Турция ждет перемен

434

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган впервые за 8 лет провел прямые закрытые переговоры с лидером партии кемалистов (Республиканской Народной Партии) Озгюром Озелем. Очевидно, что поводом для встречи стала ошеломительная победа оппозиции на выборах в органы местного самоуправления. В последний день марта этого года избиратели в старой и новой столицах отдали голоса за представителей РНП – за Экрема Имамоглу в Стамбуле и за Мансура Яваша в Анкаре.

Проблемы с оппозиционными мэрами в Анкаре и Стамбуле для Эрдогана начались еще пять лет назад, когда те же Имамоглу и Яваш выиграли свои первые выборы. Если итоги выборов в Анкаре правящая партия худо-бедно приняла, то в Стамбуле с поражением смириться уже не захотела, и Эрдоган потребовал пересмотреть результаты. Эрдоган тогда заявил, что перевес в 13 тысяч голосов для такого города как Стамбул слишком мал. Несмотря на возражения ЕС и США, ЦИК Турции все-таки назначил новые выборы, которые Имамоглу выиграл уже с результатом в 54% голосов. Позднее, в 2022 году Имамоглу заявил, что повторные выборы были глупостью, за что суд приговорил его к 2 годам тюрьмы, усмотрев в словах мэра оскорбление правительства. Впрочем, Имамоглу выиграл апелляционный суд, доказав, что его слова были ответом на оскорбление со стороны министра внутренних дел, который назвал стамбульского градоначальника дураком.

Во время всего своего срока правления на посту мэра Стамбула Имамоглу сталкивался с противодействием со стороны правительства Эрдогана, которое отказывалось финансировать проекты, инициированных мэрией. Впрочем, это и не вызывало вопросов – Имамоглу является перспективным членом самой старой и авторитетной партии в Турции, которую основал еще Кемаль Ататюрк. А вот Рейджеп Эрдоган начинал свой путь как исламист и состоял в одном из самых консервативных объединений – «Партии благоденствия» (Refah Partisi).

«Это две самые старые партии в Турции. Даже есть поговорка: если исчезнут все партии, то все равно останутся РНП и Refah Partisi», – говорит проживающий в Турции казахский активист, основатель движения «Til Maydani» Куат Ахметов.

Именно от «Партии благоденствия» Эрдоган стал мэром Стамбула в 1994 году, а в 1999 году отсидел 120 дней в тюрьме за «подстрекательство к насилию и религиозной или расовой ненависти».

В 2001 году Эрдоган стал сооснователем «Партии справедливости и развития». И хотя он сам отказывается теперь называть себя исламистом, называя себя консерватором, тем не менее, многие считают его ярым поборником ислама на постах премьер-министра и президента. Например, в 2013 году Великое национальное собрание Турции (парламент) разрешило женщинам-госслужащим носить хиджаб (что было ранее запрещено), а в 2020 году храм Айя-София вопреки завещанию Ататюрка потерял статус музея и вновь стал мечетью…

Почему теряет популярность Эрдоган?

Идя в первый раз на парламентские выборы в 2002 году «Партия справедливости и развития» называла себя проевропейской и прозападной, хотя ее основателями были люди, отколовшиеся от исламских и консервативных партий. На первых порах партия действительно лихо взялась за дело и начала предпринимать энергичные шаги по выведению Турции в число лидеров экономики. Во многом властям помог основоположник движения «Хизмет» Фетхуллах Гюлен, который за десятилетия подготовил в своих школах и институтах целое поколение профессионалов, которые затем заняли ключевые посты в государственных органах.

Гюллен эмигрировал из Турции в 1999 года в США. И несмотря на неоднократные призывы Эрдогана вернуться, предпочел остаться в Америке. Как впоследствии оказалось, это было сделано не зря – в дальнейшем именно Гюлен был объявлен главным врагом Эрдогана.

Как отмечает турецкий правозащитник Гюналь Курсун, все началось меняться в 2006 году.

«Турция успешно имплементировала все рекомендации Евросоюза и двигалась к членству в ЕС. Но в 2006 году начались критические изменения в стране. Так, ЕС отметил негативные тенденции в сфере защиты прав человека», – говорит Гюналь Курсун.

По словам Курсуна, Эрдоган так или иначе сосредоточил в своих руках контроль над полицией, министерством юстиции, прокуратурой, да и в целом над правительством.

