Connect with us

NC Разное

Ибрагим Умархаджиев: “Только общими усилиями народы Кавказа могут отстоять свое настоящее и будущее”

Published

on

Шейх Мансур – первый имам Северного Кавказа. Чеченец шейх Мансур (чеч. Ушурма) – один из самых известных и почитаемых исторических деятелей не только в Чечне, но и за ее пределами. Причем его фигура сегодня одинаково почитается среди чеченцев самых разных политических взглядов. Сегодня в Чечне имя шейха Мансура носят мечеть, улицы городов и поселков, и даже целый район Грозного. Наряду с этим в Украине на стороне Киева воюет чеченский батальон им. шейха Мансура, сформированный из представителей политической эмиграции.

О том, почему личность шейха Мансура до сих пор вызывает у чеченцев особое восхищение и почитание, насколько велика его историческая роль, и может ли его авторитет оказать влияние на будущее Кавказа – в эксклюзивном интервью Newcaucasus.com рассказывает прямой потомок, наследник шейха Мансура Ибрагим Умархаджиев. 

– Ибрагим, расскажи: каково быть потомком такого почитаемого среди чеченцев исторического деятеля, как шейх Мансур? Накладывает ли это на тебя какую-то дополнительную ответственность?

– БисмилляхIи рохманиррохIим (во имя Аллаха милостивого и милосердного)! Для меня прежде всего важно помнить об ответственности за прожитую жизнь перед Аллахом. Быть потомком первого имама народов Кавказа дополняет эту ответственность. Если же говорить о том, каково быть потомком первого имама народов Кавказа, то прямо скажу: жить и развиваться в государстве – наследнике российской империи, не предавая память об идеалах, ради которых не пожалел своей жизни шейх Мансур, – ответственная и нелегкая ноша.

Собирательный образ шейха Мансура (автор эскиза Руслан Хасханов)

– Ты автор нескольких биографических работ о жизни и становлении шейха Мансура, знаешь его историю вплоть до мельчайших деталей. Ты сам искал информацию и изучал ее по источникам, или твои познания в истории шейха Мансура в большей степени основаны на ваших семейных преданиях, передающихся от поколения к поколению?

– Вообще, о том насколько богата история моего рода я узнал, когда мне исполнилось 13 лет. Мой отец Ваха Бетерсултанович работал в объединении «Грознефть», и в ноябре 1988 года он должен был выехать в долгосрочную командировку в Сирию. Перед своим отъездом он рассказал мне о шейхе Мансуре и передал мне тетрадь, в которой была записана история моего рода и тайпа (Элстанжой). Так, собственно, и началось мое знакомство с историей шейха Мансура.

Доступной литературы для широкого круга читателей о шейхе Мансуре в советский период не было, только узкие специалисты-историки имели доступ к ней. Да и говорить о нем открыто было опасно, он был под запретом. До сих пор помню реакцию моей бабушки, ее звали Баянт, на визит Далхана Хожаева и Султана Нанхаджиева весной 1989 года, которые тогда работали над статьей о шейхе Мансуре. Статья была напечатана 16 августа 1989 года в газете «Грозненский рабочий» под названием «Правда о шейхе Мансуре». Бабушка после этого несколько дней не находила себе места в ожидании незваных «гостей» из КГБ, память о визитах которых была свежа. Все увещевания о том, что времена изменились и опасаться нечего, на нее никак не действовали.

Статья Хожаева и Нанхаджиева была первой публикацией, через которую им удалось сорвать покрывало негативной имперской и советской пропаганды с личности шейха Мансура. В 1992 году у нас в гостях побывал историк и политолог из США Пауль Хензе, в том же году наш дом посетила и  Мари Беннигсен-Броускоп, востоковед и политолог, дочь Александра Беннигсена, написавшего работу о шейхе Мансуре, она принимала участие в научно-практической конференции, посвященной шейху Мансуру в том же 1992 году. Все это подстегнуло мой интерес к истории еще больше. С начала 90-х постепенно в открытом доступе появилась кое-какая литература о шейхе Мансуре, которую я начал собирать. А с 2004 года я начал собирать и архивные документы о своем предке.

Памятник шейху Мансуру, установленный на кладбище в Алда в 2014 году на личные средства Ибрагима Умархаджиева.

В наших семейных преданиях сохранилось много сведений о жизни и деятельности шейха Мансура, однако для систематизированного и объективного исследования, чем я и занимаюсь, этого недостаточно. Необходимо работать с архивными документами, изучать работы исследователей по этой теме, и путем логического анализа этих трех составляющих делать свои выводы. Вот, собственно, и вся методология, которую я применяю в своем исследовании.

СПРАВКА: Шейх Мансур родился в 1760 году в поселке Алда. Часть историков считают его единственным лидером, которому удалось объединить народы Северного Кавказа от Черного до Каспийского морей в военно-политической борьбе против колониальной экспансии Российской империи. По некоторым данным, она начал свою религиозную и политическую деятельность в возрасте 23-х лет, призывая чеченцев к духовно-нравственному очищению на основе ислама. В 1785 году, после разгрома чеченцами русских войск, напавших на Алда с целью захвата в плен Мансура, чеченцы избрали его своим религиозным и военно-политическим лидером, а к концу 1786 года его лидерство признали и некоторые другие народы Северного Кавказа. Антиколониальное движение во главе с шейхом Мансуром продолжалось с 1785 по 1791 годы, и завершилось после пленения шейха в крепости Анапа 22 июня 1791 года. Умер шейх Мансур в плену, в Шлиссельбургской крепости 13-го апреля 1794 года.

– Шейх Мансур прожил довольно короткую, особенно по нынешним меркам, жизнь. По некоторым данным он возглавил горцев Северного Кавказа, когда ему было всего 25 лет. Скажи, опираясь как на исторические данные, так и исходя из своих соображений, что могло подвигнуть обычного чеченца в таком молодом возрасте заняться глубоким изучением религии, проповедничеством, политикой, а затем и вовсе начать, и возглавить освободительное движение?

– На этот вопрос не нашел окончательного ответа ни один исследователь жизни и деятельности шейха Мансура. На данный момент окончательно сформированного ответа на этот вопрос нет и у меня. Но тем не менее можно поразмыслить.

