Азербайджан: если завтра введут санкции…

1894

На пленарном заседании Европарламента 10 сентября была принята резолюция (European Parliament resolution on Azerbaijan) с призывом освободить безо всяких условий активистов гражданского общества, правозащитников и журналистов Азербайджана: Хадиджу Исмайлову, Арифа и Лейлу Юнус, Анара Мамедли, Расула Джафарова, Ильгара Мамедов и всех других политзаключенных, а также снять с них все обвинения.

В противном случае Европарламент предлагает принять персональные санкции против судей Азербайджана, чиновников, и политиков, а также ввести против них визовые ограничения.

Реакция азербайджанских официальных лиц не заставила себя долго ждать, и охарактеризовалась невиданным доселе размахом конспирологических идей и агрессивным «переводом стрелок». Уже на следующий день помощник президента Али Гасанов заявил, что «Было бы логичнее, если бы Европарламент призвал к санкциям в отношении лидеров ряда стран Запада», что Запад разрушает беззащитные страны на Ближнем Востоке, и что Европарламент является «игрушкой в руках определенных сил».

Точно также «провокацией антиазербайджанских сил» назвал резолюцию министр экономики и промышленности Азербайджана Шахин Мустафаев на встрече с главой представительства Евросоюза Маленой Мард. Он заявил, что «этот предвзятый шаг парламента Евросоюза не останется без ответа». Затем Мард была вызвана в МИД, где замминистра иностранных дел Махмуд Мамедгулиев повторил ей практически то же самое.

Одновременно национальная пресса побила новые «эстетические высоты» — появилось множество «статей», до предела гневных, с переходом на личности, чего не было никогда в предыдущие годы. В ход пошли даже намеки на сексуальную ориентацию европейских депутатов…

Карт-бланш на подобное недавно дал сам президент Ильхам Алиев, когда заявил о том, что «некоторые силы» тратят миллионы на дестабилизацию Азербайджана. Это заявление дало понять чиновникам «откуда дует ветер» и начать высказываться более откровенно.

С лета в Азербайджане не функционирует офис ОБСЕ, Евросоюз и некоторые другие организации уже отказались посылать на выборы в Азербайджан своих наблюдателей. Кроме того, Азербайджан отменил диалог с ЕС по стратегическому партнерству. Одновременно Азербайджан открыто усилил сотрудничество с Россией.

Все это демонстрирует, что страна пошла на открытую конфронтацию с Европой, вопрос лишь в том, насколько противостояние в итоге окажется выгодной для страны и к каким последствиям оно приведет.

Личные интересы против санкций

Фактически сегодня Азербайджан является единственной формально европейской страной (за исключением России), к которой могут быть применены подобные санкции, и которые ударят по «непосильным трудом» нажитым капиталам чиновников. Но они не единственные.

В июле Сенат США большинством голосов проголосовал за закон, известный как «Глобальный Магнитский». Предложенный еще в январе-2014 сенаторами Джоном Маккейном и Беном Кардиным, «Global Human Rights Accountability Act», предусматривает санкции против коррупционеров и нарушителей прав человека по всему миру. Речь идет о закрытии доступов к счетам, личному имуществу и праву на въезд на территорию США.

Оба акта вместе, пожалуй, и вызвали такую тяжелую реакцию со стороны властей, которые несмотря на угрожающие ответы, не могут ответить тем же. Более того, стоит учитывать, что Азербайджан находится в сильной экономической зависимости от Европы.

«Сегодня Азербайджану крайне не выгодно вступать в конфликт с Европой, если конечно речь идет об интересах государства, а не личных, – говорит экономист, член правления общественного движения РеАл Натик Джафарли, – 80% товарооборота Азербайджан имеет именно с ЕС, а если говорить об энергоносителях – 70% их идет именно туда».

По мнению Джафарли, если та же тенденция продолжится и напряженность будет расти, то могут последовать и секторальные санкции.