Переломным для Эрдогана стал 2013 год, когда он решил построить на площади Таксим в Стамбуле мечеть. Многие жители Стамбула тогда вышли на бессрочный митинг, требуя сохранить зеленую зону на месте строительства. И несмотря на применение полицией силы, митинги длились несколько дней.

Затем на Эрдогана и членов его партии посыпались компрометирующие документы – кто-то слил в СМИ аудиозаписи переговоров его дочери, занимавшей пост советника, в котором она отдавала указания фермам троллей, работавшим на правительство.

По результатам расследования три министра вынуждены были уйти в отставку. Однако, вопреки ожиданиям, дело обернулось не раскрытием сенсационных дел по коррупции, а уголовным преследованием более 100 офицеров полиции, которые вели это расследование.

Тем не менее, несмотря на многодневный митинг и коррупционный скандал, Эрдоган оставался настолько популярным, что во время попытки государственного переворота в 2016 году в его защиту против военных вышли жители Стамбула и Анкары. В общей сложности тогда погибло около 90 мирных жителей, выступавших за Эрдогана, и 104 путчиста.

На референдуме 2017 года население поддержало конституционные поправки, предложенные Эрдоганом. Эрдоган добился того, что Турция стала президентской, а не президентско-парламентской страной.

Интересно, что этнические черкесы, проживающие в Турции, вышли в защиту Эрдогана в 2016 году, а в 2017 большинство из них проголосовало за поправки в Конституцию. По словам самих черкесов, они были воодушевлены тем, что при Эрдогане был принят закон, вводивший уроки черкесского языка в школах тех регионов, где проживают черкесы.

Но в то же самое время те же самые черкесы уже в марте 2024 года голосовали уже за Экрема Имамоглу. Во многом это объясняется тем, что в Имамоглу не единожды демонстрировал свою заинтересованность в установлении добрых контактов с черкесской диаспорой. Так, например, будучи еще мэром стамбульского пригорода Бейликдюзю, он передал одно из публичных зданий в собственность черкесского культурного центра местной диаспоре, а в июне 2022 года предоставил черкесам зал в Стамбуле для проведения международной черкесской конференции, а за месяц до выборов провел Фестиваль Кавказской Культуры, который длился пять дней.

Снискал Имамоглу также и симпатии курдов, которые по различным данным, составляют до 40% населения Стамбула. В частности, Имамоглу устроил курсы курдского языка для всех стамбульских курдов, а также добился отмены запрета на курдское издание пьесы «Фанфары и малина» итальянского драматурга Дарио Фо.

Неудивительно, что избирательная кампания на муниципальных выборах 31 марта 2024 года стала для Эрдогана этакой «сталинградской битвой». Он выдвинул в качестве кандидата на пост мэра Стамбула бывшего министра окружающей среды и урбанизации Мурата Курума, чья популярность возросла во время землетрясения в феврале 2023 года. Тогда Курум мелькал в СМИ, поскольку именно на его ведомстве лежала задача по борьбе с последствиями стихийного бедствия.

Курума поддерживали как могли – на встречах с избирателями его сопровождали и министр обороны Яшар Гюлер, и министр иностранных дел Хакан Фидан – очень влиятельная личность, на счету которой руководство и реформирование главной спецслужбы страны MIT, и, конечно же, сам Эрдоган. Избирателям в Стамбуле обещали надбавку к пенсиям, льготный проезд в общественном транспорте, строительство новых домов для приобретения на льготных условиях и т.д. Эрдоган начал строительство новой подземной транспортной линии под проливом Босфор, которая должна связать восточную часть Стамбула с западной, однако, чтобы подчеркнуть непричастность Имамоглу к этому проекту, Эрдоган не употреблял термин «метро». Вместо надписи «метро» на входах в новую подземку будет надпись «министерство транспорта».

То, что народ готовился к победе Имамоглу, было видно по площади Таксим накануне выборов, 30 марта, куда приходило много людей, многие приносили красные гвоздики.

«Имамоглу – продолжатель дела Мустафы Кемаля. Он вернет Турцию к идеалам республиканского правления», – объяснил мне активность людей на площади Таксим молодой человек.

Как говорит Куат Ахметов, недовольство Эрдоганом зрело уже давно, однако причиной победы Имамоглу стали не нарушения прав человека со стороны властей и не улучшение связей между нацменьшинствами с НРП, а ухудшение экономической ситуации в стране.