Для меня ответ на этот вопрос в немалой степени кроется в его подлинной биографии. К сожалению, прежде всего представители чеченской исторической науки в своих трудах о шейхе Мансуре за последние 20 лет не только не продвинулись в этом плане, но даже умудрились внести путаницу в его биографию, недобросовестно работая с архивными документами. Практически во всех работах, посвященных шейху Мансуру, авторы уделяют максимум всего 2-3 страницы описанию его биографии, используя формулировку «биографические сведения об Ушурме довольно скудны и противоречивы…». Далее ссылаясь на архивные документы, не подвергая их никакому критическому анализу, пишут всякую ерунду и отсебятину, закрепляя это прилипшей со времен коммунистической идеологии догмы «…родился в простой бедной крестьянской семье… образования не имел, и с детства пас овец…». В качестве примера, думаю, не лишним будет рассказать, как с источником в этой связи работал доктор исторических наук, профессор и академик академии наук Чеченской Республики Шарпуддин Ахмадов. В его работе «Имам Мансур», переизданной в 2010 году, есть приложение – это следственное дело шейха Мансура. Всего в деле 44 пронумерованных листа, 6 из которых, (с 3-го по 8 лист), написаны на французском языке. Так вот Ахмадов их не опубликовал, попросту указав, что они отсутствуют. В этом же деле на 9-м листе со слов Мансура записано, что его отца звали Ичебеле, а уже на 19-м листе, опять же со слов Мансура, записано, что его отца звали Япили. Однако, у автора это не вызывает никаких вопросов. Более того, он считает вполне допустимым для себя, не приводя никаких обоснований, придумать новое имя отцу Мансура – Джафел. Такое отношение к биографическим сведениям не только вносит путаницу, но и создает препятствие для других исследователей.

Бедность, конечно, не порок, а богатство и знатность не наделяют человека благородством и умом, однако наши предания говорят о том, что шейх Мансур происходил как раз-таки из знатной и вполне обеспеченной семьи. Вопреки расхожему мнению, у него была возможность получить образование, а также он имел генетическую предрасположенность к лидерству. Наши семейные и тайповые предания возводят историю нашего тайпа Элстанжой к Орсой Эли (в переводе с чеченского – Орсойские князья). Когда-то они были частью аланской знати. Ряд историков склонны считать, что аланы были военно-политической элитой, выделившейся из среды племени аорсов, и создавшей впоследствии аланскую государственность. Просуществовала Алания почти до середины XIII–го века и пала под натиском монголов. Часть аланской знати признала власть монголов и поступила к ним на службу. Однако в 1395 году их чрезмерное усердие и преданность в службе монголам привели к трагедии. В период противостоянии хана Золотой орды Тохтамыша и Тамерлана они проявили политическую близорукость, заняв, как говорится, не ту сторону. Итогом этого стало с одной стороны разорение и тотальный геноцид народов центральной и восточной части Северного Кавказа, а с другой сохранение русских княжеств с их населением, имуществом и войсками, которые в последующем на обломках Золотой орды создали Российскую империю. Спустя несколько веков уже Российская империя колонизировала потомков алан.

Ибрагим Умархаджиев с сыном Орцой.

После событий 1395 года из потомков Орсой Эли – Элстанжой выжило около 10 семей. В числе которых были и мои предки. К этому времени наши предки уже именовали себя Элстанжой. В генеалогическом древе одного из наших родов записано имя Станжо, которое скорей всего и легло в основу названия нашего тайпа Элстанжой, эл –князь Станжо – имя собственное. Его годы жизни приблизительно приходятся на конец XIII начало XIV веков. Уже к началу XVIII века, несмотря на свою малочисленность по отношению к соседним тайпам, элистанжинцы не только сумели отстоять прежнюю территорию своего расселения в горной Чечне и предгорьях, включая часть территории современного Шали, но и стали расселяться в пределах своих земель, отторгнутых в период монгольского владычества на равнине. Именно в рамках возвращения на свои тайповые земли отец шейха Мансура Шаабаз и его братья Шахаб и Эламха, выходцы из аула Тевзана, переселились в Алда в начале 40-х годов XVIII века. Там в зиму с 1759 на 1760 год и родился будущий первый имам Кавказа. Вот краткая история тайпа, из которого происходил шейх Мансур. Однако это история не всех, кто сегодня считает себя представителем тайпа Элстанжой. В нашем тайпе, впрочем, как и в других чеченских тайпах, есть принятые инородцы, некоторые из них даже имеют наглость представляться нашими родственниками.

Безусловно шейх Мансур в первую очередь был чрезвычайно одаренным, я бы даже сказал отмеченным Всевышним, человеком. Вместе с тем его происхождение, считаю, сыграло значительную роль в его становлении как личности и мотивировало его на действия, вписавшие его имя в историю.                                                                                                                                     – Как ты считаешь, что помешало шейху Мансуру довести дело объединения Кавказа до конца? У горцев не было возможности вести полноценную войну с Российской империей или же они сами не были готовы к объединению?

– Действия Российской империи, которая препятствовала этому объединению. Для того, чтобы в сознании народов Кавказа и их элит прочно утвердилась мысль о том, что создание единого государства обеспечит им безопасное и экономически выгодное будущее, нужно было провести огромную работу. Для этого требовалось не мало времени и усилий. С подписанием в 1783 году Георгиевского трактата (нарушив условия которого Россия впоследствии аннексировала Грузинское царство) геополитические процессы ускорились. В борьбе за Кавказ Россия по отношению к Турции и Ирану определилась как держава, доминирующая в этой борьбе, и для которой подчинение народов Северного Кавказа стало лишь вопросом времени. Ввиду этого, а также имея ясное представление о мощи русской армии на тот период, шейх Мансур считал выстраивание политического диалога с Российской империей единственно верным путем для отстаивания интересов народов Кавказа. С этой целью, задолго до начала вооруженного противостояния, шейх Мансур встречался с графом Безбородко, который осуществлял при Екатерине II внешнюю политику России. Но это не дало позитивного результата. Шейх Мансур был не понят российским чиновником, и воспринят как турецкий агент. Полностью полагаясь на свою военную мощь, российская империя не считала нужным договариваться с кавказцами. Они должны были либо подчиниться, либо умереть. Даже после инициированного русскими похода полковника Пиери на аул Алда, закончившегося для них полным разгромом, и положившего начало открытому вооруженному противостоянию, шейх Мансур не оставлял надежд на политическое решение вопроса. Шейх Мансур был решительно против сиюминутных ответных военных действий. Но под давлением Мехк-Кхела Чечни (народный совет, члены которого выбирались чеченскими тайпами и осуществляли управление Чечней), который провозгласил шейха Мансура своим военно-политическим лидером, он был вынужден возглавить ответный поход на Кизляр. На тот момент чеченцы и другие народы Кавказа не были готовы к ведению полномасштабной войны. Подкупая элиты народов Кавказа, осуществляя карательные рейды против тех, кто поддерживал шейха Мансура, сея многочисленные жертвы среди мирного населения и полностью разоряя выживших, Российская империя в итоге внесла раскол в процесс объединения кавказцев.

