Грузинская оппозиция идет на парад

966

Первый тайм противостояния грузинской оппозиции с властями закончился. То, что никто пока не в выигрыше – факт. В проигрыше – многие. К чему приведут дальнейшие события, сказать трудно. Но оппозиция уже заявила, что намерена провести гражданский парад независимости в Тбилиси 26 мая, пообещав, что сместит-таки президента Саакашвили.

Месяц непрерывных митингов и акций протеста оппозиции окончился встречей между оппозиционными политиками и президентом, но второй тайм противостояния начинается с новой волны, график которой оппозиция опубликовала 13 мая.

До встречи оппозиции с президентом было не совсем ясно, как она пройдет, поскольку оппозиция настаивала на том, чтобы говорить с Саакашвили только о его отставке. Президент, в свою очередь, говорил о поиске компромиссов. Как ни парадоксально, но обе стороны настояли на своих изначальных требованиях: оппозиция на встрече с президентом озвучила свое требование о его отставке и проведении досрочных выборов, а президент представил программу проведения реформ. Каждый поговорил о своем…

В начале недели, предшествующей переговорам, трудно было представить, что оппозиция пойдет на какой-либо диалог в ближайшее время. Свое отношение к контактам с президентом радикальная оппозиция фактически выразила в пасхальное воскресенье, когда отказались присутствовать на богослужение в храме Самеба (Троица). В Самеба присутствовали лишь лидер «Альянса за Грузию» Ираклий Аласания, которому и пожал руку Саакашвили. Остальные оппозиционные политики собрались в церкви Кашвети напротив здания парламента.

Ну а затем случился военный мятеж… Взбунтовался бронетанковый батальон в Мухровани, в 30 километрах от Тбилиси.

Неповиновение военных в любом государстве является ЧП, однако переворот во время политического кризиса ненавязчиво напоминает о Пиночете, а скопление российских войск в Абхазии и Южной Осетии – Венгрию 1956 года.

Особую пикантность ситуации придавало то, что согласно показаниям задержанных офицеров, отношению к заговору имели члены оппозиционных партий, силовую поддержку обещали оказать российские военные, да и финансирование шло из Москвы.

Впрочем, члены оппозиции тут же заявили, что весь заговор – постановка, инспирированная спецслужбами Грузии. Власти с бунтом разобрались быстро, виновных арестовали, за поимку сбежавших объявили приз – от 50 до 200 тысяч лари.

Затем 6 мая последовал штурм оппозиции управления патрульной полиции[/url], когда певец Георгий Гачечиладзе (Уцноби) перелез через ограждение и оказался во дворе управления. Эта акция оппозиции последовала после задержания трех оппозиционных активистов, обвиненных в хулиганстве. Оппозиция же настоятельно потребовала их освобождения. Причем пообещав устами Уцноби освободить тех силой, если власти не отпустят их сами. Напомним, что 5 мая у здания ОВГ произошла драка между журналистом Первого канала Никой Авалиани и активистами оппозиционных движений.

Закончился «штурм» полицейского управления весьма печально – полиция открыла стрельбу на поражение резиновыми и пластиковыми пулями. Телесные повреждения получили несколько десятков человек, включая и некоторых лидеров оппозиции: Леван Гачечиладзе, Звиад Дзидзигури, Шалва Обгаидзе, Гия Маисашвили и другие.

Разрядить ситуацию помогло вмешательство Патриарха Илии Второго. Глава грузинской церкви обратился к властям принять политическое решение и освободить задержанных с целью разрядки ситуации. На следующий же день после инцидента они были отпущены. Ситуация действительно разрядилась…

Наверное, стоит отметить, что Илия Второй уже не первый раз весьма успешно выступает с миротворческой миссией. Успех миссий Патриархии радует. Тревожит другое – что частое и фактически непосредственное участие церкви в политических процессах говорит о том, что в самом государстве непорядок… Говорит и о том, что ни государственные институты, ни оппозиционные партии и альянсы не имеют серьезного рейтинга по сравнению с рейтингом церкви. Печально, когда церковь, призванная обеспечивать духовную сторону жизни страны, вынуждена становиться арбитром в спорах властей и оппозиции…

Трудно сказать, насколько подействовали на оппозицию призывы Патриарха, но в итоге она согласилась начать переговоры с президентом.

На встрече, которая прошла 11 мая, Саакашвили предложил лидерам оппозиции пять пунктов для дальнейшего сотрудничества:

1. Создание комиссии для работы над конституционными поправками, которая будет сформирована из членов политических партий;

2. Совместная работа над выборным законодательством;

3. Совместная работа над судебной реформой;

4. Сотрудничество в различных органах государственной власти;

5. Назначение представителей оппозиции в попечительский совет Общественного вещателя Грузии (ОВГ).

