Обзор зарубежной прессы за 23.11.2009

722

Обзор зарубежной прессы за 23.11.2009Сегодня Грузия отмечает очередную годовщину «революции роз», которая привела в 2003 году к досрочной отставке с поста президента Эдуарда Шеварднадзе, пишет российская газета «Время Новостей». Его после внеочередных выборов в январе 2004 года сменил Михаил Саакашвили. Однако в новейшей истории всего Кавказа день 23 ноября ассоциируется не только с этими событиями. 23 ноября 1989 года – это точка отсчета грузино-осетинского конфликта.

10 ноября 1989 года Совет народных депутатов Южной Осетии преобразовал автономную область в автономную республику в составе Грузинской ССР, напоминает автор статьи. Советское руководство Грузии тогда уже мало контролировало ситуацию: бразды правления переходили к новой политической элите. Президиум Верховного совета Грузинской ССР отменил решение парламента Южной Осетии как неконституционное. Но стоявший тогда во главе грузинской оппозиции Звиад Гамсахурдиа (спустя два года его избрали президентом) и его соратники объявили о марше на Цхинвали 23 ноября, чтобы провести там митинг по проблемам межнациональных отношений. Их воззвание заканчивалось словами: «Все к Цхинвали! С нами Бог! Да здравствует независимая Грузия!»

Тенгиз Сигуа, который успел поработать премьер-министром в начале 1990-х годов и при Звиаде Гамсахурдиа, и при сменившем его Эдуарде Шеварднадзе, сегодня называет марш на Цхинвали «ошибкой». По его словам, «карту автономных образований» на пространстве бывшего СССР разыгрывали по подсказке из Москвы. Но и тогдашнее коммунистическое руководство Грузии способствовало случившемуся. Например, тот же транспорт выделялся за государственный счет.

19 ноября из Южной Осетии в Тбилиси прибыла делегация местных руководителей и представителей общественности, но Гамсахурдиа отказался отменить митинг. Как вспоминает в своих мемуарах один из участников тех встреч, бывший президент Южной Осетии Людвиг Чибиров, Гамсахурдиа только «заверил, что с грузинской стороны будет соблюдена дисциплина, гарантировал порядок и назвал численность митингующих – 100 тыс. человек». В итоге 23 ноября на Цхинвали двинулась колонна автобусов и легковых машин из столицы Грузии. По пути к ним присоединялись участники акции из других грузинских регионов. По различным оценкам, собралось от 20 до 40 тыс. человек.

На подступах к Цхинвали выстроился кордон из внутренних войск МВД СССР, местной милиции и ополченцев. После многочасового противостояния митинг в столице Южной Осетии провести не удалось. Так было положено начало взаимному недоверию, обернувшемуся позднее кровопролитием.

Параллельно продолжилась война документов, пишет газета. В первой половине 1990 года Верховный совет Грузии аннулировал автономию Южной Осетии. В конце года Южная Осетия приняла на сессии Совета народных депутатов декларацию о суверенитете и перестала считать себя частью Грузии, а затем провела выборы уже в республиканский Верховный совет. Начались локальные вооруженные стычки. Грузия ввела режим чрезвычайного положения в Цхинвали и Джавском районе и направила туда в январе 1991 года милицию и гвардию. Осетины встретили их огнем. Вооруженный конфликт вступил в кровопролитную фазу.

После прошлогодних событий вокруг Южной Осетии Грузия разорвала дипотношения с Россией. Однако сейчас многие грузинские политики говорят о том, что без прагматичных контактов с Москвой восстановить отношения с абхазами и осетинами невозможно. Сегодня начинается четырехдневный визит в Москву бывшего грузинского премьера Зураба Ногаидели, который возглавляет оппозиционное движение «Для справедливой Грузии». В октябре в российской столице он уже встречался с представителями абхазской и осетинской диаспор, его принял замминистра иностранных дел России Григорий Карасин. Но официальное руководство Грузии таких контактов не поддерживает, резюмирует «Время Новостей».

Обзор зарубежной прессы за 23.11.2009Президент Турции Абдула Гюль говорит об историческом повороте в отношениях с Арменией, пишет итальянская газета «La Stampa». Гюль член умеренной исламской партии, решил развязать самые запутанные политические узлы своей страны и продвигается по выбранному пути медленно, но уверенно, пишет автор статьи. Год назад он заявил, что не стоит упускать прекрасную возможность в решении курдского вопроса, и ситуация в значительной степени улучшилась. Затем он посетил с официальным визитом Багдад, прервав более чем 30-летнее дипломатическое молчание. Наконец, в октябре он принимал армянского президента, посетившего Турцию с официальным визитом. Как известно, год назад Гюль побывал в Армении на футбольном матче национальных сборных. Таким образом, впервые с момента основания Армянской республики в 1918 году президент страны Серж Саргсян посетил с визитом землю султанов.