Дом шейха Мансура в западной Черкесии.

– Как известно, в бою под Алда, состоявшемся в июле 1785 года, в плен к чеченцам попал князь Петр Багратион, и в этой связи есть интересные обстоятельства его пленения и последующего освобождения.

– Пленение юного князя Багратиона под Алдами общеизвестный факт. В наших преданиях сохранился рассказ о том, почему его передали без выкупа и каких-либо иных условий русским, тогда как, согласно свидетельствам, всех остальных плененных в том бою солдат и офицеров русские у чеченцев выкупали или обменивали. Еще в ходе боя чеченцы щадили Багратиона, отличавшегося от остальных своей кавказской внешностью, давали возможность обороняться, пока он не упал обессилев. Есть в предании и оговорка о том, что Багратион даже вступил в перепалку со своим командиром полковником Пиери, когда тот раздосадованный тем, что не застал врасплох алдинцев и шейха Мансура, отдал приказ с особой жестокостью расправиться с оставшимися в ауле жителями, а затем сжечь его. Как бы там ни было, после боя, когда Багратион пришел в себя, его опросили. Узнав, что он грузин из царского рода Багратиони, доложили об этом шейху Мансуру. После чего старейшины из Элстанжой и сам шейх Мансур поговорили с ним, и убедившись, что он действительно из царского рода, объявили ему, что он не пленник, а их гость. Видя недоумение Багратиона, они рассказали ему, что аул, в который он пришел с оружием в руках, был заложен их далеким предком князем Дургалом в память о своей дочери Альда, выданной замуж за грузинского князя из дома Багратиони. И чтя это древнее родство, они считают его своим племянником, сыном их сестры (среди чеченцев такая трактовка родства принята и сегодня). Багратиону предложили на выбор: остаться у чеченцев в качестве гостя или передать его русским. Князь выразил желание вернуться в расположение русских войск, и на следующее же утро несколько чеченцев, возглавляемые дядей шейха Мансура Эламха, перешли через брод реку в сторону русских позиций, где и состоялась передача Петра Багратиона. Когда русские офицеры поняли, что князя передают без выкупа и каких-либо иных условий, они спросили чеченцев почему они так поступают. На это Эламха им ответил: «Къонахий  бохкар, иэцар тхан гIиллакхашца догIуш  дац». И я бы перевел эту фразу так: «торговля рыцарями не совместима с нашими обычаями».

Как на самом деле обстояли дела, как говорится, знает только Всевышний, но такое предание есть. Делился ли воспоминаниями своего пленения сам Петр Багратион, и совпадают ли они с приведенным мною преданием, мне не известно. По крайней мере, таких документальных источников я не встречал. По сути, это преданием я делюсь впервые.

Но примечательно, что у этого предания прослеживаются кое-какие параллели с другими источниками. Так, например, в объемном труде каталонского историка Агусти Алеманя об истории алан, который в своей работе свел воедино упоминания об аланах из всех древних источников, в том числе из грузинских, есть упоминание того, что что женой царя Грузии Георгия I в XI веке была аланская царевна Альда. И, кстати, в ряде источников, в том числе в мемуарах Петра Сахно-Устимовича, служившего в одно время секретарем генерал-губернатора Грузии, аул Алда упоминается как Альда. Кстати, наш аул сохранился, ныне он является пригородом и административной частью Грозного, и носит прежнее название Алда, правда с выпадением мягкого знака.

– Как ты считаешь какое из деяний шейха Мансура превозносится сегодня чеченцами в первую очередь: значительная роль в распространении ислама среди чеченцев или попытки объединить горцев? Религия или политика? Или в его случае это нельзя разграничивать? 

– Большинством чеченцев шейх Мансур воспринимается как великий полководец и символ борьбы за свободу и независимость чеченцев от России. Человек, который предпочел заточение и смерть предательству идеалов, за которые боролся сам и призывал к борьбе других. Такое восприятие его исторической миссии сохранилось и в наши дни, и на мой взгляд, сохранилось из-за политики, проводимой в отношении чеченцев российским государством на протяжении полутора веков пребывания Чечни в составе России. В то же время немалая часть чеченцев считает, что наиболее важным его достижением было распространение и утверждение ислама как среди чеченцев, так и среди других народов Кавказа. Более прогрессивная часть чеченцев отмечает его роль в истории не только как религиозного деятеля, но и как политика, полководца, выделяя его прозорливость и способность узреть в объединении народов Кавказа в единое государственное образование – единственную возможность отстоять их интересы в долгосрочной перспективе.

Ибрагим Умархаджиев у ворот бывшей крепости в Анапе, где был пленен шейх Мансур.

– Как ты оцениваешь итоги деятельности шейха Мансура? Может ли его исторический авторитет оказать влияние на процессы, происходящие на Кавказе сегодня, и стать неким объединяющим фактором для народов Кавказа?

