Грузия сильнее подвержена природным катастрофам, чем Азербайджан и Армения

1842

Ни одна из стран Южного Кавказа не несет такого урона от природных катастроф, как Грузия.

Лет двадцать назад вся равнинная часть Западной Грузии была покрыта толстым слоем воды, города и села превратились в гигантское озеро. Жизнь была парализована. Примерно тогда же в горах выпал небывалый снег. В регионе Сванети высота снежного покрова достигала 10-12 метров. Снежные лавины чудовищной силы сметали постройки, уносили человеческие жизни, сбрасывали в глубокие ущелья стада овец и коров.

С тех пор стихия не проявляла себя столь же жестоко, однако природные катастрофы из года в год наносят огромный экономический ущерб, приводят к гибели людей. В прошлом году от стихийных бедствий погибли 18 человек, а за последние 10 лет число жертв превысило 650.

За последние 10 лет экономический ущерб в Грузии от стихийных бедствий составил 552 миллиона долларов США. Это в пять с половиной раз больше аналогичного показателя Армении, где за тот же период ущерб составил 100 миллионов долларов США. В Азербайджане ущерб достиг 170 миллионов долларов США.

«Природные катастрофы: опасности и готовность страны» – исследование на эту тему провели специалисты сети неправительственных природоохранных организаций Кавказа (CENN). Исследование выявило массу проблем в этой области.

По словам исполнительного директора сети CENN Наны Джанашия, участившиеся катастрофы объясняются и тем, что правительство Грузии не считает природоохранные проблемы приоритетным направлением. До последнего времени власти не финансировали центр прогнозирования и мониторинга министерства охраны внешней среды и природных ресурсов. Статистика свидетельствует, что от природных катастроф страдают в основном бедные слои населения, женщины и дети.

Первооснова прогнозирования и мониторинга катастроф – гидрометеорологическая служба давно практически не действует. Основная информация поступает из Москвы, сейчас идет поиск альтернативных путей получения гидрометеорологической информации. Как сказала советник министра охраны внешней среды и природных ресурсов Софико Ахобадзе, страна отказалась от российских технологий и переходит на использование французских технологий, это повысит эффективность прогнозирования климатических изменений.

Сотрудник CENN Резо Гетиашвили считает, что Национальное агентство внешней среды, ответственное за мониторинг природных процессов и их превенцию, неспособно выполнять свои функции из-за отсутствия должного финансирования. В 2006 году бюджет агентства составлял 2.224 тысячи лари, в 2007 году – 1.535 тысяч лари, а в 2008 году – 2.235 тысяч лари. Последняя цифра составляет лишь 6% от бюджета министерства охраны внешней среды и природных ресурсов. Это говорит о не приоритетности данного направления для министерства.

Между тем практика показывает, что игнорирование превентивных мер многократно увеличивает риски и их последствия, повышает частоту и масштабы природных катастроф. Особенно наглядно это видно на примере горных и прибрежных регионов.

Резо Гетиашвили приводит такой пример. Активизировавшиеся в 2004 году геологические и стихийные процессы достигли своей кульминации в 2005 году и в зоне повышенного риска оказались почти 190 населенных пунктов, а это более 5200 домов. В итоге от стихии пострадали 2880 домов, из оборота выпали 9600 гектаров пашни, вышли из строя 111 километров автомобильных дорог. По данным МВД Грузии, в ходе этих стихийных явлений 86 раз объявлялось чрезвычайное положение, погибли 35 человек и пострадали 213 человек.

В 1999-2006 годах только в Цаленджихском районе от стихийных бедствий пострадали 245 семейств. Гораздо более сложная ситуация в горной Аджарии. Здесь водонепроницаемые глинистые массивы на склонах гор сползают вниз вместе с домами и садами. В Кедском районе Аджарии в 1999-2007 годах пострадали 523 семьи.

Советник министра Софико Ахобадзе в число первоочередных задач включает создание сети раннего оповещения. По этому пункту ведутся переговоры с представителями программы развития внешней среды ООН. Необходимо также договориться с правительством Турции о разработке сети раннего оповещения в русле реки Чорохи.

Следующим важным вопросом является разработка планов раннего реагирования на природные катастрофы, в том числе на утечку нефти, как на суше, так и в море. Разработка таких планов в Грузии до сих пор не велась. Важнейшим пунктом является усиление возможностей Национального агентства внешней среды, разработка и внедрение эффективного плана превентивных мер по снижению рисков. Эти вопросы отражены в ряде проектов и требуют поддержки доноров. Принятие превентивных мер тесно связано также с внедрением современных технологий.

В сентябре 2008 года создано Национальное агентство внешней среды. Его задача – прогнозирование опасных природных процессов. В агентство вошли все государственные организации, которые разрозненно занимались этой проблемой. Концентрация усилий должна принести положительные результаты.

Анализ бюджета, однако, показывает, что мониторингу, прогнозированию и превенции опасных природных процессов в последние годы не уделялось достаточного внимания. Раньше бюджет организаций, вошедших в Национальное агентство внешней среды, был равен, а иногда и превышал бюджет министерства охраны внешней среды. А в 2008 году бюджет этих организаций составил 5,8% от бюджета министерства.

На пресс-конференцию CENN были приглашены как специалисты разного профиля, так и жители наиболее подверженных природным катастрофам регионов – Сванети, Аджарии, Самцхе-Джавахети, Самегрело, Рача-Лечхуми, Гурии и других. Житель Хулойского района Аджарии Руслан Абуладзе привел неутешительную статистику. В районе до 70% земель подвержены эрозии, в результате почва вместе с домами и садами сползает со склонов. В такой зоне находится 9000 домов, из них 6000 – на грани разрушения. Хулойцы просят компактно переселить их в более безопасные места, но пока безрезультатно. Несколько лет назад многие семьи были переселены в Цалкский район и взяли в аренду пустовавшие дома. Правительство обещало выкупить для них эти дома, но своего слова не сдержало. Переселенцам пришлось возвращаться в Хулойский район.

Научный сотрудник института водного хозяйства Роберт Диаконидзе, который сорок лет проработал в этой системе, из причин участившихся природных катастроф он назвал две главных. По его мнению, во-первых, это изменение климата. Во-вторых, то, что вот уже 20 лет регионам с повышенным риском уделяется очень мало внимания. Не очищаются русла рек, не ведутся берегоукрепительные и другие работы. Из года в год государство без особого эффекта тратит большие средства на залечивание ран от экологических катастроф. Как считает Диаконидзе, есть более эффективный путь. Для этого государство должно обеспечить регионы экологического риска тракторами, канавопрокладчиками, экскаваторами и другой специальной техникой. С ее помощью местные власти смогут заблаговременно проводить работы по снижению последствий ожидаемых опасных природных процессов. На закупку техники потребуется примерно 30 миллионов лари, зато значительно сократятся расходы на устранение разрушительных последствий стихии.

Майя Небиеридзе, специально для newcaucasus.com

ПОДЕЛИТЬСЯ