Рафик Алиев: Заявления о военном пути разрешения карабахского конфликта – имитация

1444

«Официальная политическая деятельность, направленная на урегулирование армяно-азербайджанского конфликта вокруг Нагорного Карабаха является имитационной» – такое мнение в эксклюзивном интервью newcaucasus.com высказал член-корреспондент Национальной Академии наук Азербайджана Рафик Алиев. По его мнению, основополагающий фактор в вопросе урегулирования конфликта – «то, что создание Минской группы ОБСЕ являлось причиной, которая предопределяла неразрешенность конфликта». Кроме того, в интервью Р.Алиев затрагивает проблему «дефицита личности» в азербайджанском обществе. «Регресс охватил многие сферы общественного бытия и политической жизни. Уже давно наблюдается и ощущается развитие «нравственного кризиса». Идет какая-то новая негативная «социальная перекодировка» нашего общественного и национального сознания», – считает он.

– Вы известны в Азербайджане не только как талантливый ученый и интеллектуал, но и представитель интеллигенции – активный общественный деятель с твердой гражданской позицией. Вы нередко выступаете с критикой относительно тех или иных общественных и политических процессов в стране. В то же время Вы высказываете довольно резкие справедливые замечания касательно качества образования, науки и «интеллигенции» в Азербайджане. Как Вы считаете, чего именно не хватает сегодняшней азербайджанской интеллигенции, если убеждение, что интеллигенция это совесть и мозг нации, есть изначальное условие национального развития?

– Я бы сказал, что самым актуальным вопросом в нашем сегодняшнем обществе является проблема «дефицита личности». Понятно, что это очень тревожный сигнал для любого социума. К сожалению, общество вот уже достаточно продолжительное время переживает период регресса. Регресс охватил многие сферы общественного бытия и политической жизни. Уже давно наблюдается и ощущается развитие «нравственного кризиса». Идет какая-то новая негативная «социальная перекодировка» нашего общественного и национального сознания.

Это означает, что меняется система ценностей и моральных критериев. Здесь сразу же выступает традиционный вопрос о степени ответственности интеллигенции, о ее миссии.

Во-первых, наличие проблемы «дефицита личности» в обществе предопределяет вопрос о существовании самой «интеллигенции», так как «интеллигент – это в первую очередь личность». Если кого то и признают, к примеру, «великим ученым», это еще не значит, что в нем обязательно будут видеть и личность. Научный авторитет, творческий потенциал, «цивилизованные нормы поведения и эстетичность» не есть полный комплекс для формирования образа, а главное, сущности «интеллигента». Будучи уверенным, что интеллигент есть «рыцарь духа и свободы», становится понятным, насколько важным является актуальность «внутреннего нравственного цензора».

Именно к нему должен прислушиваться человек, который претендует на звание «интеллигента». Интеллигент должен преодолевать в себе страхи, не впадать в зависимость от ряда материальных потребностей. Вот если все приведенное, присутствует как качество в ментальности и деяниях группы людей это и есть совокупность личностей, которая называется «интеллигенцией». Это избитая фраза, но интеллигент просто обязан ставить общественные и национальное интересы, хотя бы на одну ступеньку выше своих.

Горланить о национальных и общественных интересах, о любви к Родине – это одно, но готовность жертвовать чем то, во имя всего этого, может исходить и от «беззвучного чувства долга», в котором заложено также стремление к обеспечению как социальной, так индивидуальной справедливости.

И в конце концов из всего этого следует, что интеллигент должен быть «носителем нравственных ориентиров», так как без этого нет стержня для духовного развития общества и нации.

В Азербайджане сегодня есть личности – интеллигенты, и они пытаются оказывать гражданское сопротивление всему негативному, что охватило общество. Это достаточно непростая работа, учитывая те или иные реалии, и требует организованности, скоординированности усилий. Именно с данной целью в нашей стране и был создан «Форум интеллигенции», который является площадкой для обсуждения наиболее важных проблем общества и государства, принятия решений по ряду вопросов.

– Значение урегулирования армяно-азербайджанского конфликта вокруг Нагорного Карабаха также является первостепенным вопросом для нашего общества и недавно наблюдалось обострение ситуации на линии соприкосновения Вооруженных сил Азербайджана и Армении, что в очередной раз стало поводом для последовательных заявлений о шаткости ситуации «ни мира, ни войны». В чём состоит, по Вашему, наиболее предполагаемая причина конфликта? Можно ли предполагать, что проблема именно в «этнической несовместимости»?