– Несмотря на поражение, результаты организованного шейхом Мансуром антиколониального сопротивления были значительными. Россия отвела войска на исходные позиции, в том числе вывела их и из Грузии. Вынуждена была упразднить цепь своих крепостей, построенных в 1783–1784 годах южнее существовавшей тогда Кавказской линии, в том числе Владикавказскую, Григорополисскую, Потемкинскую, всего более десяти крепостей. Де-факто это можно признать поражением России в войне против народов Кавказа 1785–1791 годов. Но главным итогом этой войны и личным достижением шейха Мансура, я считаю то, что через укрепление ислама, являющегося демократичной религией, им были заложены основы демократического развития народов Кавказа, способствовавшие формированию в их сознании общекавказской гражданской позиции. Именно это позволило народам Кавказа доказать Российской империи, что они не какая-то кучка диких племен, какими Россия их себе представляла, а основанная на демократических принципах цивилизация, понять которую русские не могли, исходя из своего ограниченного крепостным правом мировоззрения. Выступив единым фронтом на защиту своих интересов кавказские народы не только оттянули на десятилетия покорение Россией Кавказа, но и изменили ее отношение к себе. Тогда же в Петербурге стали даже рассматривать возможность создания некоего федеративного государства из народов Кавказа, на особых условиях, но непременно дружественного России. Кстати, я допускаю мысль о том, что, шейха Мансура содержали в плену возможно именно с целью склонить его к тому, чтобы под его началом оформить подданство народов Кавказа России.

Если говорить о влиянии исторического авторитета шейха Мансура на наши дни и об актуальности его идей, то, думаю, что они вполне востребованы. Сегодня на фоне масштабных мировых геополитических процессов и беспрецедентного давления, оказываемого на Россию ведущими мировыми державами, вероятность распада России, которая, по сути, есть продолжение Российской империи, вполне реальна, исходя как минимум с исторической точки зрения. Историческая закономерность в отношении итога судеб всех империй одна – их распад. Так вот в случае распада России, идея шейха Мансура, заключавшаяся в объединение народов Кавказа в единое государство, на мой взгляд вполне актуальна. Реализуя колониальную политику «разделяй и властвуй», Российская империя практически с самого начала вторжения на Кавказ вносила раздор между народами Кавказа. Разоряя и истребляя непокорные народы, сгоняя их с родных земель и отдавая эти земли более сговорчивым и покорным, а также натравливая при проведении военных операций одни народы против других, российская империя создала множество очагов напряжения между кавказцами. Не отстала в этом вопросе и Советская Россия, проведя новые границы между землями. А вновь перекроив их в 1944 году, в период выселения кавказских народов, она усугубила положение. Эти старые раны на теле Кавказа, начнут кровоточить, как только Москва перестанет быть «арбитром» для народов Кавказа. В случае распада России или смены ее политического руководства, не факт, что государство-правопреемник современной России, или новая политическая элита России захочет видеть в своем составе регионы Северного Кавказа, даже если последние будут хотеть этого. При таком стечении обстоятельств объединение народов Кавказа в единое государство, думаю, позитивно скажется не только на разрешении проблемных вопросов, но и на будущем Кавказа в долгосрочной перспективе. Даже если брать во внимание географическое расположение Кавказа, выгода в этом очевидна и с политической, и с экономической точек зрения. Да и противостоять внешним угрозам легче сообща, чем в одиночку. Поэтому считаю, что уже сегодня, будучи в составе России, народы Кавказа должны в серьез задуматься над этим вопросом, более того проявить волю и начать действовать, до наступления «часа Х», который повлечет за собой неминуемый хаос и усложнит решение всех вопросов.

О достижениях народов Кавказа, когда они объединились для защиты своих интересов под руководством шейха Мансура, мы уже говорили. Да, эти достижения были краткосрочны, но это был прецедент, показавший, что только общими усилиями малочисленные народы Кавказа могут отстоять свое настоящее и будущее. Ведь не зря эта идея прослеживалась и в действиях образованной и прогрессивной элиты народов Кавказа, создавшей в начале XX Горскую Республику. Которую, кстати, признали Австро-Венгрия, Германия, Грузия, Великобритания, Турция и ряд других государств.

В контексте сказанного и завершая беседу, мне вспомнились слова моего покойного друга Гайоза Ираклиевича Пагава, благороднейшего человека и патриота, безмерно любившего Кавказ. К большому сожалению, затянувшаяся в этом году зима, будто ожидая кончину так не любившего холодные и пасмурные дни Гайоза Ираклиевича, таки дождалась ее, и 18 марта его не стало (Царствия ему небесного!). Гайоз Ираклиевич говорил: «Мы сыны одной большой горы: и с северного, и с южного склона. Наше прошлое и настоящее переплела история, которую создавали наши предки, сила наша и наше будущее в единстве народов Кавказа!»

Все фотоматериалы и иллюстрации любезно предоставлены И. Умархаджиевым.

Звиад Мчедлишвили, специально для NewCaucasus.com

NC Разное

Религиозный экстремизм – из России в Грузию?

Published

on

Грузия может столкнуться с новым миграционным вызовом со стороны России, если к мирным релокантам присоединятся участники преступных формирований из приграничных регионов на Северном Кавказе.

Так, например, российские силовики начали борьбу с религиозной общиной (вирдом) баталхаджинцев из Ингушетии, боевое крыло которой признано в России террористической организацией. Некоторые из последователей кавказского религиозного деятеля XIX — начала XX века Батал-Хаджи Белхороева уже находятся в тюрьме, другие – в розыске. Новая волна преследований участников этого клана ожидается после того, как в начале ноября 2024 года стало известно о том, что баталхаджинцы стоят за весенним терактом в московском «Крокус Сити Холле» — по версии следствия они снабдили террористов оружием и деньгами.

В результате теракта в «Крокусе» — десятки погибших и сгоревшее здание крупнейшего концертного зала… Наверное, в том числе это стало результатом того, что властям РФ не удалось пресечь деятельность группировки, члены которой смогли проникнуть даже в высшие органы власти Ингушетии. Насколько известно, организованная преступная группа под прикрытием религиозных лозунгов совершала убийства, захваты заложников, похищения людей в разных российских регионах. И, наверное, попадание баталхаджинцев в Грузию может повысить уровень террористической угрозы для страны. Как с этим смогут справиться не только полиция, но и спецслужбы, покажет время.

