Когда зацветет миндаль…

3580

Георгий Мчедлидзе, фермер из села Никози грузинского региона Шида Картли, с гордостью показывает свой участок. Ровные ряды ухоженных саженцев миндаля и ореха тянутся вдаль. К каждому деревцу аккуратно привязана табличка с информацией о том, когда оно было посажено. В сторонке, у изгороди – горшки и ящики с высаженными растениями. К ним Георгий относится особенно бережно. Это миндаль редких сортов. Его фермер выращивает для экспериментов – скрещивает разные сорта, чтоб получить редкий и выносливый вид.

– Они для меня как дети. Вот тут, например, скрещены три разных сорта. Я посадил их весной. Осень – самый сложный и важный период. Температура воздуха понижается, а резкие перепады плохо влияют на них. Обычно в это время я переношу их в подвал, там легче регулировать температуру и влажность, – увлеченно объясняет он.

Георгий идет к изгороди, подходит к горшкам с саженцами и приподнимает мозолистыми ладонями тонкие длинные стебли молодого миндаля.

1414860679_mchedlidze-7– А вот это прошлогодние саженцы. Они уже выросли. Красиво? – хвастается он.

– Красиво, – соглашаюсь я.

Уроженец села Никози Георгий десять лет назад уехал в США. Там учился на агронома. После получения образования работал в сельскохозяйственных проектах, был специалистом по выращиванию миндаля, имел свой бизнес.

«В Америке я работал по 18 часов, изучал на практике сельское хозяйство. Хотел получить как можно больше знаний, которые могли бы пригодиться мне тут, в Грузии. За годы работы в Штатах у меня появилось много идей, которые я мечтал воплотить в своей стране».

Несколько раз в год Георгий приезжал в Грузию. Искал тут единомышленников, делился с ними своими идеями и уезжал, веря, что его  проекты будут работать без него. Но в следующую свою поездку на родину огорчался, когда видел, что ни одна из его идей не воплощена. Тогда он решил вернуться. Год назад Георгий продал свой бизнес в Америке, приехал в Никози и открыл ферму по разведению саженцев миндаля и ореха.

Участок Георгия находится у самой административной границы, в так называемой буферной зоне. «Вот там – Цхинвали», – показывает он рукой. Я смотрю в направлении его жеста – менее чем в километре видна вышка блокпоста. На вопрос, не побоялся ли он начать дело в конфликтной зоне, Георгий отвечает:

1414854077_mchedlidze-1«Это рискованно, я знаю. Но я хочу, чтоб в моем регионе развилось фермерство. Я верю, что смогу поднять сельское хозяйство в своей деревне. И я сделаю все для этого. Мое село в свое время было большим и зажиточным. Но за последние годы у нас погибло 27 молодых парней. Это большая потеря. Осталось около 300 семей».

В родной деревне молодого агронома боготворят. Он дал работу односельчанам, на его ферме работает около десяти человек. Георгий рассказывает, что поначалу пришлось долго приучать работников к порядку и дисциплине. Давалось с трудом, но сейчас работа идет как по маслу, признается он:

«Выведение саженцев – трудоемкая работа. Надо много часов стоять на коленях и работать глазами. Многие вообще отвыкли работать на земле – ленятся, капризничают, бояться, ждут помощи от кого-то. Я пытался приучить их к новым правилам и порядку. Привыкли уже, хотя и не сразу».

Каждодневный труд и современный подход сделали свое дело – ферма заработала успешно. Сегодня на продукцию небольшого хозяйства Георгий большой спрос. Однако фермер полон новых идей и планов.

«В моем регионе выращиваются, в основном, яблоки. Но сегодня наши яблоки никому нужны. Мировой рынок имеет свои требования, и мы должны думать, что можем предоставить ему, кроме яблок. Например, сейчас большой спрос на миндаль – растет цена на него. А в Грузии миндаль – эндемичное растение. Значит, надо переключаться с яблок на миндаль. Мы можем выращивать и другую продукцию, востребованную на мировом рынке – например, сою, не генномодифицированную, а экологически чистую».

1414860630_mchedlidze-5Сегодня маленькое хозяйство Георгия площадью чуть больше гектара соответствует международным стандартам. Свой успех фермер «нового образца» объясняет так: главное – не бояться новшеств и осваивать современные методы.

«Без этого сельское хозяйство не поднять. Если бы я не научился всему этому в Америке, я бы не смог тут ничего сделать. Во всем мире землю уже не обрабатывают так, как у нас. Земля наша истощилась. Ее надо восстанавливать», – говорит он.

По мнению фермера, Грузия на мировом сельскохозяйственном рынке может занять нишу экологических чистых продуктов, на которые всегда будет спрос. Но поднять сельское хозяйство быстро не получится, предупреждает Георгий, нужно терпение и трудолюбие:

1414860692_mchedlidze-6«Бизнес-проект на бумаге одно, на открытом грунте – другое. Наша проблема в том, что мы хотим прибыль завтра же. Так не получится. Надо осознать, что нужно потратить годы, чтоб получить результат. Главное – научиться работать вместе».

Обходя участок, Георгий замечает работающего на поле человека, подходит к нему и спрашивает, как идут дела. Мужчина улыбается в ответ и поднимает большой палец руки. Провожая меня, хозяин небольшой фермы приглашает в гости на следующий год: «Приезжайте, увидите своими глазами, как вырастет мой миндаль». Георгий уверен: при правильном подходе у Грузии большие возможности развить сельское хозяйство. Он призывает власти уделять этой отрасли больше внимания:

«Мы много сил тратим на бюрократические моменты, а надо дело делать. Грузия – маленькая аграрная страна. Половина нашего населения живет в сельской местности. Если мы правильно начнем работать на земле, она превратится в цветущий край. Ресурсов у нас – уйма, но не хватает знаний. Мы часто приводим в пример Америку, а ее такой сделали американцы. И свою страну мы должны строить сами, не взваливая свою работу на других».

 

Яна Исраэлян, специально для newcaucasus.com

ПОДЕЛИТЬСЯ