Обзор зарубежной прессы за 06.04.2010

    411

    Обзор зарубежной прессы за 06.04.2010Пять терактов за одну неделю унесли жизни без малого 60 человек и глубоко потрясли россиян, пишет «The Christian Science Monitor». Некоторые эксперты опасаются, что сеть инсургентов-исламистов под руководством Доку Умарова готовит новую волну ударов по Центральной России, сообщает корреспондент издания. «По мнению экспертов, Умаров, ветеран двух чеченских войн, восстановил инфраструктуру инсургентов и наладил связи с единомышленниками, мятежниками-исламистами на Северном Кавказе. Исламистских повстанцев будет, возможно, труднее усмирить, чем чеченских националистов», – говорится в статье.

    Президент Медведев в ходе визита в Дагестан призвал наказать террористов, а также попросил местных мусульманских священнослужителей отвернуться от инсургентов и изгнать их из общин, сообщает газета. Ранее эксперты похвалили Медведева за создание Северо-Кавказского округа и назначение его главой Александра Хлопонина. Эксперты сочли это знаком, что Кремль признал отказ от грубой силы для сдерживания мятежников и предписал Хлопонину проводить более тонкую стратегию, включающую экономические инвестиции. По мнению Николая Петрова из московского Carnegie Center, возможности Медведева в данной ситуации крайне ограничены. «Ему было нужно выказать жесткость и решительность, но он одновременно хочет избежать эскалации событий на Северном Кавказе», – сказал эксперт.

    На взгляд издания, в Дагестане перспективы мрачные: уровень безработицы среди мужчин – около 80%, население, согласно соцопросам, практически не поддерживает местных лидеров, назначенных Кремлем.

    «Две смертницы, которые на прошлой неделе совершили теракты в московском метро, также, возможно, родом из Дагестана», – пишет газета. Одну из них российские власти идентифицировали как Джаннет Абдурахманову, вдову убитого командира дагестанских мятежников. В другой некий Расул Магомедов, как он сообщил «Новой Газете», узнал свою дочь Мариам Шарипову, учительницу из дагестанского села.

    «Воспользуется ли Кремль терактами как предлогом для ограничения общественных дискуссий?» – вопрошает газета. Недавно Грызлов раскритиковал освещение московских терактов газетами «Ведомости» и «Московский Комсомолец», заявив, что эти издания принимают сторону боевиков вместо того, чтобы выступать единым фронтом с властями. «Возможно, Кремль в ситуации, когда выбор у него невелик, решил прекратить дискуссии о политических реформах и надавить на СМИ, превратив их в козла отпущения», – предполагает Петров.

    Обзор зарубежной прессы за 06.04.2010Российские спецслужбы объявляли о его ликвидации уже 7 раз, однако всегда эти сообщения оказывались преждевременными: лидер чеченских боевиков Доку Умаров находится в бегах уже 20 лет – говорят, он скрывается в непроходимых горных лесах Северного Кавказа, пишет немецкая газета «Der Tagesspiegel».

    Умаров брал на себя ответственность за все крупные теракты последнего времени в России – не стал исключением и двойной теракт в московском метро, совершенный неделю назад. Вообще, замечает автор публикации, Умаров избегает публичных заявлений. Об идейных взглядах главы сепаратистов можно судить по единственному задокументированному заявлению Умарова, в котором он говорит о том, что его возмущает позиция отдельных правоверных, которые считают врагами лишь тех неверных, кто на них напал. «Наш враг – не только Россия, но и все, кто ведет войну против ислама».

    При этом, отмечает журналист издания, стратегия Умарова вполне очевидна: он хочет объединить кавказские республики, такие как Чечня, Ингушетия и Дагестан, общей целью введения на Северном Кавкзае законов шариата. Как констатирует в заключение автор статьи, объявлением «священной войны Кремлю» Умаров заставил отвернуться от себя появившихся было за границей сторонников национальной эмансипации кавказцев.

    Обзор зарубежной прессы за 06.04.201026-летняя Лилия Пайзулаева теперь нервничает в метро, сторонится толпы и милиционеров, но боится она не террористов, а того, что ее саму примут за террористку, повествует корреспондент «The New York Times». «Женщины с Кавказа, особенно уроженки Чечни, говорят, что опасаются возрождения произвольных арестов, ксенофобских нападений и открытой враждебности – всего того, с чем многие столкнулись после сходных терактов в прошлом», – пишет автор.

    Пайзулаева, уроженка Грозного, в 1995 году бежала вместе со своими родственниками в Москву. «Я одеваюсь как местная, но мне кажется, что в метро на меня кто-нибудь может напасть», – жалуется она. По данным газеты, уже есть сообщения о фактах нападений на уроженцев Кавказа в порядке мести. «На прошлой неделе в метро произошла ссора: группа пассажиров настаивала на том, чтобы осмотреть сумки нескольких людей, внешне похожих на кавказцев», – пишет издание, опираясь на информацию центра «Сова». С терактами смертников часто ассоциируются женщины с Кавказа, особенно чеченки.

    Пайзулаева учится на журфаке престижного московского университета и, по ее словам, теперь считает Москву родным городом. Однако год назад на нее в метро напал мужчина и схватил за горло с криком: «Чеченка!». Ей удалось вырваться. По ее словам, даже некоторые знакомые по университету относятся к ней настороженно.

