Обзор зарубежной прессы за 05.04.2010

    411

    Обзор зарубежной прессы за 05.04.2010Проблема терроризма требует долговременной, связной стратегии, но российская система жесткого государственного управления, не подотчетного обществу, является помехой для стратегического мышления, считает обозреватель «The Washington Post». Так, мирное соглашение с Чечней от 1996 года свидетельствовало о слабости России, и преступления продолжились. Путин счел, что выход – в новой войне, но она «повлекла за собой новые зверства, еще большее ожесточение, а в России в целом – рост ксенофобии в отношении «кавказцев».

    По мнению автора статьи, к середине 2000-х годов в Чечне отпала проблема сепаратизма, но стала назревать новая – взлет популярности радикального ислама, который наблюдается по всему Северному Кавказу. Несколько лет назад Кремль изменил тактику – поставил у власти промосковских лидеров и свел миссию федерального центра к выделению средств и периодическим антитеррористическим операциям.

    При этом Кремль закрывал глаза на диверсии, взрывы и убийства милиционеров и местных чиновников, игнорировал жестокие методы местных руководителей, утверждает автор. Предполагалось: пока насилие изолировано в пределах Северного Кавказа, остальная Россия остается в относительной безопасности. Но теракты на прошлой неделе высветили, насколько ошибочна и близорука эта политика.

    Правительство и население должны обращаться с уроженцами Северного Кавказа как с соотечественниками, необходимо улучшить обеспечение безопасности и эффективность контртеррористических мер, рекомендует обозреватель издания. Масштабные силовые действия создадут лишь новый замкнутый круг карательных мер и мести. Автор приветствует призыв президента Медведева к борьбе с коррупцией на Северном Кавказе. Однако коррупция – сама ткань «российской системы государственного управления, опирающейся на политическую монополию и неподотчетность гражданам», – считает «The Washington Post», призывая к системным реформам.

    Обзор зарубежной прессы за 05.04.2010Две террористки-смертницы, устроившие теракты в московском метро, действительно оказались «черными вдовами» из Дагестана. В ходе неожиданного визита в регион президент Дмитрий Медведев потребовал применять «более эффективные, более жесткие, более жестокие» средства для борьбы с «подонками». Как отмечает швейцарская газета «Tribune de Genève», шок от взрывов и слова главы государства и премьер-министра усиливают ощутимую напряженность в Москве.

    В городе и особенно в метро стало гораздо больше представителей правоохранительных органов, большинство милиционеров экипированы минидетекторами взрывчатки для проверки подозрительных лиц. По признанию корреспондента издания, «среди тех, кого останавливают милиционеры, регулярно обвиняемые в расизме, в первую очередь – россияне кавказского происхождения, которых легко узнать по более смуглой коже, густым волосам и бровям, платкам у женщин».

    На этой неделе в метро пассажиры дважды выгоняли из вагона женщин в платках. «Страх вызывают те, кого «белые» русские называют «черными»: женщины-мусульманки, считающиеся потенциальными террористками», – пишет «Tribune de Genève».

    «Спустя неделю после двойного теракта в Москве сохраняется напряженная обстановка. Жители, постоянно пользующиеся метрополитеном, избегают красной линии метро, где произошли взрывы, другие вообще предпочитают не пользоваться общественным транспортом», – отмечает швейцарское издание.

    Обзор зарубежной прессы за 05.04.2010После того как ответственность за взрывы в московском метро взял на себя «эмир Кавказа» и кавказское происхождение двух террористок-самоубийц уже не подлежит сомнению, москвичи кавказского происхождения и проживающие в российской столице мусульмане опасаются стать жертвами ксенофобии, ставшей ответом на теракты, отмечает другая швейцарская газета – «Le Temps». По данным российских СМИ, за прошлую неделю в Москве как минимум три человека «неславянской внешности» подверглись агрессии со стороны москвичей.

    Нажиться на трагедии в метро пытаются ультранационалистические движения, продолжает корреспондент. Так, ДПНИ выступает за «очистку» Москвы и области от выходцев с Кавказа под предлогом «лечения исламистской инфекции». По признанию директора центра «СОВА» Александра Верховского, «ограничение въезда кавказцев в Москву – одна их основных тем, которые развивают ультраправые движения в последнее время», пишет газета со ссылкой на высказывания эксперта в эфире радиостанции «Эхо Москвы».

    Имам московской соборной мечети Ислам обеспокоен последними событиями, особенно тем, что российские СМИ «валят в одну кучу» мусульман и террористов. «Пресса должна прекратить называть их «шахидами» (мучениками), это просто преступники», – подчеркнул имам.

    «Обстановка для выходцев с Кавказа складывается очень сложная. Милиционеры в метро проверяют документы только у пассажиров со смуглой кожей, а сумки обыскивают только у женщин с \”кавказской внешностью», – констатирует газета. Некоторые прихожане другой московской мечети, в Замоскворечье, не скрывают озабоченности. «Моя жена носит покрывало, и я боюсь отпускать ее на улицу: мне кажется, что на нее все смотрят», – приводит «Le Temps» слова одного из прихожан.

    Обзор зарубежной прессы за 05.04.2010Пассажиры московского метро нервно косятся друг на друга и мысленно проклинают терроризм, пишет сегодня «The New York Times». «Только не ждите, что они взвалят вину на Владимира Владимировича Путина, – замечает корреспондент. – Терроризм и неспокойная обстановка в преимущественно мусульманских регионах России давно влекут за собой лишь укрепление позиций Путина».

