Обзор зарубежной прессы за 26.11.2009

687

Обзор зарубежной прессы за 26.11.2009Немецкий еженедельник «Der Spiegel» публикует интервью с бывшим министром иностранных дел СССР и экс-президентом Грузии Эдуардом Шеварднадзе, где он вспоминает о событиях, связанных с объединением Германии, которые не утратили значения и сегодня, в частности в свете расширения НАТО на Восток.

Тогда, в феврале 1990 года, министр иностранных дел Германии Ганс-Дитрих Геншер пообещал, что никакого расширения на Восток не будет, но письменных обязательств такого рода не существует. В тот момент, говорит Шеварднадзе, никто не считал, что они необходимы, ведь «у нас в голове не укладывалось, что Варшавский договор прекратит свое существование». Более того, в мае 1990 года в разговорах с американцами президент Горбачев заговаривал о возможном членстве СССР в НАТО, правда, никаких конкретных шагов в этом направлении не предпринималось.

Гораздо больше вопросов вызывали в то время условия объединения Германии, признается Шеварднадзе. Максимальная численность армии объединенной Германии была ограничена 370 тыс. человек, также была достигнута договоренность о запрете размещения на ее территории ядерного оружия. Еще в мае 1990 года Франция и Великобритания возражали против объединения Германии, поскольку «боялись возникновения в центре Европы великой державы с сильным политическим, военным и экономическим потенциалом». Лидеры этих стран поменяли свою точку зрения только после многочасовых дискуссий с Горбачевым в июне 1990 года.

Другой глобальный вопрос, затронутый в интервью с Шеварднадзе, который после распада СССР, с 1992 по 2003 год, был президентом Грузии, – это ситуация с отделением от Грузии Абхазии и Южной Осетии. Шеварднадзе полностью согласен с выводами европейской комиссии по расследованию, признавшей вину нынешнего президента Грузии Михаила Саакашвили в развязывании войны на Кавказе в августе прошлого года. Однако он полагает, что России тоже не удалось избежать ошибок, и главная из них – это признание независимости Абхазии и Южной Осетии. Тем самым, говорит он, Москва создала прецедент, который когда-нибудь, возможно, приведет к распаду самой России.

Обзор зарубежной прессы за 26.11.2009В последнее время ряд вашингтонских правых начали беспокоиться, что религиозно ориентированная Партия справедливости и развития (ПСР), стремящаяся укрепить связи с Ближним Востоком, отдалит Турцию от западных союзников и подорвет секуляризм. Как отмечает американский журнал «Foreign Policy», премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган действительно наступает Западу на некоторые больные мозоли – например, он не разделяет опасения по поводу иранской ядерной программы. К тому же он отказался проводить военные учения с Израилем, и провел их вместо этого с Сирией.

Все это вполне весомые поводы для беспокойства, считает автор статьи. Ограничивая сотрудничество с Израилем и улучшая отношения с такими соседями, как Иран и Сирия, Эрдоган угождает и правым, и левым, и секуляристам, и исламистам. Потворствуя избирателями, которые терпеть не могут США и Израиль, премьер-министр расчетливо и цинично преследует национальные интересы Турции.

Чтобы понять расчеты Эрдогана, надо осознать, что в Турции Запад не любят практически все, подчеркивает издание. По мнению многих исламистов, Израиль и США втайне сотрудничают с турецкой армией в надежде свергнуть демократически избранное исламистское правительство. В свою очередь, многие секуляристы убеждены, что Израиль и Соединенные Штаты используют ПСР, чтобы ослабить Турцию, подорвав ее секулярную идентичность. По данным недавнего опроса 72 процента турок считают, что внешние силы стремятся развалить страну.

