Нахичевань – автономия закрытого режима

1259

Один мой друг уже много лет интересуется происходящим в Туркменистане, постоянно рассказывая новости о покрытых мрамором площадях, о золотых памятниках, о странных указах, цитирует стихи, посвященные тамошним лидерам. Он читает о Туркменистане, искренне радуясь тому, какая демократия царит в нашей стране – Азербайджане…

Нахичевань — автономная республика-эксклав в составе Азербайджана, отделенная от основной территории страны. Республика граничит лишь с Ираном, Арменией и Турцией. Имеет собственное самоуправление, во главе которого стоит бессменный глава Верховного меджлиса автономии Васиф Талыбов.

Насколько эта территория слабо контролируется из Баку видно невооруженным глазом любому кто приезжает в автономию. Если остальная территория Азербайджана – от Красного моста до аэропорта имени Гейдара Алиева обвешана фотографиями вышеуказанного, то в Нахичеване ситуация обстоит несколько иначе. «Икон» авторитаризма тут не меньше, только на доброй половине из них изображен не покойный президент страны, а председатель парламента Талыбов. Порой ситуация с «иконами» доходит до абсурда. Так, в Шарурском районе в доме-музее Джалила Мамедкулизаде, писателя и журналиста-сатирика конца XIX века, по бокам от входа турист увидит всего по одной фотографии — одну Гейдара Алиева, вторая – Талыбова, но отнюдь не человека, которому принадлежал этот дом и в честь которого названа деревня (Джалилкенд).

Столица Нахичеванской Автономной Республики (НАР) город Нахичевань может потрясти своими ровными дорогами, подстриженными газонами, чистыми ухоженными улицами. Но это лишь видимость благополучия, так как по мнению многих экспертов, реальной причиной происходящего является сокращение населения в республике.

По официальным данным переписи 2009 года, на территории республики проживает 400 000 человек. Эта цифра внушает скептицизм хотя бы тем, что последняя, советского периода перепись зафиксировала количество населения не более 300 000 человек в 1988 году. Иными словами, за двадцатилетний период население республики выросло на четверть. И это несмотря на массовую миграцию в Баку и в Турцию, которую фиксируют проживающие в Нахичеване очевидцы.

Так, Амвер Алиев, проживавший ранее в Садаракском районе НАР, рассказывает, что многие его односельчане продали свои дома и уехали в Турцию. Сам он живет в Стамбуле почти двадцать лет, где работает продавцом мобильных телефонов. Та же ситуация, по его словам, и в столице автономии. В зданиях, которые были построены на закате советского периода, многие квартиры сегодня пустуют, и их можно арендовать за чисто символическую плату.

Большой бедой для остающихся в НАР является полиция. Реальное количество работников силовых структур в республике не аффишируется, а судя по личным впечатлениям и словам местных жителей, силовиков в НАР на душу населения в разы больше, чем в других регионах Азербайджана.

Чем занимаются работники силовых ведомств рассказывает проживающий в НАР журналист Хикметэльдосту Мехтиев. Как утверждает журналист, работники полиции, налоговой, спецслужб автономии занимаются большей частью вымогательством у представителей бизнеса. После того как в автономии усилилось давление на журналистов, у его семьи отняли бизнес, а журналист был подвергнут насилию со стороны спецслужб и полиции (что подтвердил целый ряд местных и иностранных правозащитных организаций). По словам Мехтиева, власти автономии часто практикуют отьем чужого бизнеса, а также насилие над людьми.

Как отмечает Нахичеванское отделение Института свободы и безопасности репортеров (ИСБР) в НАР в прошлом и позапрошлом году происходили массовые избиения со стороны полиции митингущих селян, недовольных лишением многих из них бизнеса. По словам Мехтиева, многие жители региона, те, что не работают в государственных организациях, считают наиболее доходной сферой торговлю с Турцией и транзитной перевозкой товаров из Ирана в Турцию, включая горючее. Многие из них потеряли этот бизнес еще в 2007 году.

Закрытая зона

Пожалуй, именно период конца 2006 начала 2007 года можно назвать переломным моментом, когда Нахичевань из обычного региона страны стал практически «независимой закрытой зоной». Именно в это время из автономии были высланы корреспонденты всех столичных телеканалов, прочие же оставшиеся в НАР были уволены. Тоже самое произошло и с информационными агентствами. Только оппозиционные и некоторые иностранные СМИ продолжали вещание из автономии.

Затем в Нахичевани стали происходить еще более странные вещи. В частности, как передает агентство «Туран», на рынках (полностью патрулируемых полицией) была введена квота на покупку турецкого картофеля (не более двух килограммов в одни руки). При этом разрешалась покупка иранской картошки. Одновременно с этим в автономии был введен запрет на перепродажу в Турцию дешевого иранского бензина (что, естественно, вызвало недовольство существенной части населения приграничных с Турцией районов). Были закрыты все интернет-клубы столицы автономии, кроме двух, контролируемых силовыми ведомствами. Были введены и куда более бессмысленные ограничения, связанные со свадьбами, похоронами и другими праздниками. В частности, на уровне указа председателя парламента Васифа Талыбова был введен запрет на употребление каких-либо продуктов питания на похоронах, за исключением лимона и сахара к чаю. Также в столице НАР были введены субботники, которые и сделали Нахичевань таким ухоженным и чистым. Работникам всех бюджетых организаций, за исключением силовых, (т.е., в основном, учителям и врачам) было указано чистить и подметать город, подстригать клумбы и газоны.

Собкоры радио «Свобода», независимого агентства «Туран», оппозиционных газет все до единого подвергались насилию, что подтверждено многочисленными отчетами таких известных организаций как «Репортеры без границ», «Международная амнистия» и других, а также посольствами западных стран. Теперь, во избежании дальнейшего давления они работают в одном общем офисе под наблюдением видеокамер.

Также как и власти остальной части Азербайджана, режим Талыбова опасается религиозно настроенных групп. Так, в конце декабря 2009 года, по данным Института свободы и безопасности репортеров, полиция жестоко пресекла религиозное шествие в селе Бананъяр. Были произведены массовые аресты и избиения, в том числе, и женщин. Полиция привязывала стариков к деревьям, обливала их водой. А полтора десятка жителей села были помещены в психиатрическую больницу. Один из жителей села Юнис Алиев, отца которого жестоко избили и привязали к дереву, в знак протеста против полицейского произвола и насилия облил себя бензином и поджег на сельской площади. Спустя два дня он скончался в больнице…

Магеррам Зейналов, специально для newcaucasus.com

ПОДЕЛИТЬСЯ