Алиреза Тари: если отменят санкции, торговый оборот между Грузией и Ираном вырастет в 5 раз

1445

Ирано-грузинские торговые отношения, инвестиции и экономика, расширение сотрудничества в случае отмены международных санкций против Ирана, визовый режим и связанные с этим проблемы – об этом и многом другом рассказывает в эксклюзивном интервью newcaucasus.com председатель совета учредителей ирано-грузинской палаты Алиреза Тари

– Какие сферы наиболее привлекательны для иранского бизнеса? Как вы оцениваете деятельность иранского бизнеса в Грузии?

– В основном иранские бизнесмены заняты в секторе нефтепродуктов, в частности, реализации дорожного битума. Импорт дорожного битума с Ирана занимает почти 100% грузинского рынка. Также компании заинтересованы сферой строительства и поставкой в Грузию строительных материалов. Иранские бизнесмены большой интерес проявляют к таким секторам, как сельское хозяйство, туризм, промышленность, логистика, и планируют осуществить крупные и средние инвестиционные проекты в этих секторах. Необходимо проделать большую работу.

За прошлый год торговый оборот между Ираном и Грузией достиг почти 200 млн. долларов, но я думаю, что в будущем этот объем должен значительно увеличиться.

Что касается экспорта грузинских товаров, то на первом месте находятся минеральные воды. Также два иранских бизнесмена учредили компании в свободной индустриальной зоне в Поти и планируют открыть там свое производство.

По моему мнению, в Грузии привлекательный инвестиционный климат и благоприятное законодательство. В Грузии очень легко учредить новую компанию и вложить свои деньги в дело. Все это благодаря реформам, которые были проведены в государстве за последние годы.

Я знаю, что правительство Грузии работает над новым законом, который предусматривает льготный визовый режим для бизнес-субъектов.

– В начале июля 2013 года Грузия в одностороннем порядке отменила безвизовый режим с Ираном? Как эти изменения повлияли на деятельность иранского бизнеса в Грузии?

– Усложненный визовый режим, конечно, является препятствием для развития деятельности многих иранских бизнесменов. Это – сдерживающий фактор для осуществления финансовых вложений, а также может стать причиной ухода инвестора с грузинского рынка. Если, к примеру, сравнить с визовым режимом в США, то он намного жестче. Однако, много иранцев проживают в Лос-Анджелесе, а всего в США проживает около 4 млн. иранцев проживают в США . Я лично учредил компанию в США, имея только иранское гражданство.

Сегодня у меня двойное гражданство и я гражданин Грузии и Ирана. У меня нет никаких сложностей при въезде в США.

Что касается проблем, которые существуют у иранских бизнесменов в Грузии, то очень часто вначале им дают право въезда в страну, а потом без всяких на это причин запрещают находиться в стране. Это стало лотореей – кто-то может остаться, а кто-то нет.

Эта проблема должна быть отрегулирована и, я надеюсь, она будет улажена в ближайшее время. Что касается установления визового режима в целом в отношении граждан Ирана, то, конечно же, государственный контроль необходим. У государства должны быть рычаги, с помощью которых оно может узнать кто приезжает в страну. Некоторые иранские граждане заезжали в страну и иногда занимали деньги у иранских бизнесменов для того, чтобы вернуться обратно домой.

– Некоторые грузинские компании были внесены США в “черный список” из-за сотрудничества с Ираном. Что это за компании и почему оказались в “черном списке”?

– Я слышал о ситуации, которая была связана с компанией “Флай Джорджия”, но у меня нет информации об их деятельности. У меня нет фактов, подтверждающих виновность этой компании по поводу ведения незаконной финансовой деятельности. Я считаю, что только иранское происхождение не должно быть фактом преступления. Но всякое нарушение международных норм должно быть наказано.

Существует программа, которая может поставить под сомнение деятельность иранских компаний. Но бизнесмены, которые не имеют отношения к государственному сектору, просто теряют возможность осуществлять свою деятельность. Я думаю, что большая часть этих санкций будет снята, так как Иран и Запад согласились по основным пунктам переговоров.

– Как частичная отмена международных санкций в отношении Ирана сказывается на торговых отношениях между Тегераном и Тбилиси?

– К примеру, были запрещены все перечисления в направлении Ирана. Сейчас эта ситуация не так сложна. И при отмене существующих санкций, объемы торгового оборота между Грузией и Ираном может вырасти в пять раз. Реально иранские компании перечисляют средства через свои дочерние компании, зарегистрированные в тех странах, где к Ирану не предъявлены санкции. К примеру, в Германии много компаний сотрудничают с иранскими бизнесменами.

Все сложности, связанные с санкциями, сказываются на стоимости продаж иранских товаров.

И если бы Иран использовал все свои возможности, то он бы стал одной из ведущих стран мире. К сожалению, из-за неправильной политики сокращаются возможности страны.

– Когда была учреждена Ирано-грузинская торговая палата?

– Ирано-грузинская торговая палата официально была основана в этом году. Главной организацией по содействию развития внешней торговли между Ираном и Грузией станет это новое бизнес-объединение. Устав палаты представляет собой усредненный вариант аналогичного документа ирано-румынской и ирано-китайской торгово-промышленных палат и включает современный механизм управления организацией, который предусматривает защиту интересов бизнес-субъектов.

В прошлом году при организации посольства Ирана было проведено более 10 встреч с бизнесменами обеих стран. Теперь содействовать развитию экономических отношений и установлению коммуникаций между бизнесменами двух стран будет Ирано-грузинская торговая палата.

Учредителями Палаты являются Алиреза Тари, Леван Чиковани, Гоча Цопурашвили, Сеид Маджид Растегар Мокадам Хаджари, Иване Мтвралашвили. В Палате шесть комитетов: энергетический, сельскохозяйственный, торговый, транспортный и туристический.

Палата будет работать над углублением торговых отношений между Ираном и Грузией, что будет содействовать привлечению иранских инвестиций в Грузию. Кстати, некоторые грузинские компании уже работают в Иране, в частности, занимаются добычей золота.

Любое заинтересованное лицо сможет зарегистрироваться в нашей палате. Членский взнос составляет 1200 лари в год.

 

Лика Жоржолиани, специально для newcaucasus.com

Фото newcaucasus.com

ПОДЕЛИТЬСЯ