Собственно сами турки никогда не испытывали особенного энтузиазма по поводу отношений с Израилем – в отличие от турецких военных, большую часть времени контролировавших внешнюю политику страны. Сейчас Турция демократизируется, в ее внешней политике появляются новые центры силы, и политикам, становится трудно противостоять искушению сыграть на антиизраильских, антисемитских и антивашингтонских чувствах. К счастью, дружба Эрдогана с иранским президентом Махмудом Ахмадинежадом в народе не столь уж популярна. Тем не менее, ей аплодируют ультраправые и ультралевые.

Помимо всего прочего, за нынешней внешней политикой Турции стоят важные экономические и стратегические интересы, и наблюдателям в Вашингтоне следует об этом помнить. За последние годы активно развивающийся турецкий капитализм значительно нарастил объем региональной торговли и теперь ищет рынки не только на Ближнем Востоке, но и в некогда враждебных странах – таких как Армения. В частности, отмена в сентябре визового режима с Сирией стала настоящим подарком для бизнесменов южной Турции. Крупнейшим торговым партнером страны теперь считается Россия, а торговля с Суданом с 2006 года возросла втрое. Иран, тем временем, остается важным источником дешевого природного газа, поставки которого способствуют росту турецкой экономики.

По мнению «Foreign Policy», Турция прекрасно понимает, что для вступления в ЕС необходимы в первую очередь экономические успехи. Кроме того, в качестве дополнительного аргумента она обещает расширить влияние Евросоюза на Ближнем Востоке. ПСР уже предлагала услуги Турции в качестве посредника между Сирией и Израилем и между Ираном и США. Турецкие политики и интеллектуалы часто подчеркивают, что Турция сможет быть полезнее своим союзникам, если сохранят с их врагами хорошие отношения. Чтобы быть мостом между Востоком и Западом необходимо иметь опору, в том числе, и на Востоке, утверждают они.

Обзор зарубежной прессы за 26.11.2009Сближение Польши и Германии могло бы помочь ЕС по-новому взглянуть на отношения с Россией, полагает обозреватель «The New York Times». На данный момент «старые» и «новые» члены Евросоюза относятся к России настолько по-разному, что переговоры заходят в тупик, поясняет она.

Новая концепция польско-германских отношений имеет ключевое значение, так как в прошлом на судьбы этих стран сильно влияла Россия, обычно посредством войны. Даже сегодня трехсторонние отношения Польши, Германии и России остаются сложными и бурными. Некоторые польские политики инстинктивно страшатся оказаться в германо-российском кольце и полагают, что Москва и Берлин принимают решения за спиной Варшавы, отмечает автор, ссылаясь на пример газопровода Nord Stream. Поляки опасаются, что, расширяя связи с Россией, Германия ставит собственные интересы выше европейских.

Канцлер Меркель развеяла страхи Польши относительно Nord Stream, но германская сторона не подает Варшаве никаких новых идей совместной работы с Россией, полагает журналистка. Тем временем правоцентристское правительство Дональда Туска в Варшаве стало проводить по отношению к России более прагматичную политику, чем предыдущий кабинет Ярослава Качиньского. Параллельно Польша стала активнее работать в Евросоюзе: министр иностранных дел Радек Сикорский считает, что это расширяет возможности по влиянию на восточных соседей и на проблему энергетической безопасности. «Стимулирование модернизации и демократизации, возможно, со временем повлияет на геополитическую ситуацию», – сказал он.

«Польша уже пошла на беспрецедентные уступки России», – комментирует автор создание польско-российского института для изучения убийства польских офицеров в Катыни и возрождение Межправительственной комиссии экономического сотрудничества. Возможно, когда-нибудь Россия перестанет воспринимать Польшу как вожака антироссийского лагеря в ЕС. Германия пока не отреагировала на шаги Польши к сближению с Россией. Если же возникнет новый польско-германский альянс, он сделает для Европы не меньше, чем сближение Франции с Германией после 1945 года, надеется «The New York Times».