В октябре 2024 года Московский городской суд в очередной раз отказался выпустить из-под стражи бывшего судью Верховного суда Ингушетии Сергея Бойчука и экс-председателя Магасского райсуда Магомеда Аушева. Они были арестованы весной за взятку от бизнесмена Адама Картоева, который тоже оказался за решёткой. Ранее эти судьи вынесли ряд решений в пользу участников признанного террористическим и запрещенного в РФ боевого крыла группы последователей религиозного течения Батал-Хаджи Белхороева, так называемых баталхаджинцев.

Ранее был осужден бывший руководитель республиканского Фонда социального страхования Якуб Белхороев, приговорённый к девяти годам лишения свободы за мошенничество в особо крупном размере. Отбывает 20-летний срок Али Белхороев, который, как писало издание РБК (13 октября 2022 года), «признан Мосгорсудом виновным в убийстве известного предпринимателя Шабтая Калмановича». Действия Али Белхороева были квалифицированы как убийство организованной группой по найму (ч. 2 ст. 105 УК РФ), а также как покушение на убийство (ч. 3 ст. 30, ч. 2 ст. 105 УК РФ)». Ему в ближайшее время могут инкриминировать новые эпизоды преступной деятельности, среди которых другие заказные убийства, захват заложников и похищение людей. Али, прямой потомок Батал-Хаджи, вполне может провести остаток жизни за решеткой…

Дела же, которые рассматриваются на территории Ингушетии, пока имеют иной исход – условным сроком отделался бывший председатель контрольно-счетной палаты республики Мустафа Белхороев, обвинённый в незаконном хранении огнестрельного оружия и боеприпасов. Такое решение принял Верховный суд Ингушетии, дело одного из судей которого теперь будут рассматривать в Москве.

Дело Бойчука-Аушева-Картоева «раскрывает и другие аспекты преступной деятельности баталхаджинцев», как писала об этом «Независимая газета» 28 марта 2024 года, в рамках которой рассматривается 157 (!) эпизодов заказных убийств, совершенных кланом.

К сожалению, получается так, что некоторые потомки шейха Батал-Хаджи Белхороева, который действительно почитаем в мусульманском мире, используют его имя в собственных интересах, фактически создав псевдорелигиозную секту. Согласно разных данных, в ней состоит несколько тысяч человек, которые обложены лидерами секты 10-процентным оброком со всех доходов, в том числе, криминальных.

Согласно данным российских органов следствия, боевики этой организации были причастны к поставкам оружия террористам, совершившим нападение на «Крокус Сити Холл», и, по недавней информации в СМИ и соцсетях, были причастны также к финансированию и организации теракта в целом.

Им удалось проникнуть во многие властные структуры Ингушетии – как показывает нынешнее дело, вплоть до Верховного суда республики. Проблема в том, что в свое время на них сделали в руководстве Ингушетии большую ставку. Власти хотели поддержки с их стороны, когда они уже были достаточно сильны и влиятельны. Баталхаджинцы, в свою очередь, демонстрировали лояльность руководству, при этом скрывая свои преступные намерения.

Сложно сказать, какие действия намерены предпринять руководство и члены баталхаджинцев, многие из которых находятся за рубежом. Но нельзя исключать того, что они попытаются осесть, а значит создать свои новые базы, в том числе, и в Грузии…

Ибрагим Евлоев

Continue Reading

NC Разное

Айдамир Казаноко: Черкесы должны научиться политическому эгоизму

Published

on

Признание геноцида черкесов в Российской империи, проблемы черкесского народа в России и на Ближнем Востоке, перспективы возвращения черкесов на Родину – об этом и многом другом рассказывает в эксклюзивном интервью newcaucasus.com автор проекта Circassian Media Айдамир Казаноко.

— Какие вопросы сейчас стоят на повестке дня перед черкесским народом?

— Глобальный вопрос, который беспокоит черкесов, — это право на Родину. Фундаментальное право каждого народа на свою родину. Формирования идентичности на своей родине.

Два года назад я обозначал мнение, что главное для черкесов сегодня – это создание политического дискурса. Эта возможность отсутствовала на протяжении более, чем 20 последних лет. Потому что после 90-х, с началом новой эпохи и приходом к власти Путина, национальное движение было вырублено под корень. Например, произошел «рейдерский» захват Международной черкесской ассоциации (МЧА) в начале 2000-х годов и, по сути, исчезла возможность публичного дискурса. Сегодня главной задачей остается вывести черкесские структуры и организации из состояния пассивности. Например, в Турции есть 200 с лишним черкесских организаций. Что они делают, чем занимаются? Или на фоне войны в Украине появились политические структуры, в которых участвуют черкесы, эмигрировавшие из России…

Мне кажется, что сейчас главная задача черкесского движения заключается в необходимости ставить правильные вопросы и искать ответы, пошагово идти к главной, большой цели. Именно для этого я создал Circassian Media – чтобы мы имели доступ к публичному пространству, могли доносить политические мысли.
В данном случае я выступаю ретранслятором различных политических позиций, которые существуют среди черкесов. В выстроенной системе непубличности и непрозрачности говорить конкретно о задачах сложно.

Считаю правильным, чтобы меня не ассоциировали с кем-либо, я не являюсь представителем или участником какой-либо из черкесских организаций или движений.

Среди черкесских организаций есть явно пророссийские силы в лице МЧА и те функционеры, которых Москва назначает в регион. Их позицию разделяет определённая часть черкесского общества, и она мне понятна.

Также понятна позиция, условно говоря, радикальных черкесов. Точно так же, как я не разделяю позицию пророссийских черкесов, я до конца не понимаю и не разделяю позицию радикальных черкесов. Но, по крайней мере, понятно, что они декларируют, – идею свободной Черкесии, требования репараций от российского государства. В одном из выпусков нашего канала я сказал, что, когда их объявили экстремистами и иноагентами, в этом нет ничего страшного, ведь это, по сути, есть признание их деятельности.

Но, кроме этих двух сил, есть масса людей и организаций, которые существуют по всему миру, в том числе и в России, и которые не поддерживают войну в Украине, но при этом не видят перспектив в том, что транслируют «радикалы».

Главная задача, которая стоит сегодня перед нами, — это сформулировать центристскую позицию. Центристские политические силы должны оформить свои взгляды. Хотелось бы, чтобы этот самый многочисленный центр обозначил свое стратегическое видение. Но эти люди не осознают до конца своей силы. Мне кажется, что они боятся «пророссийских» сил, с одной стороны, а с другой, не принимают радикализма правых.