    «Российское руководство, по-видимому, пытается оттеснить на задний план этническую составляющую терактов», – пишет газета. По данным издания, президент Медведев отчитал чиновников и журналистов за то, что они говорят об уроженцах Кавказа точно об иностранцах. «Но это не помешало чиновникам более низкого ранга призывать к более жестким мерам безопасности, направленным напрямую на уроженцев Кавказа», – отмечает «The New York Times».

    Обзор зарубежной прессы за 06.04.2010Тандем, который правит Россией, гармоничен в своей главной стратегии и негармоничен в своем просчитанном тактическом подходе, считает итальянская газета «La Stampa».

    Быть может, со временем, с обострением проблем нынешнему двоевластию, пусть даже спланированному и продуманному Путиным, все же суждено стать конфликтным? «Иными словами: противоречивые и пока не расшифрованные действия двух персонажей четко продуманы или, скорее всего, являются проявлением все менее скрываемых физиологических разногласий?» – задается вопросом издание. События последних дней марта (взрывы в московском метро, телефонная беседа между Медведевым и Обамой по ядерному разоружению, визит Путина в Каракас), продемонстрировавшие наличие серьезных расхождений во мнениях между двумя лидерами, не поддаются мгновенному и убедительному объяснению.

    Автор статьи предлагает проанализировать эти разногласия. «Что предполагает соглашение, заключенное по телефону российским и американским президентами? Они, или кто-то вместо них, должны подписать в Праге 8 апреля обновленный договор СНВ по взаимному сокращению ядерных боеголовок, доведя их до уровня 1 550 единиц, как для арсенала Москвы, так и для арсенала Вашингтона. Но истинная, в большей степени политическая, чем стратегическая суть нового компромисса между двумя супердержавами должна содержать четкое предупреждение против атомного распространения, главным нарушителем которого сегодня является Иран», – пишет издание. Если Тегерану удастся получить атомную бомбу, то появится очень много стран, которые также захотят обладать ядерным оружием. При этом речь идет не только о мусульманских странах. И Медведеву придется стать гарантом нераспространения с русской стороны, как и Обаме – с американской, подчеркивает автор статьи.

    В эту картину совершенно не вписываются заявления и шаги российского премьера Путина: они резко контрастируют, если не сказать идут вразрез, с атмосферой разрядки, созданию которой способствовал президент Медведев в отношении Америки. В столице Венесуэлы премьер Путин подписал с диктатором Чавесом около трех десятков договоров, основал совместное нефтяное предприятие. Но самая симптоматичная фраза не вошла в протоколы, она была произнесена Чавесом в ходе пресс-конференции: «Мы не будем делать атомную бомбу, но мы при содействии Москвы будем развивать ядерную энергию для мирных целей».

    По мнению автора статьи, эти слова воспринимаются в противоположном смысле. Получается, что через Чавеса Путин самым непонятным образом, после терактов в Москве, позиционирует себя рядом с Ахмадинежадом, очень близко подошедшим к созданию бомбы и, вне всякого сомнения, не враждебным по отношению к исламским шахидам, пишет автор.

    Так на чьей же стороне Медведев? Он – бумажный голубь или маскирующийся до времени тигр? «И на данном этапе, принимая во внимание, что Путин отпускает его в Прагу, как он сможет объяснить или оправдать резкие перепады в российской политике перед лицом чистосердечного и утопического Барака Обамы?» – задается очередным вопросом «La Stampa».

    Обзор зарубежной прессы за 06.04.2010Немецкая газета «Süddeutsche Zeitung» публикует интервью с известным российским экономистом Сергеем Гуриевым, в котором он рассказывает о состоянии российской демократии и перспективах ее развития.

    Экономика и политика неразделимы. Российская экономика зависит от ресурсов, которым она многим обязана. Политическая элита заинтересована скорее в сохранении статус-кво, чем в создании условий для будущего благоденствия, утверждает Гуриев. Тем не менее, стране нужны дееспособные суды, гарантии прав собственности, некоррумпированные чиновники, механизмы контроля над властью.

    Достичь этого можно двумя путями, продолжает эксперт. Первый: власть допускает большую свободу слова и снимает ограничения для оппозиционных партий. Шагом вперед станут уже свободные и прямые выборы губернаторов. Второй путь: власть теряет контроль над развитием событий, потому что не может дать денег всем нуждающимся. Тогда возможна демократизация снизу.

    Путин, будучи президентом, разгромил оппозицию, ограничил свободу слова, упразднил выборы губернаторов. Демократии в стране сейчас определенно меньше, чем раньше, говорит Гуриев. С другой стороны, многие россияне считают, что твердая рука эффективнее демократии, потому что демократию они отождествляют с 1990-ми годами, тяжелым временем.

    Россия, полагает Гуриев, слишком велика, чтобы можно было управлять ею исключительно сверху. Необходима децентрализация власти, передача ее в регионы, города, на предприятия. И не нужно противопоставлять стабильность и демократию, поскольку «в условиях демократии правила игры стабильны», подчеркивает он.

    ПОДЕЛИТЬСЯ