Обзор зарубежной прессы за 26.11.2009Тот факт, что Франция собирается продать России военный корабль, вполне обоснованно вызывает недоумение, пишет французская газета «Le Figaro». Вертолетоносец Mistral, который хочет приобрести Россия, – одна из жемчужин французского флота, лучший корабль в своем классе, за многофункциональность прозванный «швейцарским ножом». На сегодняшний день переговоры вступили в финальную стадию.

«И если Париж и Москва поздравляют друг друга с продажей Mistral, то бывшие союзные республики, – особенно на побережье Черного моря, где постоянно возникает напряженность с Россией, – скрежещут зубами при мысли об этой сделке. Соседи опасаются, что Россия использует французские военные корабли в Балтийском и Черном морях для противодействия расширению НАТО на восток и ослабления западного влияния на своем заднем дворе», – подчеркивает корреспондент издания.

Одним из решающих аргументов, сломивших изначальное сопротивление Елисейского дворца, стала необходимость обеспечить работой верфи в Сен-Назере. «По сравнению с такой экономической и финансовой перспективой кодекс европейского поведения в вопросе экспорта вооружений, оговаривающий необходимость «предотвращать экспорт военной техники, которая может быть использована для внутренних репрессий или международной агрессии или способствовать региональной нестабильности», не имел особого веса», – резюмирует обозреватель «Le Figaro».

Обзор зарубежной прессы за 26.11.2009Разочарование Евросоюза в Украине ведет за собой очередную победу России в борьбе за бывшие республики СССР, полагает обозреватель британской «The Guardian». «Осторожная позиция Брюсселя вновь наводит на подозрения, что у ЕС нет стратегической концепции и недостает политической отваги в связях с восточными соседями», – пишет он.

По данным сайта euobserver.com, Еврокомиссия планирует пересмотреть планы экономической помощи Украине размером в 500 млн евро, так как Киев не желает сокращать расходы государства и искоренять мотовство и коррупцию в «Нафтогазе». В ЕС также опасаются, что президентские выборы на Украине кончатся патовой ситуацией и стычками наподобие событий 2004 года.

На саммите Украина-ЕС 4 декабря Евросоюз собирается предостеречь Украину, что подвижки в сферах визового режима и торговых соглашений невозможны, пока не будут проведены существенные политические и финансовые реформы. Вспоминая о российско-грузинской войне, ЕС также опасается, что структурное сближение с Украиной возымеет негативные последствия для отношений с Россией. «Очевидно, период расцвета в связях ЕС с Украиной уже миновал», – заключает автор, отмечая, что это равносильно победе Путина.

Обзор зарубежной прессы за 26.11.2009Судьба нефтепровода «Самсун – Джейхан», проектируемого консорциумом турецкой Calik Enerji и итальянской Eni, всецело находится в руках России, пишет, ссылаясь на экспертов, бриатнская газета «The Financial Times».

Число нефтяных танкеров, проходящих через Босфор, с 1995 года выросло более чем вдвое, и в следующем десятилетии темпы роста останутся прежними. На сегодняшний день это наиболее загруженный пролив в мире, причем его минимальная ширина составляет всего 700 м. По этой причине Турция нацелена на организацию альтернативного экспортного маршрута.

По проекту Анкары, 550-километровый нефтепровод пропускной способностью 1,5 млн баррелей в сутки должен соединить порты Самсун и Джейхан, находящиеся, соответственно, на черноморском и средиземноморском побережьях Турции. Однако для того, чтобы он был рентабельным, потребуется продукция российских и казахских нефтедобытчиков, а итало-турецкому консорциуму пока не удается заручиться их гарантиями.

Несмотря на недавнее соглашение между Турцией, Италией и Россией, никаких «четких обязательств» стороны до сих пор не взяли. «В конечном счете, Россия контролирует поставки нефти из Каспийского бассейна в черноморский регион, и только Россия может обеспечить трубопровод нефтью в объеме, достаточном для обеспечения его рентабельности», – сказал в интервью «The Financial Times» аналитик агентства Platts Джон Робертс.

ПОДЕЛИТЬСЯ