Обзор зарубежной прессы за 29.03.2010

    423

    Обзор зарубежной прессы за 29.03.2010По официальным данным, террористки-смертницы произвели взрывы на двух станциях метро в центре Москвы, убив не менее 35 человек, сообщает американская газета «The New York Times». Возник страх, что мусульманское подполье, действующее на юге России, вновь распространило свою деятельность и на центральные районы страны, пишет корреспондент издания.

    Теракты вызвали панику: люди искали родственников и друзей, власти пытались установить, не запланированы ли новые удары. Московский метрополитен – один из самых протяженных в мире, ежедневно он перевозит 10 миллионов человек, отмечает издание.

    По словам мэра Москвы Юрия Лужкова, теракты были осуществлены двумя смертницами и приурочены к моментам, когда количество жертв должно было стать максимальным. На станции «Лубянка» погибло 23 человека, на «Парке культуры» 12, сообщил Лужков. «Пахло словно бы горелой резиной. Я видел кровь и окровавленную одежду на полу», – рассказал электрик Павел Новиков, сообщивший, что его эвакуировали с «Парка культуры» через 15 минут после взрыва.

    В сетях сотовых операторов возникла перегрузка, на улицах пробки, поскольку люди избегают пользоваться метро, говорится в статье. «Эти теракты – второй крупный случай терроризма на транспорте за последний год», – пишет газета, напоминая о подрыве «Невского экспресса». «The New York Times» отмечает, что женщины-смертницы принимали участие в ряде операций террористов, в том числе в захвате «Норд-оста».

    Обзор зарубежной прессы за 29.03.2010Подписание нового договора о сокращении наступательных вооружений станет «перезагрузкой» двусторонних отношений США и России, однако только-только согласованные документы уже порождают подозрения и по-разному интерпретируются, пишет итальянская газета «Corriere della Sera».

    По мнению Москвы, пишет автор статьи, будущий договор предполагает связь между сокращением наступательных вооружений и возможными американскими инициативами в сфере противоракетной обороны в будущем. «Перед лицом нового и в высшей степени эффективного американского ракетного щита российские наступательные вооружения утратят свою эффективность», – утверждает журналист издания.

    «Помимо ракетного щита, Москва испытывает страх перед новыми наступательными обычными вооружениями, которые разрабатываются в Соединенных Штатах: министр иностранных дел Сергей Лавров упомянул о неядерных вооружениях, которые обладают почти равной мощью с ядерными. Техническое объяснение пришло от Сергея Рогова, директора института США и Канады: «Речь идет об оружии дальнего радиуса действия высочайшей точности с неядерными боеголовками, способными уничтожить любую цель, за исключением сверхзащищенных бункеров, расположенных на большой глубине». Эти новые инструменты не входят в договор, который будет подписан в Праге, подчеркивает издание.

    Обзор зарубежной прессы за 29.03.2010Президент США Барак Обама и его российский коллега Дмитрий Медведев объявили в прошлом году о «перезагрузке» двухсторонних отношений. И вот, констатирует постоянный автор «Die Welt», долгожданные изменения дают о себе знать – 8 апреля планируется подписание нового Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений, на пути которого до последнего момента стояли невыясненные «технические вопросы».

    Как сообщает издание, обе стороны возьмут на себя обязательства по сокращению ядерных боеголовок с 2 200 до 1 500 единиц. Число носителей будет сокращено вдвое. Шаг Москвы и Вашингтона, пишет обозреватель издания, «дает надежду на дальнейшее позитивное развитие двухсторонних отношений, которые хоть и не имеют такого значения для мирового климата, как в эпоху холодной войны, однако до сих пор в зависимости от «направления ветра» могут то накалять, то охлаждать международную атмосферу».

    В заключение автор отмечает, что последнее препятствие еще не преодолено: Москва настаивает на том, чтобы текст договора был принят американским парламентом или чтобы Обама по меньшей мере дал обещание, что это произойдет. В 2002 году русские почувствовали себя униженными, когда Палата представителей Конгресса США не ратифицировала СНВ.