Потому главной задачей остается формирование этой центристской силы, которая обозначит свое видение вопросов, решение которых будет стоять перед черкесами.

— Как отражается война между Россией и Украиной на черкесском вопросе?

— Понятно, что война разъединила черкесов на тех, кто настроен против нее, публично или не публично, а это огромная масса людей, и на тех, в основном, госслужащих и военных, которым необходимо транслировать поддержку войны. Сейчас этого разделения стало меньше.

Мы отслеживаем настроения черкесского сообщества, воюющего против Украины. На фоне усилившихся националистических настроений в России, на фоне активизации т.н. «Русской общины» и поддерживающих ее чиновников и госструктур начали звучать вопросы с фронта: «Как это получается, что мы воюем за Россию, а нас считают какими-то басурманами». Именно этот термин озвучил один из руководителей «Русской общины» после крестного хода в Санкт-Петербурге.

В этом смысле мне кажется, что в Украине не до конца понимают проблематику черкесского вопроса и потому тянут с признанием геноцида черкесов. А признание геноцида в перспективе имело бы очень большой вес, особенно для тех, кто сегодня воюет против Украины. На фоне русской националистической активности признание геноцида Украиной заставит задуматься: «если украинцы признают меня как черкеса и мое право на Родину, а в России меня называют басурманом, то зачем я за них воюю»? (Кстати, в гимне Краснодарского края до сих пор есть слова, призывающие к бою с «басурманами»).

Некоторые украинские эксперты допускают, что в Киеве может играть роль российское агентурное влияние по оттягиванию признания геноцида черкесов. Но в любом случае – это еще один повод для появления центристской силы. То есть, война в Украине вынуждает черкесов быстрее формировать собственную политическую позицию.

— А есть ли подвижки в вопросе признания геноцида черкесов?

— Над этим нужно много работать. Те, кто занимается этим вопросом, считал, что, вот, Украина сейчас признает геноцид, и мы перейдем к следующему этапу. А я настаиваю: не нужно чего-то ждать, нужно работать и с другими государствами и организациями.

Например, уже проводились переговоры с представителями Литвы. Депутаты Рады и высокопоставленные чиновники Украины говорят, что нет причин не признавать геноцид черкесов. Один законопроект уже даже был зарегистрирован.

Не важно, признают или не признают геноцид черкесов сегодня. Важно знать, что делать после признания. Мне кажется, что ни пророссийские силы, ни так называемые «радикалы» до конца не понимают, что им делать дальше.

— А как обстоит дело с черкесским языком на родине?

— К сожалению, нет подвижек. Численность черкесов в России растет, а знание языка падает. Так, несколько лет назад в Северной Осетии открылась школа, в
которой преподают на осетинском языке. И проблем открыть школу у них не было. А у нас на родине такие попытки резко пресекались.

Правильнее было бы говорить не о сохранении, а о развитии языка, что невозможно без общения на нем. И самая сложная проблема не в том, что мы не знаем, что делать, а в том, что об этом нельзя говорить! Я сторонник решения любого вопроса путем дискуссии, причем, публичной дискуссии. У нас в этом смысле полная стагнация. Народ не понимает, что делать дальше, ведь ты даже не можешь об этом говорить…

— Как диаспора относится к происходящему на Родине, к войне в Украине?

— Правые силы диаспоры занимают активную проукраинскую позицию. Это «Американская Хасэ», которая использует различные площадки в США и Европе с представителями других народов Северного Кавказа, выступая за нанесение стратегического поражения России. Такие организации есть и в Турции, к примеру, «Черкесский Совет», который участвовал в конференциях в Киеве.

После начала войны в Украине одна из крупных черкесских организаций из города Кайсери (Турция) вышла из состава крупнейшего турецкого объединения «Кавказской Федерации» (КАФФЕД), которая является абсолютно пророссийской и находится в подчинении МЧА. КАФФЕД ни разу не дал оценки призывам руководителя МЧА Хаути Сохрокова воевать против Украины. Было бы интересно услышать мнение руководителей КАФФЕД по этому поводу.

— Насколько реально возвращение черкесов Ближнего Востока на Родину?

— Когда началась война в Сирии, некоторые черкесы стали возвращаться. Но те условия, которые создавались им на Родине, вызывали желание бежать куда глаза глядят подальше.

Сотни тысяч человек из Херсонской, Запорожской областей Украины переселены в Россию, в том числе, и в черкесские республики, им выдаются жилищные сертификаты, а черкесам с Ближнего Востока, из Сирии ничего подобного не предлагалось и не предлагается. Черкесы в Сирии оказались в состоянии гуманитарной катастрофы. Башар Асад – друг Путина, но черкесы из Сирии вынуждены бежать в Европу, а не возвращаться на историческую Родину.

P.S. Первая часть интервью Айдамира Казаноко об отношениях между Абхазией, Грузией и Россией размещена здесь

Беседовал Сергей Жарков, специально дляnewcaucasus.com

Continue Reading

NC Разное

Турция ждет перемен

Published

on

Президент Турции Эрдоган впервые за 8 лет провел прямые закрытые переговоры с лидером партии кемалистов (Республиканской Народной Партии) Озгюром Озелем. Не нужно искать долгого объяснения, что поводом для встречи стала разгромная победа оппозиции на выборах в органы местного самоуправления — в последний день марта этого года избиратели в старой и новой столицах отдали голоса за представителей РНП — за Экрема Имамоглу в Стамбуле и за Мансура Яваша в Анкаре.

Столицы

Проблемы с оппозиционными мэрами в Анкаре и Стамбуле для Эрдогана начались еще четыре года назад, когда те же Имамоглу и Яваш выиграли свои первые выборы. Эрдоган потребовал пересмотреть итоги выборов. По его словам, перевес в 13 тысяч голосов для такого города как Стамбул слишком мало. Несмотря на возражения ЕС и США, ЦИК Турции все-таки назначил новые выборы, которые Экрем Имамоглу выиграл уже с перевесом в 54% голосов. Позднее, в 2022 году Имамоглу заявил, что повторные выборы были глупостью, за что суд приговорил его к 2 годам тюрьмы, усмотрев в словах мэра заявление о том, что он, якобы, оскорбил правительство. Впрочем, Имамоглу выиграл апелляционный суд, доказав, что его слова были ответом на оскорбление министра внутренних дел, который назвал стамбульского градоначальника дураком.