    По мнению автора статьи, Путин использует конфликты, чтобы создать себе образ бойца, который готов почти на все ради защиты населения от фанатиков. Неудачи в войне с террором приписывают подчиненным, но не самому начальнику, пишет автор, ссылаясь на российскую народную мудрость: «Царь хороший, бояре плохие». Поэтому по телевизору часто показывают, как Путин публично читает нотации чиновникам.

    Язык распоряжений Путина, зачастую грубоватый, также импонирует россиянам. Конечно, в кризисные периоды руководители всех стран тоже прибегают к резким выражениям. Но Буш недавно заметил, что его призыв взять бен Ладена живым или мертвым был неверным сигналом для людей. «Путин таких опасений, видимо, не испытывает», – полагает автор, добавляя, что ему нетрудно приглушить критику своей политики на Кавказе еще и потому, что Кремль контролирует основные телеканалы.

    «Путин склонен использовать терроризм и как резон для ужесточения власти над государственными структурами», – пишет газета, напоминая об отмене выборов губернаторов в 2004 году. Теперь встал вопрос, приостановит ли Путин крайне робкие шаги в сторону либерализации, продвигаемые его протеже, президентом Медведевым. Но если теракты в крупных городах продолжатся, Путину будет труднее нейтрализовать скептическую оценку его действий. «И все же не кажется, что он сильно тревожится», – замечает «The New York Times», упоминая о недавнем визите премьера РФ в Венесуэлу.

    Обзор зарубежной прессы за 05.04.2010Дженнет Абдурахманова – по версии следствия, одна из смертниц, которые 29 марта совершили теракт в московском метро, – стала лицом исламистского терроризма в России, пишет британская «The Financial Times». «Она и ее муж Умалат Магомедов были рядовыми бойцами таинственной группировки «Кавказский эмират», которая в среду взяла на себя ответственность за взрывы», – поясняет корреспондент издания.

    «Кавказский эмират», подобно «Аль-Каиде» и другим исламистским террористическим группировкам – не сколько организация, столько бренд, обозначающий рыхлое движение автономных полевых командиров, которых мало что объединяет, кроме идеологии и ненависти, полагает издание. Его лидер Доку Умаров, по слухам, скрывается в лесистой горной местности на границе Чечни и Дагестана. «Он заявляет, что его цель – освобождение всего Северного Кавказа из-под власти России и создание исламского халифата», – пишет газета.

    По мнению спецслужб, исполнительницы терактов были завербованы по интернету, а подготовку прошли в Дагестане у границы с Чечней, отмечает газета. По словам российских официальных лиц, обе женщины обучались в батальоне смертников, организованном идеологом террористов Александром Тихомировым, он же Саид Бурятский. Умаров воюет с российскими властями еще с первой чеченской войны, он один из тех, кто продолжал бои после примирения чеченцев при президенте Ахмаде Кадырове с Москвой, утверждает издание. Отец, жена и сын Умарова были похищены российскими силами в 2005 году и пропали без вести. Вскоре после этого Умаров создал «Кавказский эмират», привлекая чеченских сепаратистов и радикальных исламистов. Они перешли от национализма к утверждениям, что у ислама нет национальности.

    «По утверждениям российских властей, Умарова финансируют в основном из-за рубежа – это делают ближневосточные сочувствующие исламизму и дружественные разведслужбы, которые хотят спровоцировать смуту в России», – пишет «The Financial Times». Насколько велика реальная власть Умарова, неясно, полагают специалисты.

    Обзор зарубежной прессы за 05.04.2010Схватка людей Доку Умарова с российским спецназом, произошедшая в феврале на границе Чечни с Ингушетией, стала показательным моментом нарастающего конфликта, кульминацией которого явились взрывы в московском метро на прошлой неделе, утверждает «The Sunday Times».

    По версии российского руководства, уничтожение 18 террористов в тот день нанесло ущерб отрядам Умарова. «Умаров заострил внимание на другой стороне этой истории: несколько юношей, которые собирали неподалеку черемшу, получили ножевые ранения, были расстреляны в упор и нашпигованы пулями после того, как их приняли за его сторонников», – пишет корреспондент газеты. Спустя шесть недель прогремели взрывы в московском метро, а вскоре Умаров объявил их местью за убийство мирных жителей и пообещал новые теракты.

    В период второй чеченской войны Умаров стал одним из самых влиятельных полевых командиров, но он не разделял мнение Басаева, что простых россиян можно атаковать, утверждает автор. По данным автора статьи, Умаров возглавил движение мятежников в 2006 году, после гибели Басаева и его преемника. Как признается сам Умаров, накануне первой чеченской войны он даже не умел молиться. Но в 2007 году он отбросил идеологию борьбы за независимость Чечни и провозгласил себя лидером «Кавказского эмирата», говорится в статье. При этом Умаров распространил свое влияние на Дагестан и Ингушетию, а в прошлом году возродил бригаду террористов-смертников, распущенную после гибели Басаева, и объявил, что переменил отношение к ударам по простым людям.

    «Новая тактика Умарова, возможно, указывает на влияние арабских боевиков, близких к «Аль-Каиде». Аналитики предполагают, что он хочет получить дополнительное финансирование от арабских экстремистских организаций», – говорится в статье. Поддержку Умарову уже выразил шейх Абу Мохаммад аль-Макдиси, иорданец, которого американская разведка считает наставником джихадистов. По словам источников в спецслужбах, для уничтожения Умарова выслана группа сотрудников ФСБ. Кремль опасается, что он замышляет массовый захват заложников вроде того, за который когда-то сам осуждал Басаева. По сведениям издания, на вопрос, есть ли у Умарова такие планы, он недавно ответил: «Если на то будет воля Аллаха. У Шамиля Басаева не было возможностей, которые сейчас есть у меня».

    ПОДЕЛИТЬСЯ