    Обзор зарубежной прессы за 29.03.2010Американо-российское соглашение о ядерном разоружении – это не просто еще одна политическая победа Обамы: основная ценность нового договора в том, что он подтверждает жизнеспособность международного стремления не допустить применения ядерного оружия, пишет в свою очередь испанская «El País». В этом смысле переговоры об ограничении и контроле над ядерными арсеналами двух стран – первый шаг к миру, свободному от ядерного оружия, достижение которого, по убеждению издания, это не мечта, а необходимое условие выживания.

    Новое соглашение, пусть даже ограниченное в плане количества сокращаемых вооружений, имеет принципиальное значение с политической и дипломатической точек зрения, подчеркивает газета. «Было неразумно надеяться, что какая-либо из двух крупнейших ядерных держав пойдет на ослабление своей оборонительной способности как раз тогда, когда некоторые страны стремятся обзавестись ядерным оружием, однако они посылают сигнал, необходимый для обоснования разоружения», – отмечает издание.

    Главными препятствиями на пути к миру без ядерного оружия остаются Иран и Северная Корея, которые не только развивают свои ядерные программы без контроля международного сообщества, но и провоцируют опасения соседей, что может привести к гонке вооружений. Одновременно при пересмотре соглашения о нераспространении встанет вопрос о том, что делать с ядерными державами, не подписавшими его, в частности с Израилем. Рассматривать эту проблему, не затрагивая иранскую ядерную программу, будет непросто, признает «El País».

    Обзор зарубежной прессы за 29.03.2010Освободить Землю от атомной бомбы было мечтой многих людей доброй воли с самого начала ядерной эры, но поведение государств показывает, что в нынешнем мире ядерное оружие не может быть уничтожено, пишет в «The Wall Street Journal» Джек Дэвид, старший научный сотрудник Института Гудзона, который был помощником министра обороны по вопросам борьбы с оружием массового поражения и по переговорной политике в 2004-2006 годах.

    Ядерное оружие нередко используется для запугивания, и стремление стран обладать им усиливается при высоком уровне недоверия и взаимной неприязни, отмечает автор. Однако страны обязаны ядерному оружию и своей защитой. В частности, 31 государство находится под американским «зонтиком» – Соединенные Штаты обязались держать у себя ядерное оружие и использовать его для защиты других.

    Сторонники «ядерного нуля» иногда говорят: если бы США и Россия уничтожили свои ядерные арсеналы, другие страны последовали бы их примеру. Но где свидетельства тому? С 1991 года США в одностороннем порядке стали двигаться к ядерному разоружению, сократили число задействованных ядерных боеголовок с 13 тысяч до 2200 и менее, прекратили ядерные испытания и перестали производить и разрабатывать новые ядерные боеголовки. Однако все эти действия не убедили ни одну из ядерных держав последовать их примеру.

    До тех пор пока одни страны угрожают применением ядерного оружия, у других должен быть ядерный ответ. Даже подозрение в ядерном шантаже требует противовеса, продолжает Джек Дэвид. «Как заявил мне высокопоставленный представитель одного из ближневосточных государств в 2006 году: если Иран разовьет ядерное оружие, кто-нибудь еще в регионе обзаведется ядерным оружием».

    Сторонники «ядерного нуля» утверждают, что строгие меры по верификации помогут бороться с такими подозрениями. Но разве инспекторам МАГАТЭ удалось пресечь реализацию тайных и нелегальных программ в Северной Корее? В Иране? В Ираке?

    Есть более удачные способы сократить вероятность применения ядерного оружия, считает специалист. Резолюция Совета Безопасности ООН 1540, принятая в 2004 году, требует, чтобы страны-члены приняли внутренние законы, запрещающие производство и торговлю ядерными материалами, но многим из них нужна помощь в этом деле. Инициатива по безопасности в борьбе с распространением ОМП, которая призывает к многонациональному сотрудничеству по запрету международных поставок ядерных материалов, имела успех, но она была бы более эффективна при большей финансовой и политической поддержке, отмечает Дэвид.

    Осуществить поддержку эффективных мер было бы проще, если бы мы сосредоточились на проблемах и шагах, имеющих практические последствия, а не только на риторике о «ядерном нуле», заключает автор.

    ПОДЕЛИТЬСЯ