Можно сразу сказать, что оценка лидерами оппозиции встречи была негативной. И лишь Ираклий Аласания высказал определенный оптимизм. В частности, он назвал встречу шагом вперед, отметив, что между президентом и оппозицией есть несогласия по некоторым вопросам, однако, по мнению Аласания, необходимо продолжать диалог. Позднее, впрочем, участвовать в комиссии по конституционным изменениям он отказался.

Уже 13 мая в интервью ВВС Аласания заявил, что власть не осознает, насколько глубоко зашел политический кризис: «Единственным выходом из сложившегося положения могут стать только досрочные президентские выборы».

Леван Гачечиладзе уже сразу после встречи с Михаилом Саакашвили заявил, что оппозиция не увидела «ни одного признака, что была готовность вывести страну из кризиса». Более того, он и другие лидеры оппозиции призвали ужесточить акции.

«У нас есть гражданское право, чтобы еще больше ужесточить акции, увеличить их географию в масштабах Грузии, и чтобы как можно больше граждан Грузии стали бы участниками этих акций», – заявил Гачечиладзе.

Лидер новых правых и один из лидеров «Альянса за Грузию» Давид Гамкрелидзе заявил, что президент Саакашвили не является тем человеком, у которого хватит мужества признать свои ошибки.

«Видимо мы не достаточно радикальные и не можем показать, что мы доведем это дело до конца. Тут должны стоять десятки тысяч людей и тогда он поймет. Этот человек не оставляет нам возможность на конструктивные действия», – сказал Гамкрелидзе.

Можно предположить, что Саакашвили, предложив большой пакет тем для переговоров с оппозицией, оставил за собой огромное пространство для т отступления. Дело в том, что радикальная оппозиция в большей своей части вообще не желает говорить с Саакашвили о чем-либо кроме его отставки. Таким образом, по мнению некоторых экспертов, отказ оппозиции может остановить сам процесс проведения реформ. И власти всегда смогут использовать тему проведения реформ для торговли с оппозицией и в будущем.

Парадная революция или революционный парад?

Власти решили отменить военный парад 26 мая на проспекте Руставели, а оппозиция, в свою очередь, объявила о проведении «гражданского парада независимости», пообещав показать правительству «силу народа».

Лидер партии опального министра обороны Ираклия Окруашвили «Движение за единую Грузию» Эка Беселия даже пообещала, что 26 мая ее шеф встанет рядом с народом в Тбилиси.

Впрочем, оппозиция е намерена отказываться от акций протеста до 26 мая. Так, Леван Гачечиладзе заявил, чтооппозиция несколько раз перекроет дороги, ведущие в Тбилиси.

Мы попросили прокомментировать ситуацию бывшего посла Грузии в России, политолога Зураба Абашидзе:

После встречи оппозиции с президентом есть какое-то разочарование. В обществе было ожидание того, что будет совершен большой прорыв. К сожалению этого не случилось. Но я бы не сказал, что встреча была безрезультатной. Были намечены определенные контуры. Лично я считаю, что отказываться от того, что власть готова вернуть обществу нельзя. Я имею в виду конституционные изменения, увеличивающие власть парламента и урезающие власть президента. Также речь идет об изменениях в избирательном кодексе, о свободе СМИ. Многое зависит от решения оппозиции. Я думаю, что полностью отказываться от предложений президента им не стоит.

– Оппозиция завила, что не собирается прекращать манифестации. Как выдумаете, что произойдет в День независимости Грузии 26 мая?

– Общественные деятели и я, в том числе, подписались под обращением, что проводить военный парад 26-го мая не стоит.

– Как вы считаете, есть ли шанс того, что власти и оппозиция смогут договориться и прийти к компромиссу до 26-го мая?

– Трудно судить о том, как будут развиваться события до 26-го мая. Много зависит от того, как этот первый, очень-очень сложный шаг (встреча с президентом) будет развиваться. Будет ли у него продолжение или отсутствие политического процесса. Диалог это политический процесс, и я надеюсь, что он будет продолжен.

Манана Начкебия, одна из лидеров партии «Новые правые»:

– Встреча оппозиции с президентом еще раз доказала неадекватность грузинского правительства. Они неправильно воспринимают ситуацию в стране в целом, а также те события, которые произошли после 9-го апреля. Те предложения, которые сделал президент, не смогут вывести страну из сложившегося кризиса. Это была попытка отделаться от волны протеста. Если бы целью властей действительно было преодоление кризиса, то предложения были более адекватными. Поэтому мы продолжим борьбу и будем бороться до конца.

– Каковы планы у оппозиции в связи с празднованием Дня независимости 26 мая?

– 26-го мая парад перед Парламентом будет принимать грузинский народ. Если правительство не примет решение о реальном, адекватном диалоге, то мы в течении этих двух недель будем продолжать борьбу, и она будет разнообразна. Мы устроим акции протеста в различных местах. А завершится все в День независимости грандиозной акцией протеста перед зданием Парламента.

Беслан Кмузов, Анна Харазова,

Фото Ираклия Чихладзе,

специально для newcaucasus.com

ПОДЕЛИТЬСЯ