– Для меня в целом неприемлемо определение «этническая несовместимость». Основополагающим фактором в данном вопросе является то, что создание Минской группы ОБСЕ являлось причиной, которая предопределяла неразрешенность конфликта. Одним из барьеров является и то, что урегулирование карабахской проблемы связано с вопросом столкновения интересов и геополитических приоритетов разных государств. Наблюдаемая официальная политическая деятельность, направленная на урегулирование армяно-азербайджанского конфликта вокруг Нагорного Карабаха является имитационной. Заявления о военном пути разрешения карабахского вопроса также есть всего лишь имитация.

В свою очередь, я как ученый, могу говорить конкретно о научных разработках в данном направлении. Надеяться на урегулирование конфликта можно в том случае, если будут созданы специальные институты, которые будут последовательно изучать суть данной многоуровневой проблемы, соприкасающейся с целым рядом вопросов, которые часто игнорируются и не принимаются во внимание. В ходе исследований необходима апробация различных теоретических моделей, которые в дальнейшем могут быть применены в практике.

– Не могли бы Вы немного рассказать об актуальной в современном мире теории нечетких множеств (нечеткая логика), формулированием и разработкой которой вместе с известным американским ученым азербайджанского происхождения Лютфи Заде, Вы занимаетесь уже многие годы. Так что же такое – «нечеткая логика»?

– Нечеткая логика направлена на определение возможностей человеческого разума, чтобы объяснить его многофункциональность, через неоднозначность категорий и явлений. При этом очень важно рациональное восприятие и толерантное отношение к различным формулировкам. Нечеткая логика более толерантна, чем классическая. К примеру, в бинарной логике (двоичная логика – прим. автора) Аристотеля все исходит из понятий «черное и белое». В нечеткой логике нет подобного подхода. Согласно нечеткой логике феномены многозначны. Кроме того это гуманитарная дисциплина. То есть, нечеткая логика разрабатывалась для таких наук, как политология, социология, конфликтология, правоведение и так далее. Но сегодня она применяется также и в точных науках и в экономической теории. Между тем, в нечеткой логике основное внимание уделяется именно слову, то есть тексту.

– В формальной логике Аристотеля основополагающим началом является «закон исключённого третьего» (tertium non datur – «третьего не дано»). То есть, к примеру, «либо А есть B, либо А не есть B». Но в нечеткой логике, как Вы заметили, нет подобной детерминации (ограничения, взаимообусловленности). В таком случае думается, что нечеткая логика объясняет определения, понятия и феномены, не исходя из парадигм «взаимно однозначной последовательности». Вместе с тем, разрабатываемая Вами теория, ссылаясь на «истинность высказывания», герменевтику структуры текста, истолкование его многозначности, может породить различные интерпретации. А подобная «неопределенность» не способна ли вызвать скептицизм относительно научного познания?

– Конечно, подобная критика высказывается. Но ведь на самом деле через классическую логику невозможно познать многогранность интеллекта, процессов, явлений и как бы это не пафосно звучало – ощутить полноту жизни, «единство в бесконечности». Когда говорится, что нечеткая логика разработана «для человека и вокруг человека» имеется в виду многозначность и значимость субъективного восприятия – перцепции в познании объективных предметов и категорий. Данная теория объясняет, что мир более сложен, чем это понимается через классическую логику и наша цель – приблизить человека к этой очевидности. Это в свою очередь создает новые возможности для познания и активизации человеческой деятельности.

– То есть, нечеткая логика так не ограничивает человеческий разум «конкретными абстракциями»?

– Абсолютно верно. Известно, что без сомнений невозможно развитие, а значит, невозможен и прогресс. В научном познании необходимо именно сомнение. Метафорично это целесообразнее определить как «широкий взгляд на вещи». Примечательно, что в данном случае в нечеткой логике принципиальным является акцентирование на «слове, как центральном обозначении». Слово и текст – это и есть объекты исследования в нечеткой логике. В данной теории изучается языковая символика. Бесспорно, что классическая логика создала ограничения, по причине неразвитости языка. Ведь, например математические знаки, физические или химические формулы не есть универсальные обозначения. Они актуальны в определенном контексте. У живого языка больше потенциала. Человек не мыслит формулами. Нечеткая логика – это есть стремление, методология рационального сопоставления и понимания противоречий в языке, для еще более полноценного объяснения явлений и процессов. Здесь важна последовательность «шаг за шагом». Между тем, современный мир – это глобальное информационное поле. Поток информации в нынешний исторический период беспрецедентно огромен и тут опять-таки возникает необходимость переосмысления причинно-следственной связи в различных событиях и феноменах, новый подход и оценка, языковая интерпретация. Нечеткая логика это формат, в котором все перечисленное имеет первостепенное значение.

Ниджат Самедоглу, специально для newcaucasus.com

Фото: xural.com

ПОДЕЛИТЬСЯ