«В Турции очень высокая инфляция. За три года курс лиры упал в несколько раз. Поэтому даже консервативные избиратели не захотели голосовать за ставленников Эрдогана», – говорит Куат Ахметов.

При этом, как отмечает Ахметов, Эрдогана нельзя назвать однозначно провалившимся политиком.

«В Турции он пользуется популярностью особенно после 2020 года – когда турецкие беспилотники «Байрактар» помогли Азербайджану освободить территории в Карабахе. Все знают, что совладелец производителя беспилотников Сельчук Байрактар – зять Эрдогана. Во время войны в Украине, где также были успешно использованы «Байрактары», популярность президента опять выросла», – говорит Куат Ахметов.

Также Ахметов отмечает, что многие турки считают, что Эрдоган умело маневрирует в вопросах российско-украинской войны.

«Многие в Турции считают, что война в Украине – столкновение России и США. И то, что Турция не ввязалась в войну ни на одной стороне, но сохранила при этом свой авторитет возможного переговорщика, избиратели, конечно, засчитывают в плюс Эрдогану. Однако финансовые проблемы испытывает большинство домохозяйств, и желание перемен вполне понятно», – говорит Куат Ахметов.

Кроме Стамбула, оппозиционные кандидаты выиграли и в других больших городах. И, увидев волю большинства электората, Эрдоган понял, что с оппозицией лучше начать договариваться.

Казалось бы, о чем Эрдогану говорить с оппозицией? Он ранее уже заявил о том, что собирается уходить из политики. На самом деле поводов для «переговоров» у Эрдогана достаточно много. Прежде всего, стоит учесть, что если в 2028 году оппозиция получит пост президента, то она начнет масштабные коррупционные расследования. А помимо компромата, который Эрдоган замял в 2013-2014 годах, есть еще и другие истории, которые рассказал в соцсетях криминальный авторитет Седат Пекер. В частности, он обвинил Толгу Агара, сына бывшего министра внутренних дел Мехмета Агара, в изнасиловании и убийстве казахской студентки Елданы Кахарман. Он также заявил о роли Мехмета Агара в убийстве Кутлу Адалы – турка-киприота, выступавшего против оккупации Турцией части острова, и об участии Агара вместе с сыном бывшего премьер-министра Бинали Йылдырыма в международной схеме незаконного оборота наркотиков. А главное – он рассказал о поставках оружия «Джебхат Ан-Нусра» в Сирии, организованные бывшим советником президента Аднаном Танриверди.

Хотя Эрдоган запретил проводить расследования утверждений Пекера, тем не менее при смене власти, скорее всего, эти дела будут пересмотрены.

Кроме обвинений в коррупции Эрдоган также опасается и за политическое будущее своей семьи и близких ему людей. Ожидается, что в 2028 году кандидатом на пост президента от ПСР станет либо зять Эрдогана – Сельчук Эрдоган, либо министр иностранных дел Хакан Фидан. Сложно спрогнозировать итоги этих выборов, но Эрдоган всячески попытается заранее обезопасить свой ближний круг.

Лидер РНП Озгюр Озель не хочет, чтобы смена власти прошла по жесткому сценарию, при котором уходящая партия попыталась бы защититься силовыми способами от возможных разоблачений. Вполне вероятно, что по крайней мере в течение четырех лет, оставшихся до выборов, будут обсуждаться условия передачи власти. Однако, не стоит расслабляться – Эрдоган продолжает вести активную борьбу с политическими оппонентами. В частности, только за прошлый год было проведено 19756 операций против «Курдской рабочей партии», задержан 721 человек, объявленных боевиками. Активно ведутся мероприятия и против движения «Хизмет». 14 февраля этого года Гюлен на своем сайте опубликовал видеозапись, где он читает стихи. И тут же последовал комментарий контр-адмирала в отставке Джихад Яйджи, который заявил, что это завуалированный призыв Гюлена к своим сторонникам взять под контроль власть в Турции. Начиная с января этого года в Турции было задержано несколько сотен человек, обвиненных в связях с «Хизмет», в прошлом году – более 8 тысяч. И не исключено, что Эрдоган может рано или поздно обвинить республиканцев и Имамоглу в связях с гюленистами…

Беслан Кмузов, специально для newcaucasus.com

Фото Б.Кмузова