«Азербайджан планирует к 2020 году стать одним из ведущих поставщиков газа в Европу, речь идет о 10 миллиардах кубометров газа в год, если же санкции станут секторальными, это станет началом краха экономики, – говорит эксперт, – Очень тревожный и необдуманный поступок в этом контексте — последнее заявление государства об отмене раунда переговоров с Евросоюзом о стратегическом партнерстве, а вкупе усиленного и даже поспешного сотрудничества с кризисной Россией, стремительно теряющей союзников, ситуация и вовсе рисуется нерадужная».

Итак, государство сегодня оказалось в совершенно патовой ситуации. С одной стороны Европа — главный партнер Азербайджана, 95% экспорта которого так или иначе связан с нефтью и газом. И окончательный разлад с Европой сулит большие беды. В этой связи можно начать вести более независимую от нефти политику, но для этого нужны экономические реформы, свобода бизнеса, прекращение налогового и таможенного рэкета. Государство, несмотря на обещания, и на это пойти не может, так как коррупция является одним из фундаментов режима. Свободному бизнесу для решения проблем с налоговой нужны, например, свободные суды, а на их создание не только нет желания, но и кадров.

От слов к делу

Как известно, санкции известны своей медлительностью, к тому же, на примере России, в отличие от Азербайджана, угрожающей безопасности всей Европы, видно, как в случае необходимости попавшие под санкции лица таки попадают в Европу. Другая надежда Азербайджана — скандально известная и уже несколько лет проводимая т.н. «икорная дипломатия».

Суть термина заключается в целенаправленной покупке лояльности европейских политиков через дорогие подарки (ковры, икру, различные изделия ручной работы), отдых в дорогих отелях, крупную оплату часовых лекций в госучреждениях Азербайджана (соразмерной с зарплатой депутата). Небольшая нефтеносная страна сделала в Европе немало шуму два года назад. «Икорная дипломатия – угроза независимости Парламентской Ассамблеи Совета Европы», – заявил однажды Турборн Ягланд, генеральный секретарь Совета Европы. В исследованиях ESI упоминаются имена не менее 30 депутатов, крупнейшими из которых (помимо Липнера) являются бывший глава ПАСЕ, а ныне глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу и английский депутат Майк Хэнкок.

Когда имена европейских депутатов стали достоянием общественности, как и предсказывали аналитики, «икорная дипломатия» просто перестала работать, и лучший пример этого — Педро Аграмунд, испанский парламентарий в ПАСЕ,  будучи докладчиком по вопросам соблюдения демократии и прав человека в Азербайджане был обвинен ESI в том, что вместо того чтобы защищать права человека в стране, стал фактическим лоббистом властей Азербайджана в Европе. В итоге, после длительного прессинга, депутат оказался под угрозой отставки, и сам стал соавтором доклада о состоянии прав человека в Азербайджане, зачитанного в ПАСЕ в июне этого года и вызвавшего возмущение чиновников.

Таким образом, мобилизовавшаяся против диктатур Европа сегодня уже ясно дала понять, что старые методы контактов с ней уже не работают. А разоблачение США роскошных встреч их политиков с азербайджанскими чиновниками дало понять Азербайджану, что и там вряд ли власти найдут союзников.

Азербайджанские депутаты (подобно российским коллегам) уже заявили, что создадут свой «список Магнитского» для невъездных европейцев, и это пожалуй все, что они могу сделать в качестве ответных мер. Тем временем продовольственная инфляция только за полгода и только по официальным данным уже достигла 8%, прочие экономические показатели также нерадужны, политическая ситуация остается напряженной (что видно, в частности, по очередной волне дипломатов, попросивших политическое убежище в других странах), обещания реформ по прежнему остаются обещаниями, а безболезненного для страны выхода из ситуации, увы, не видно.

Анар Амиров, специально для newcaucasus.com

Коллаж newcaucasus.com

ПОДЕЛИТЬСЯ