Демури Гиорхелидзе: 2014 год будет проблемным для экономики Грузии

1354

Новая политическая ситуация в Грузии, смена президента и премьер-министра, поставки грузинской продукции в Россию, зона свободной торговли с Евросоюзом, наступил или нет экономический кризис в стране – об этих и других темах говорит в эксклюзивном интервьюnewcaucasus.com эксперт по вопросам экономики Демури Гиорхелидзе.

– У Грузии новый президент и новый премьер-министр. На ваш взгляд, способен ли этот тандем эффективно решить проблемы, стоящие перед страной?

– Сейчас в стране сложилась совершенно новая политическая ситуация. С политической сцены ушли вожди в лице лидеров прошлой правящей власти, которые управляли все эти годы и оставили после себя плачевные результаты. Я думаю, что впервые мы стоим перед тем фактом, когда премьер-министр и президент – это обычные люди и мы оцениваем их деятельность по их заслугам перед обществом.

Пока говорить о том, что сможет сделать этот тандем, рановато. Мы не знакомы с их взглядами на внутреннюю и внешнюю политику страны.

До нынешнего периода у нас существовало довольно примитивное представление о внешней политике. Мы стремимся к евроинтеграции и в НАТО, но это только часть внешней политики, сегодня у нас множество проблем. Реально отсутствует политика с соседними странами, с Востоком, Севером и Югом.

Что касается Бидзины Иванишвили, то он выполнил свою историческую миссию. Он способствовал передаче власти, которая считала себя абсолютно неделимой, власти, которая дошла до самодурства.

Бидзина Иванишвили не создавал эти настроения в народе, эти настроения создавали прежние власти. Нельзя преувеличивать роль Иванишвили, но нельзя и преуменьшать ее. Грузинский народ любой ценой избавился бы от этой власти, так как прошлое правительство вело страну в непредсказуемом направлении, которое ничего хорошого не сулило грузинскому народу.

– Представители прошлых властей Грузии утверждают, что в стране наступил экономический кризис, нынешнее правительство же уверяет: нет поводов для беспокойства. Как вы оцениваете ситуацию в экономике Грузии?

– На данный момент нет экономического кризиса, а существует снижение темпов роста Внутреннего валового продукта (ВВП).

В этом году рост ВВП увеличится на 2% и составит около 26-28 млн. лари (15-16 млн. долларов США). Хотя по предварительным прогнозам планировалось достичь показателя роста ВВП в размере 6%. С начала года я не раз говорил, что экономической рост не может быть выше 3%.

Главной причиной тому является существующая низкая экономическая активность. Пока новая власть не смогла перестроить экономическую политику в том направлении, чтобы содействовать развитию малого и среднего бизнеса, а также увеличению доступности к финансовым ресурсам тем экономическим субъектам, которые предлагают успешные проекты.

Конечно, перестраивание экономической политики вызвало падение роста, но власти должны были пойти на этот спад, иначе не перестроить тупиковую политику прошлого правительства. Экономика на 80% основана на импорте, страна деиндустриализирована.

Самое сложное для правительства – осознать и понять системный кризис в стране. Не эффективны государственные институты. Сегодня правительство готово развивать человеческий капитал.

Посмотрим, насколько системно и продуманно будет действовать новое правительство. Могу сказать, что 2014 год станет проблемным годом, потому что прорыва в экономике не будет.

Согласно проекту госбюджета на 2014 год, пока нет изменений в бюджетной и налоговой политике, в направлении государственных программ.

Посмотрим, как использует нынешнее правительство 2014 год для того, чтобы подготовить страну для более устойчивого роста экономики в 2015 году.

В 2013 году новое правительство приложило усилия в этом направлении, активно внедряя инициированные им проекты.

Однако, в целом, видение было некомплексным. Отдельные министры действовали по собственной инициативе, на то было указание со стороны премьер-министра, не было продуманных совместных действий.

Естественно, если ты планируешь доходы из расчета роста экономика на 6 процентов и получаешь два процента, то ты не доберешь налогов. Когда сотни тысяч желающих получить работу находятся в ее поисках, говорить об экономическом росте не приходится.

Что касается ситуации при прошлом правительстве, то она была парадоксальна – при росте ВВП, параллельно сокращались рабочие места. Это и есть та пагубная ситуация в экономике, на которую опирается сегодня политическая оппозиция нынешних властей.

– Политические оппоненты коалиции «Грузинская мечта» обвиняют нынешнее правительство в замораживании строительства крупных проектов и отпугивании инвесторов. Строительство каких проектов действительно было остановлено и что стало тому причиной?

– Представители предыдущих властей хотели, чтобы новая власть поддерживала инфраструктурные проекты. Один из нашумевших – это строительство города Лазика. Этот проект новая власть сочла нецелесообразным.

Когда в 2012 году экономические субъекты получили чистую прибыль в размере 7 млрд. лари, то из этой суммы ни один лари не был реинвестирован в экономику Грузии.

Тогдашнее правительство не создало условий для того, чтобы коммерческие компании вкладывали инвестиции и расширяли свой бизнес.

В первую очередь, необходимо увеличить собственные ресурсы, и когда они заработают и будут недостаточны для роста экономики, тогда экономические субъекты при хорошей законодательной базе сами привлекут иностранных инвесторов.

И тут совершенно ни к чему разрешение или одобрение премьер-министра или президента. Сегодня в Грузии не существует свободного экономического процесса, власть контролировала и пока контролирует все финансовые процессы.

– После прихода к власти коалиции «Грузинская мечта» частично возобновились поставки грузинских товаров на российский рынок. Как это уже отразилось на экономике страны, и какие перспективы есть у грузино-российского экономического сотрудничества?

– В данном случае совершенно не понятна форма сотрудничества. Приезжают инспекторы, которые осуществляют проверку продукции, и кому-то разрешают, а кому-то нет вывозить продукцию на российский рынок. И если мы являемся членом единой организации -Всемирной торговой организации (WTO) и международные торговые отношения регулируются именно этой организацией, то я не представляю ситуацию, чтобы такого типа проверка применялась в отношении европейских компаний. То есть, контроль над продукцией осуществляется непосредственно на таможне.

Поставки грузинских товаров на российский рынок на сегодняшний день оказывают мизерное влияние на грузинскую экономику. У Грузии нет дипломатических отношений с Россией, есть огромные претензии к России. Пока политическая сторона этих отношений не будет урегулирована, экономические отношения не будут совершенными.

– Грузия и Евросоюз планируют создать зону свободной торговли. Как, на ваш взгляд, это отразится на экономике страны? И какое значение имеет создание такой зоны с политической точки зрения?

– Любые экономические или политические объединения всегда исходят из видения какой-либо страны. Это соглашение не сможет принести пользу, если власть не изменит внутреннюю политику. Для чего нужны эти отношения, если тебе просто нечего продавать на внешних рынках, если собственные граждане не защищены. Я думаю, что сегодня больше разговоров о самом соглашении, чем существует реальных действий, направленных на модернизицию страны на европейский лад. Без ментальной модернизации все эти договоры остануться пустыми.

 

Лика Жоржолиани, специально для newcaucasus.com

Фото: RFE/RL

ПОДЕЛИТЬСЯ