Во время всего своего срока правления Имамоглу сталкивался с противодействием команды Эрдогана, которая отказывалась финансировать проекты, инициированные мэром. Это было и неудивительно — Имамоглу является перспективным членом самой старой и авторитетной партии в Турции, которую основал еще Кемаль Ататюрк. А вот Рейджеп Тайип Эрдоган начинал свой путь как исламист и состоял в одной из самых консервативных партий – Партии Справедливости и Благоденствия (Refah Partisi).

«Это две самые старые партии в Турции. И даже есть такая поговорка, что если исчезнут все партии, то все равно останутся РНП и Refah Partisi», — говорит проживающий в Турции казахский политолог Куат Ахметов.

Именно от Refah Partisi Эрдоган стал мэром Стамбула в 1996 году, а в следующем году отсидел два месяца в тюрьме за разжигание ненависти на религиозной почве из-за прилюдно прочитанных Эрдоганом строчек: «Мечети — наши казармы, купола — наши шлемы, минареты — наши штыки и верные — наши солдаты».

В 2001 году была основана Партия Справедливости и Развития (ПСР). И хотя Эрдоган отказывается теперь называть себя исламистом, величая себя консерватором, тем не менее, многие его достижения на постах премьер-министра и президента связаны именно с укреплением Ислама. Так, например, в 2017 году Великое национальное собрание Турции разрешило женщинам-госслужащим носить хиджаб, а в 2021 году храм Айя-София вопреки завещанию Ататюрка потерял статус музея и вновь стал мечетью.

Почему теряет популярность Эрдоган?

На парламентских выборах в 2002 году ПСР называла себя проевропейской и прозападной, хотя ее основателями были люди, отколовшиеся от исламских и консервативных партий. На первых порах партия лихо взялась за дело и начала предпринимать энергичные шаги по выведению Турции в число лидеров экономики. Во многом им помог тогда основоположник движения «Хизмет» Фетхуллах Гюлен, который успел за почти 20 лет подготовить в своих школах и институтах поколение профессионалов, занявших ключевые посты во многих государственных органах страны. С 1999 года Гюлен постоянно проживает в США. Несмотря на неоднократные призывы Эрдогана вернуться, Гюлен предпочитал восстанавливать работать из-за рубежа. Как оказалось, это было не зря – в дальнейшем именно Гюлен был объявлен главным врагом Эрдогана…

Как отмечает турецкий правозащитник Гюналь Корсун, все началось меняться в 2006 году.

«Турция успешно имплементировала все рекомендации Евросоюза и двигалась к членству в это сообщество до 2006 года. В этот год начались критические изменения в стране. ЕС отметил негативную ситуацию в сфере защиты прав человека», — говорит Корсун.

По словам правозащитника, Эрдоган так или иначе сосредоточил в своих руках контроль над полицией, министерством юстиции, прокуратурой, в целом над правительством.

Переломным для Эрдогана стал 2013 год, когда он решил построить на площади Таксим в Стамбуле мечеть. Многие жители Стамбула тогда решили выйти на бессрочный митинг, требуя сохранить зеленую зону на месте строительства. Хотя полиция применила силу, митинги продлились несколько дней, протестующие оказывали сопротивление полиции. Тем не менее, Эрдоган продавил свое решение о строительстве мечети.

В октябре того же года на Эрдогана и членов его партии посыпались компрометирующие документы — кто-то слил в СМИ аудиозапись переговоров его дочери, занимавшей пост советника, в котором она отдавала указания фермам троллей, работавших на правительство.

По результатам расследования три министра вынуждены были уйти в отставку. Однако, вопреки ожиданиям, дело обернулось не сенсационными делами по коррупционерам, а уголовным преследованием более 100 полицейских офицеров, которые вели расследование по коррупции.  

Тем не менее, несмотря на все это, Эрдоган оставался достаточно популярным в народе – во время попытки госпереворота в 2016 году в его защиту против военных вышли жители Стамбула и Анкары. Тогда погибло 90 мирных жителей, выступавших за Эрдогана, и 104 военных на стороне путчистов.

В 2017 году на референдуме население проголосовало за поправки в Конституцию, предложенные Эрдоганом, который добился того, что главой государства стал только президент, а должность премьер-министра была упразднена.

Интересно то, что черкесы, проживающие в Турции, вышли в защиту Эрдогана в 2016 году, а в 2017 большинство из них проголосовало за поправки в Конституцию. По словам самих черкесов, они были воодушевлены тем, что при Эрдогане был принят закон, вводивший уроки черкесского языка в школах, в тех регионах где есть черкесская община. В свое время Кемаль Ататюрк боролся против того, чтобы граждане Турции делились по религиозным и этническим признакам. Поэтому гражданское общество он насаждал инструментами того времени: вместо мультикультурализма – клятва на верность Турции, которую читали дети каждый день в школе, что было отменено Эрдоганом в 2021 году.

Однако те же самые черкесы в своем большинстве в марте 2019 года голосовали уже за Экрема Имамоглу, который демонстрировал свою заинтересованность в установлении добрых контактов с черкесской диаспорой. Будучи еще мэром стамбульского пригорода Бейликдюзю, он передал одно из зданий в собственность черкесского культурного центра местной диаспоре, а в июне 2022 года предоставил черкесам зал в Стамбуле для проведения международной конференции, за месяц до выборов провел Фестиваль Кавказской Культуры, который продлился пять дней.

Снискал Имамоглу также и симпатии курдов, которые по различным данным составляют до 40% населения Стамбула. В частности, Имамоглу устроил курсы курдского языка для всех стамбульских курдов, добился отмены запрета на курдское издание пьесы «Фанфары и малина» итальянского драматурга Дарио Фо.