Отвечая на вопрос журналиста о том, когда граждане Армении и Турции смогут пересекать общую границу, президент Гюль ответил: «Этот барьер будет скоро отменен, после договора, который мы подписали в октябре в Берне. Конечно, потребуется «техническое» время, поскольку документ должен пройти обсуждение в парламентах двух стран. Но потом произойдет обмен послами и открытие наземных границ. Воздушное пространство уже давно открыто».

Президент Гюль рассказал о том, что его страна намерена продолжать курс на решение проблем с соседними государствами. «Если уровень демократии в стране повышается, то в стране исчезают табу», – сказал он, имея в виду курдский вопрос и армянский вопрос. Что касается последнего, то турецкая сторона выступила с инициативой по созданию смешанной комиссии историков от обеих стран с участием зарубежных ученых, чтобы эта комиссия вынесла суждение по так называемому армянскому вопросу. Турция открыла военные архивы и заявила, что примет выводы ученых.

Сближение между Турцией и Арменией началось с обмена посланиями между президентами: по словам Гюля, два года назад он направил искренние поздравления Сагсяну по случаю его избрания президентом Армении, Саргсян также от души поблагодарил за поздравления. За этим последовали взаимные приглашения, матчи с участием национальных сборных по футболу, различные заявления в важные символические моменты. «Если говорить в общем, весь мир меняется, меняется и Турция», – сказал Гюль. В обеих странах имеется немало непримиримых противников сближения, но это естественно, поскольку эта проблема оставалась нерешенной почти столетие.

Президент Турции осознал, что настало время для урегулирования отношений с Арменией после войны на Кавказе в августе 2008 года. «Когда проблемы остаются замороженными, их нельзя решить, вновь поместив в холодильник. Это проще всего, нет никакого риска, но регион нуждается в стабильности и сотрудничестве. И Армения располагается в этом регионе. То, что произойдет в этой стране, произведет благотворный эффект по многим направлениям, распространится на дальние расстояния», – сказал Гюль.

Гюль согласился с тем, что за развитием отношений между Анкарой и Ереваном внимательно наблюдает Баку. Неурегулированной остается проблема Нагорного Карабаха, но Гюль верит, что Ереван и Баку найдут решение. Говоря о том, что западные страны оказали поддержку в разблокировании отношений между Турцией и Арменией, президент Гюль отметил, что самую главную роль сыграла Россия. Она играет важную роль и в нормализации отношений между Азербайджаном и Арменией.

Гюль также заявил, что теперь проблемами региона занимаются не дипломаты второго уровня, а главы государств. «Если ситуация нормализуется, то Кавказ гостеприимно откроет двери для всех, принимая во внимание ресурсы региона». На Кавказе и в Турции реализуются многочисленные проекты, в частности ведется строительство нефте- и газопроводов. Возвращаясь же к главной теме беседы, журналист спросил, действительно ли Турция перевернула страницу по армянскому вопросу. Президент Турции ответил: «Да, это наш выбор. Мы делаем все, что в наших силах. Но и другие должны иметь такие же намерения».

Обзор зарубежной прессы за 23.11.2009Планируемая реформа российской армии не несет угрозы Западу, полагает американский журнал «Newsweek». «Российский молодой президент-реформатор живо интересуется своей армией, причем, в отличие от своего предшественника, не только ради того, чтобы создать себе имидж «крепкого орешка», – пишут журналисты издания.

Медведев задумал превратить российскую армию из институции времен холодной войны с коррумпированными офицерами, устаревшей техникой и дедовщиной в современные вооруженные силы. Прошлогодняя война с Грузией – первый со времен афганской войны случай, когда российские солдаты встретились в бою с иностранными – обнажила многочисленные недостатки российской армии: было сбито не менее 11 самолетов, войска мародерствовали, солдаты шли в бой в кроссовках и спортивных костюмах, рации ломались. На фоне грузинской техники и формы, произведенных в США, русские выглядели, точно герои кинохроники Второй мировой, замечают авторы.

Сразу после окончания войны Медведев поручил генералу Николаю Макарову провести проверку. «Оказалось, что на деле уровень войск, направленных в Грузию, даже выше среднего», – говорится в статье. В результате проверки выяснилось, что лишь 17% российских военных частей полностью укомплектованы живой силой и техникой. Офицерский корпус слишком раздут: более 900 генералов (в американской армии их примерно 300), 1 офицер на 2,5 солдата (в западных армиях – 1 на 15). До трети призывников – умственно неполноценные, психически неуравновешенные или наркоманы, публично заявил в прошлом году главнокомандующий ВВС генерал-полковник Владимир Михайлов. По сведениям неправительственных организаций, офицеры, точно при крепостном праве, сдают в аренду своих солдат в качестве работников или проституток.

