Азим Садыков: Несмотря на политическую неопределенность, Грузия сохранила доверие инвесторов

1315

Прогнозы МВФ по Грузии, экономическая политика страны и иностранные инвестици, внешний долг и падение курса национальной валюты – об этом и многом другом рассказывает в эксклюзивном интервью newcaucasus.com постоянный представитель Международного валютного фонда в Грузии Азим Садыков.

– Каковы прогнозы роста ВВП в Грузии на 2014 год?

– Прогнозы роста ВВП Грузии за 2013 год, сделанные ранее МВФ, как, и впрочем, другими агентствами и аналитиками, не оправдались. Объяснить это можно тем, что период неопределенности после выборов 2012 года продлился дольше, чем мы предполагали.

Я не хочу забегать вперед, и предварительные показатели все еще могут быть пересмотрены, но мы видим признаки возобновления экономического роста. На основании этого, и на фоне восстановления уверенности и доверия бизнес-сектора, мы ожидаем рост ВВП на 5% в будущем году. Здесь большое значение будут иметь шаги правительства Грузии по дальнейшему улучшению привлекательности инвестиционной среды.

– Как Вы считаете, сможет ли Грузия выполнить те социальные обязательства (расходы на социальные проекты), которые отражены в госбюджете на 2014 год?

– Бюджет 2014 года является продолжением социально-ориентированной политики, проведенной в 2013 году. Социальные расходы в будущем году должны вырасти на 20%, несмотря на то, что в 2014 году государство не берет новых значительных обязательств. Это объяснятся тем, что в 2014 году бюджет должен будет покрыть годовые расходы по программам, введенным в 2013 году. Например, всеобщая медицинская страховка была введена в июле 2013, а пенсии повышены с сентября 2013 года.

Мы в целом поддерживаем социальную ориентацию бюджета 2013-2014 годов, но, как указано в наших предыдущих отчетах, мы полагаем, что социальные программы по мере возможности должны осуществляться в адресном порядке, с нацеливанием на самые бедные и незащищенные слои общества. Необходимо отметить также заметное увеличение фонда заработной платы за 2013 и 2014 года. В 2014 году фонд заработной платы будет почти на 25 процентов выше чем в 2012 году, и это в ситуации очень низкой, близкой к нулю инфляции. Мы изучаем этот рост фонда заработной платы,  насколько он отражает увеличение количества государственных служащих или же рост их заработной платы.

Прогноз роста ВВП, заложенный в бюджете на 2014 год, составляет 5 процентов при 3.5 процентном дефляторе ВВП. Эти цифры в целом соответствуют макроэкономическим прогнозам Международного Валютного Фонда. Бюджет 2014 года предполагает увеличение дефицита до 3.8 процента ВВП (предположительно с 2.5 процента ВВП в 2013 году), но мы продолжаем дискуссии с Министерством финансов по уровню дефицита, соответствующему состоянию экономики. В ходе этих дискуссий мы также обсуждаем планы на непредвиденные обстоятельства. Так, например, если доходы будут выше запланированных в бюджете, мы считаем, что правительство может направить их частично на сокращение дефицита, и частично – на увеличение капитальных расходов, направленных на усиление потенциала роста экономики.

Как вы, наверное, знаете, правительство скоро завершит разработку долгосрочной стратегии развития Грузии. Важным элементом этой стратегии будет среднесрочная фискальная программа, излагающая планирование сокращения бюджетного дефицита в среднесрочном периоде, в то же время сохраняя и улучшая социальные гарантии и обеспечивая необходимый уровень капитальных затрат. Данная программа должна разъяснить меры необходимые для достижения этих целей.

– В 2013 году сократился объем иностранных инвестиций, но это было оценено как результат политических преобразований. Что Вы можете сказать по этому вопросу? 

– Позвольте мне вас немного поправить. Пока, в 2013 году объем прямых иностранных инвестиций, фактически, увеличился, но не намного. В январе-сентябре показатель составил около 700 млн. долларов, что на 20 млн. дол. больше, чем за тот же периода 2012 года. О чем это говорит? Во-первых, реальное снижение инвестиций произошло в 2012 г. (когда иностранные инвестиции опустились с 1.12 млрд. дол. в 2011 г. до 910 млн. дол. в 2012 г.), так как инвесторы заняли выжидательную позицию перед парламентскими выборами 2012 года. Во-вторых, тот факт, что иностранные инвестиции далее не сокращались в 2013 г., несмотря на политическую неопределенность, указывает на доверие со стороны инвесторов в отношении к  Грузии и их оценку потенциала страны.

По нашим оценкам, иностранные инвестиции в этом году, скорее всего, достигнут 6.0-6.5% ВВП. Это неплохой показатель по международным стандартам, но для быстрого роста экономики необходимо больше вливаний, и Грузия в прошлом доказала, что она способна на большее. Долгосрочная стратегия развития Грузии, разрабатываемая правительством, должна послужить сигналом как для местных, так и иностранных инвесторов, что Грузия остается и станет еще более благоприятной страной для развития частного сектора.

– Что касается курса национальной валюты лари – как вы объясняете его падение в отношении доллара и евро, чем это вызвано? Как вы оцениваете работу Национального банка Грузии?

– Национальный Банк Грузии имеет высокопрофессиональный персонал. Мы тесно и продуктивно сотрудничаем. Также отдельно хочу отметить поддержку и уважение независимости Национального Банка Грузии со стороны правительства.