В мае 2023 года оппозиция смогла заставить нервничать Эрдогана — перед выборами президента и парламента был организован «Стол шести», в который вошли «Хорошая партия», «Партия Счастья», «Партия будущего», «Партия демократии и прорыва» (DEVA) и «Демократическая партия». Прокурдская Демократическая Партия Народов (DEM) тогда тоже поддержала единого кандидата от оппозиции, однако из-за политики националистической «Хорошей партии» она не числилась среди участников «Стола» и ее членам не были обещаны министерские портфели.

Однако оппозицию на майских выборах подвела личность единого кандидата – лидера РНП Кемалья Кылычдароглу, которому на тот момент было 77 лет.

Представители союзных РНП политических сил еще во время обсуждения предупреждали, что Кылычдароглу слишком стар, и что избиратели за него не проголосуют. Предлагались кандидатуры все тех же Имамоглу и Яваша. Однако Кылычдароглу выиграл межпартийную борьбу и проиграл Эрдогану на президентских выборах…

Тем не менее, победа Эрдогану досталась тяжело – пришлось проводить второй тур, и перевес составил всего 4 с небольшим процента — 52,14 против 47,68.

Избирательная кампания на муниципальных выборах 31 марта 2024 года стала для Эрдогана серьезной «битвой». Он выдвинул в качестве кандидата в мэры Стамбула бывшего министра строительства и окружающей среды Мурата Курума, чья популярность возросла во время землетрясения в феврале 2023 года.

 Курума поддерживали как могли – на встречах с избирателями его сопровождали и министр обороны Яшар Гюлер, и министр иностранных дел Хакан Фидан. Избирателям в Стамбуле обещали повышение пенсий, льготный проезд в общественном транспорте, строительство новых домов для приобретения на льготных условиях. Центральные власти начали строительство новой подземной транспортной линии под проливом Босфор. Власти всячески подчеркивали непричастность Имамоглу к этому проекту. И тем не менее, несмотря на тотальную поддержку властей, Мурат Курум проиграл выборы.

Накануне выборов, 30 марта, у памятника Ататюрку собралось большое количество народа, многие приносили красные гвоздики.

«Имамоглу – продолжатель дела Мустафы Кемаля. Он вернет Турцию к идеалам республиканского правления», — объяснял мне молодой человек активность людей именно перед памятником Ататюрку.

Как считает Куат Ахметов, недовольство Эрдоганом зрело уже давно, однако победу Имамоглу на выборах во многом определило ухудшение экономической ситуации в стране.

«В Турции очень высока инфляция. За последние три года курс лиры упал в несколько раз. Поэтому даже консервативные избиратели не захотели голосовать за власти», — говорит Куат Ахметов.

При этом, как отмечает Ахметов, Эрдоган смог сохранить определенную популярность.

«В Турции он пользуется популярностью особенно после 2020 года — когда «Байрактары» помогли Азербайджану вернуть Карабах. Все знают, что владелец предприятия-производителя беспилотников Сельчук Байрактар – зять Эрдогана. Война в Украине, где также «работают» «Байрактары», сыграла на популярность президента», — говорит Куат Ахметов.

По мнению Ахметова, в Турции многие считают, что Эрдоган умело маневрирует в вопросах российско-украинской войны.

«Многие в Турции считают, что в реальности война в Украине – столкновение России и США. И то, что Турция не ввязалась в войну ни на одной стороне, но сохранила при этом свой авторитет как переговорщика, избиратели, конечно, засчитывают в плюсы Эрдогану», — говорит Куат Ахметов.

Оппозиция победила и в других больших городах Турции. И естественно, увидев волю большинства, Эрдоган понял, что с оппозицией лучше начать договариваться.

В то же время, Эрдоган уже заявлял о том, что собирается уходить из политики. Но на самом деле поводов для борьбы у Эрдогана достаточно. Если на президентских выборах в 2028 году сменится правящая партия, то против нее могут быть инициировано расследование по обвинению в коррупции. Так, например, один из боссов турецкой мафии Седат Пекер обвинил в соцсетях сына бывшего министра внутренних дел Мехмета Агара — Толгу Агара в изнасиловании и убийстве казахской студентки Елданы Кахарман. Также он заявил о причастности Мехмета Агара в убийстве Кутлу Адалы — турка-киприота, выступавшего против оккупации Турцией полуострова, и об участии Агара вместе с сыном бывшего премьер-министра Бинали Йылдырыма Эркамом в международной схеме незаконного оборота наркотиков. Кроме того, Пекер утверждает, что бывший советник президента Аднан Танриверди организовывал поставки оружия исламистской группировке «Джебхат Ан-Нусра» в Сирии.

Потому не исключено, что в случае смены власти, скорее всего, все перечисленные обвинения дождутся расследования.

Кроме обвинений в коррупции Эрдоган также опасается и за политическое будущее своей семьи и близких людей. Ожидается, что в 2028 году кандидатом в президента от ПСР станет зять Эрдогана — Сельчук Байрактар или министр иностранных дел Хакан Фидан. Они, конечно же, могут проиграть эти выборы, но Эрдогану важно, чтобы они сохранили возможность баллотироваться в будущем.

В свою очередь Озгюр Озель не хочет, чтобы смена власти произошла по жесткому сценарию, при котором уходящая партия попыталась бы защититься силовым способом от возможных разоблачений. Так что не исключено, что по крайней мере, в течение четырех лет, оставшихся до выборов, будут обсуждаться условия сдачи. Однако, не стоит расслабляться – Эрдоган продолжает вести активную борьбу со своими политическими оппонентами. В частности, только за прошлый год было проведено 19756 операций против Курдской Рабочей партии, были задержаны до тысячи человек, объявленных боевиками. Активно ведутся мероприятия и по нейтрализации движения Фетхуллаха Гюлена «Хизмет». 14 февраля этого года Гюлен на своем сайте опубликовал видеозапись, где он читает стихи. Тут же последовал комментарий контр-адмирала в отставке Джихада Яйджи, который заявил, что это был завуалированный призыв Гюлена к своим сторонникам взять под контроль правительство Турции. Задержания сторонников Гюлена происходят с регулярной периодичностью, в прошлом было задержано 8286 человек, из которых аресту подвергли 1343 человека. И насколько Эрдоган готов подвергнуть репрессиям и давлению других своих политических противников, покажет время…

Беслан Кмузов, специально для newcaucasus.com

Continue Reading

Trending