Осенью 2008 года при участии министра обороны Анатолия Сердюкова был составлен амбициозный план реформы: сокращение общей численности вооруженных сил на четверть, а офицерского состава – более чем на треть, повышение зарплаты, уменьшение срока службы по призыву, замена неповоротливых дивизий современными бригадами численностью в 2 тыс. человек, сообщает издание. Есть резоны надеяться, что реформа удастся, полагает издание. Медведев выступил против таких «священных коров», как запрет на импорт оружия. Между тем новейшее поколение российской боевой техники – всего лишь модификации моделей, разработанных 30 лет назад. Медведев уже продемонстрировал на учениях новые части, которые войдут в силы быстрого реагирования ОДКБ. Каждый солдат будет иметь собственную рацию и прибор ночного видения, а также удобную форму из современных материалов, повествует журнал. «Россия также хорошо справилась с модернизацией, пожалуй, ключевого элемента ее стратегической военной мощи, – ядерного арсенала», – пишут авторы, ссылаясь на первые успешные испытания ракеты «Булава» в октябре.

Соседи России нервно реагируют на крупные учения, а также принятый в России закон, который позволяет применять вооруженные силы РФ за границей для помощи другим государствам или защиты российских граждан. «Это очень похоже на то, что Москва получила полномочия «защищать» русскоязычные меньшинства на Украине и в Казахстане, если почувствует необходимость – или захочет воспользоваться предлогом», – пишет «Newsweek».

В нынешнем году Кремль замедлил планируемое сокращение вооруженных сил и увольнения офицеров в запас, явно опасаясь волнений среди военных, не получивших достойного жилья и компенсаций, замечает издание. И все же Медведев, несмотря на кризис, не сокращает оборонный бюджет. «Кремль всерьез намерен сделать свою армию надежным противовесом дальнейшему расширению НАТО, а также мощным орудием побуждения соседей к смирению с российским региональным господством», – заключают авторы.

Обзор зарубежной прессы за 23.11.2009Гармония в отношениях президента России Дмитрия Медведева и премьер-министра Владимира Путина стала очевидна на съезде правящей партии «Единая Россия», состоявшемся в Санкт-Петербурге – на родине двух российских лидеров, пишет испанская газета «El País».

В речи президент сконцентрировался на стратегических задачах страны и необходимости развития демократии, достаточно прозрачно раскритиковав недостойные методы, использованные на последних выборах, где «Единая Россия» официально одержала победу. Однако манипуляции и фальсификации были таковы, что протест выразили не только оппозиционные партии, но и те, которые поддерживают Кремль: депутаты «Справедливой России», КПРФ и ЛДПР бойкотировали работу Госдумы и покинули зал заседаний, что является беспрецедентным для «эры Путина» событием, подчеркивает корреспондент издания.

«Тот факт, что Медведев, не являющийся членом «Единой России», произнес эти слова на съезде, куда его пригласил Путин, ясно указывает на то, что они заранее договорились, как и в случае с Посланием президента Федеральному собранию и нынешним выступлением Путина», – убежден испанский обозреватель.

«В свете выступлений верховных руководителей России и их поведения на съезде правящей партии складывается впечатление, что у них нет разногласий, – сколько бы политологи ни тратили сил на их поиски, – и что они полностью сходятся во мнении относительно ситуации в стране и ее будущего», – резюмирует автор статьи.

Обзор зарубежной прессы за 23.11.2009Ежегодный съезд партии «Единая Россия», проводившийся в субботу, был тщательно организован, как обычно, но улыбки казались натянутыми после гневной критики со стороны президента Дмитрия Медведева, осудившего правящую партию России за ее авторитарность и «дурные политические привычки», пишет в свою очередь британская газета «The Financial Times».

После съезда аналитики отметили, что мероприятие показало отсутствие единства среди российской политической элиты, которую должна представлять партия: «Наш политический класс не готов к модернизации, не хочет ее и смотрит на нее как на кампанию, которая отойдет в сторону. Но она не отойдет, а потому нам предстоит политический конфликт», – отметил Глеб Павловский, высокопоставленный политический консультант, который работал в нескольких президентских администрациях.

По словам Павловского, выступления трех политических фигур – Дмитрия Медведева, Владимира Путина, премьер-министра, и Бориса Грызлова, парламентского спикера, – имели мало общего между собой. «Они плохо соотносились друг с другом», – отметил Павловский. Например, Медведев сделал основной темой выступления «модернизацию», в то время как Грызлов провозгласил «российский консерватизм» новой идеологией партии, а Путин, который не только премьер-министр, но и руководитель партии, объявил о мерах по расширению антикризисной помощи экономике.

ПОДЕЛИТЬСЯ