада и России, чтобы извлечь максимальную выгоду для себя. Однако европейская политика непризнания Абхазии и Южной Осетии очень важна, поскольку Европа наряду с США и Россией представляет собой третью силу, имеющую огромной политический и экономический потенциал.

Говоря о позиции Кремля, эксперт указывает на то, что для Москвы признание Абхазии и Южной Осетии – дело престижа. Она признала эти регионы и надеется, что за ней последуют другие страны. «Здесь можно выделить два показательных момента: признание независимости Косово странами Запада, и признание независимости Абхазии и Южной Осетии Россией. В этих вопросах хорошо проявилась мощь и влияние США и западного мира – ведь порядка 50 стран уже признали независимость Косово. И несмотря на то, что полного признания так и не произошло (в составе ООН насчитывается около 190 государств), но Приштину признало больше четверти всех стран мира», – говорит эксперт. А вот признать Сухуми и Цхинвали не решились даже страны СНГ, продолжает Анчабадзе. Только одна страна колеблется в своем решении.

Эксперт также указывает на то, что Абхазию и Южную Осетию не считая России, признали только две страны Латинской Америки. Да и это произошло не случайно – у Латинской Америки есть старые счеты с Соединенными Штатами. Признание было осуществлено в отместку Вашингтону. Именно поэтому для Москвы дальнейшее признание грузинских регионов – дело престижа. Ведь после решения США, Косово признали десятки стран, а после решения России – почти никто.

Обзор грузинской прессы за 24.11.2009Какие ошибки признает Нино Бурджанадзе по истечении шести лет после «Революции роз»? Газета «Алия» (Заря) публикует интервью с лидером партии «Демократическое движение – Единая Грузия». Как пишет журналист газеты в водке к публикации, революционная «тройка» распалась, а это значит: кто помог Саакашвили встать на ноги, тот его и сломит. Речь идет о Нино Бурджанадзе, которая, по мнению автора, является правопреемницей той борьбы. И если ее не убьют, не распылят, или не выдворят из страны, она останется самым страшым оппонентом для Михаила Саакашвили.

Сама Бурджанадзе в беседе с изданием говорит, что шесть лет назад революция была основана на правильных идеалах. «Мы боролись за достойную Грузию, где каждый человек смог бы найти справедливость, где он не был бы унижен. Однако Саакашвили пошел против воли своего народа», – считает Бурджанадзе, ведь со временем были допущены такие ошибки, которые перечеркнули «основные ценности «Революции роз».

Вспоминая слова Михаила Саакашвили о том, что Ираклий Окруашвили был его ошибкой, журналист задает вопрос: Была ли ошибкой для президента Нино Бурджанадзе. Однако экс-спикер Парламента твердо уверена: «Саакашвили не скажет об этом потому, что я никогда не была его кадром. Я и Саакашвили, так же, как Зураб Жвания, были абсолютно равноправными фигурами.

Вместе с тем, Бурджанадзе подчеркивает, что после «Революции роз» у Михаила Саакашвили была реальная возможность сделать из Грузии успешное государство. Однако, к сожалению, он не смог, или не захотел сохранить революционные методы. Оппозиционер уверена, выступи она с заявлениями о разрушительной, а не созидательной роли Саакашвили несколько лет назад, общество бы не правильно ее поняло. Вспоминая разгон демонстрации 7 ноября, Бурджанадзе уверена – ее уход в оппозицию в 2007 году позитивно сказалось бы на ее рейтинге. Однако тогда она не сделала этого.

Сегодня Нино Бурджанадзе верит в возможность путем мирных демонстраций принудить власти страны назначить досрочные президентские выборы. Она обвиняет действующего главу государства в неосознанности и безответственности, винит его в потере 20% территории страны. «Когда смотрела шоу Савика Шустера, было очень обидно за свою страну, поскольку ее президента на ток-шоу дружеской страны сравняли с землей», – говорит Бурджанадзе. Вспоминая годы совместной работы, экс-спикер Парламента говорит: «Было время, когда Саакашвили мне верил. И поверьте, это было не худшее время».

Обзор грузинской прессы за 24.11.2009На днях в Тбилиси проходила шестая Медиа-конференция стран Южного Кавказа, сообщает газета «Резонанси». В мероприятии, проходившем под эгидой ОБСЕ, приняло участие до 100 человек, в том числе грузинские, азербайджанские, армянские журналисты, официальные лица, представители научных кругов, региональные и зарубежные эксперты, представители международных организаций.

Как сообщает издание, главной темой последнего съезда стало журналистское образование. В рамках конференции также обсуждались ситуация в сфере свободы прессы Южного Кавказа, образовательные программы в трех странах региона, международные достижения в сфере журналистского образования, отношение властей к СМИ, и другие важные вопросы. Кроме того, участники конференции обсудили роль журналистов и журналистики в современном обществе и поделились опытом, набранном в этой сфере.

«Резонанси» сообщает, что на конференции была принята совместная декларация, в которой говорится о значительной роли международному сотрудничеству в сфере журналистского образования. Хотя, также было подчеркнуто, что академическое образование не должно быть обязательным условием для людей, желающих заниматься профессиональной журналистикой. По словам директора Института проблем информационного права и политики, заведующего кафедрой факультета журналистики МГУ Андрея Рихтера, в России работает около 140-150 тысяч журналистов, и примерно у половины из них нет специального журналистского образования.

Правда, как он отметил, главное не это, а то, насколько соответствует стандартам журналистской деятельности теоретическая, практическая, философская и академическая подготовка журналиста. «Проблем в современной журналистике много. К примеру, это дефицит словарного запаса. Или случаи, когда журналист занят перепиской материалов, опубликованных другими лицами в интернете. Это уже не журналистика», – подчеркивает московский гость.

Профессор медиа-искусства и исследований, декан университета штата Огайо Дэвид Моулд в свою очередь заявил, что в большинстве стран мира журналистами работают люди, у которых есть соответствующие желания и возможности. «Сложно сказать, хорошая это тенденция, или плохая. Журналистика – не хирургия, где без специального образования не сможешь работать. Главное же, чтобы журналист был высококвалифицированным и беспристрастным, чтобы достойно выполнял свой профессиональный долг», – отмечает Дэвид Моулд.

О ситуации в армянском и азербайджанском медиа-пространстве говорили, соответственно, президент ереванского пресс-клуба Борис Навасардян и директор информационного агентства «Туран» Мехман Алиев. На конференции кроме прочего было отмечено, что в сфере свободы слова Грузия значительно опережает соседей. Об особом положении Грузии в регионе в частности говорил представитель ОБСЕ по вопросам свободы прессы Миклош Харашти. Правда, что касается плюрализма, отметил Харашти, во всех трех республиках Южного Кавказа не хватает прозрачности и доступности информации о владельцах медиа-средств.

ПОДЕЛИТЬСЯ