Что касается валютного курса, мы должны учитывать то, что в Грузии – режим плавающего курса. Главная цель монетарной политики Национального банка Грузии, согласно закону о НБГ, поддерживать ценовую устойчивость, то есть стабильную инфляцию. Курс лари по отношению к другим валютам образовывается в условиях рыночных отношений. Если предложение иностранной валюты превышает спрос, лари повышается в цене, в противном случае, его цена (курс) снижается. НБГ может использовать свои резервы для предотвращения чрезмерной неустойчивости курса, но не противостоит структурным изменениям рынка.

Недавнее снижение курса лари по отношению к доллару США составило 4% с конца октября. С начала года, разница между самым высоким и самым низким курсом лари по отношению к доллару США составляет около 6%. Давайте сравним это с другими плавающими валютами. За тот же самый период, та же разница между самым высоким и самым низким курсом по отношению к долл. США, составила для евро 8%, венгерского форинта – 12%, польского злотого – 12%, а российского рубля – на 11%. То есть, нет ничего неординарного в недавних изменениях обменного курса лари.

Хочу еще отметить, что это недавнее послабление лари говорит о том, что, скорее всего, началось возобновление экономической активности. Рост частного потребления и государственных затрат дал импульс импорту, что и повлекло увеличение спроса на иностранную валюту.

– Насколько приемлем размер внешнего долга Грузии, учитывая сегодняшние экономические показатели?

– По данным НБГ, суммарный внешний долг Грузии составляет около 13.5 млрд. дол. США или почти 85% от ВВП. Из этой суммы, 4,5 млрд. приходятся на правительство и НБГ. Поэтому, большая часть внешнего долга, т.е., оставшиеся 9 млрд., является долгом частного сектора – банков и корпораций, из которых 3 млрд. это межфирменный долг.

Если сравнивать со странами Центральной Европы, то внешний долг Грузии достаточно высокий. К примеру, внешний долг Болгарии составляет около 93% от ВВП, Эстонии – 89%, Чехии – 51% и Польши – 70%. Внешний долг Армении не намного ниже, чем в Грузии, и составляет 76%.

Внешний долг является результатом непрерывного дефицита текущих операций, которые отражают дефицит торгового баланса. Для финансирования этих дефицитов, а также покрытия оплат по существующим внешним долгам, Грузия должна полагаться на иностранные вложения: инвестиции и займы. Эта зависимость от внешних источников финансирования делает Грузию уязвимой к риску, что если иностранные вложения временно сократятся, это может повлечь неблагоприятные последствия для экономики. Поэтому, важно проводить политику, направленную на сокращение дефицита текущих операций за среднесрочный период. Это требует реформ, направленных на повышение конкурентоспособности Грузии, чтобы произошел рост экспорта и некоторое импортозамещение.

– Законопроект о конкуренции будет в ближайшее время рассмотрен в парламенте Грузии. Насколько Вы знакомы с этим законопроектом и что думаете об этом? Не думате ли Вы, что часть грузинского рынка контролируется моно- и олигопольными объединениями и этим они ограничивают конкуренцию?

– У меня не было возможности изучить законопроект, и поэтому я не могу высказать мои замечания о нем. Обеспечение свободной конкуренции, начиная с вхождения на рынок и завершая обеспечением равных условий для «игроков» рынка, является необходимым условием для увеличения производительности и обеспечения устойчивого экономического роста в стране. Мы, естественно, слышали истории о том, что на некоторых рынках компании в разный период времени вели недобросовестную игру в целях ограничения конкуренции. В данном случае, антимонопольные власти смогут сыграть позитивную роль в обеспечении так называемого «поля с равными условиями игры».

– Какова роль МВФ в поддержке экономических процессов в Грузии? Каков объем задолженности Грузии перед МВФ?

– Между Грузией и МВФ существует долгосрочное тесное сотрудничество. МВФ готов поддерживать Грузию в проведении устойчивой экономической политики для улучшения благосостояния каждого гражданина Грузии. Мы проводим тесные консультации с правительством и с Национальным Банком Грузии, а также предоставляем техническую поддержку во многих сферах. К тому же, мы оказываем поддержку в рамках двухгодичной программы МВФ. Эта программа истекает в апреле, но очень скоро мы начнем обсуждения с правительством о форме нашего будущего сотрудничества.

Мы будем изучать правительственную стратегию развития Грузии. Мы ожидаем, что эта стратегия определит политику поддержки экономического роста, который основан на развитии частного сектора и является всеобъемлющим, то есть, ведет к увеличению рабочих мест. Частью этой стратегии должны быть меры по повышению устойчивости фискальной и внешнеэкономической политики в среднесрочный период, т.е., сокращение бюджетного дефицита и дефицита текущего счета платежного баланса.

В 2013 г., по состоянию на конец ноября, Грузии осуществила значительные выплаты по основной задолженности к МВФ, выплатив около 325 млн. дол. США. В результате, обязательства Грузии по отношению к МВФ снизились до 420 млн. США.

– Какова тенденция и прогнозы развития экономического роста в регионе?

– Центральная Азия и Кавказ являются одним из самых быстрорастущих регионов за последние 10 лет. Средний ежегодный рост за это время составлял чуть более чем 6%. Эта тенденция скорее сохранится, и мы ожидаем, что за ближайший период рост останется относительно высоким, отражая благоприятные цены на сырье и стабильные денежные переводы из зарубежья.

Из соседей Грузии в 2014 г., экономика Армении возможно вырастет до 5%. Рост в Азербайджане может достичь 5.5%. Экономика Турции – на 3.5%, в то время как в России ожидается подъем роста до 3%.

Пользуясь возможностью, позвольте мне поздравить народ Грузии с праздниками и пожелать мира и процветания в Новом Году.

 

Лика Жоржолиани, специально для newcaucasus.com

Фото из архива А.Садыкова

ПОДЕЛИТЬСЯ