Грузия опережает Азербайджан и Армению по суициду

1168

Согласно последним данным Всемирной организации здоровья (ВОЗ), в Грузии число самоубийств составляет в среднем 8,8 на каждые 100 тысяч жителей, в Армении этот показатель равен 3,9, а в Азербайджане – 1,3, в России – 64,3.

В Грузии показатель числа самоубийств, конечно, многократно ниже, чем в России и составляет в среднем 8,8 человек. Однако в Грузии складывается крайне тревожная тенденция. Особенно остро проблема суицида в Грузии стоит среди молодежи и пенсионеров.

Дело в том, что за последние три года число самоубийств на каждые 100 тысяч человек в Грузии увеличилось в шесть раз. ВОЗ приводит данные по 106 странам и ни в одной из них не наблюдается такого резкого увеличения числа суицидов за столь короткое время.

Стоит отметить, что число самоубийств в Грузии особенно возросло за последние три года. По данным МВД Грузии, после 2004 года, когда был очередной всплеск самоубийств, этот показатель пошел на убыль. Но в период с 2008 по 2010 годы наблюдается беспрецендентное увеличение числа как собственно суицидов, так и попыток расстаться с жизнью.

В 2008 году в Грузии покончили с собой 67 человек, в 2009 – почти в три раза больше – 183 человека, в 2010 году число самоубийц увеличилось и составило 361 человек. Возрастает и количество попыток суицида. Так, в 2009 году попытался покончить с собой 1091 человек, а в 2010 – уже 1171 человек.

Отмечается, что склонность к суициду в Грузии в основном проявляют мужчины. В этом показателе 7,1 случая приходится на мужчин, 1,7 – на женщин.

Во время одной из недавних воскресных проповедей Католикос-Патриарх Грузии Илия Второй говорил об участившихся фактах самоубийства в Грузии. Как известно, православная церковь не только на словах осуждает это явление, но и лишает самоубийц церковного обряда погребения, относя суицид к великому грехопадению.

В светской жизни по числу самоубийств определяется степень морально-нравственного, психического здоровья . Точнее сказать, в социологии и психологии суициды являются одним из показателей, по которым устанавливается такое социально опасное явление, как деградация общества.

Например, известный российский ученый член-корреспондент академии наук РФ, заместитель директора НИИ психологии А.В.Юревич давно исследует нравственное состояние российского общества. Журнал «Социологические исследования» (Москва) опубликовал его работу, в которой ученый на основе анализа и систематизации выводов философов, экономистов, психологов, юристов, социологов приходит к заключению, что моральный уровень российского общества начала XXI века определяется не иначе как «моральная деградация». Среди полтора десятков показателей, которыми оперирует ученый, есть такие: число самоубийств на 100 тысяч жителей, нежелание жить, безразличие к своей и чужой жизни.

Но какова причина катастрофического шестикратного роста самоубийств в Грузии за последние три года? Есть ли опасность, что число самоубийств будет расти и дальше в той же прогрессии?

«Вообще к суициду человек прибегает в состоянии отчаяния», – говорит в интервью газете «Резонанси» психолог Лела Гаприндашвили. – «Состояние отчаяния приводит человека сложившееся в стране положение. Страна сегодня находится в гораздо более сложном положении, нежели несколько лет назад. Вообще весьма сильный кризис имеет место не только в Грузии, но и во всем мире, что отражается на духовном состоянии людей».

Примерно такой же точки зрения придерживается и психолог Теа Гоготишвили: «В разных культурах причиной увеличения числа самоубийств могут быть разные моменты. Что касается Грузии, то здесь мы имеем дело со сложным социально-экономическим фоном. Ежедневно в стране возникают новые вызовы, сокращаются рабочие места, выдвигаются новые требования в разных отраслях и сферах дятельности, – все это вызывает у людей труднопреодолимый стресс».

Психолог Софио Верулашвили в интервью телеканалу ПИК подтверждает тенденцию роста числа самоубийств, однако считает, что пока причин для паники нет.

В этих казалось бы весьма логичных объяснениях не хватает одного очень важного звена. В них нет ответа на вопрос: почему в Азербайджане и Армении, где социально-экономический фон в целом немногим отличается от социально-экономического фона в Грузии, не наблюдается столь резкого суицидного всплеска. В этих странах указанный показатель более или менее стабилен.

Вопрос требует тщательного изучения. Особого внимания видимо требует влияние такого фактора как российская агрессия против Грузии в августе 2008 года. Безысходность и отчаяние поселились тогда в душах тысяч людей, потерявших не просто крышу над головой, но и надежду на возвращение в родные дома.

Все трагедии по-своему уникальны, н есть и некие общие закономерности, подталкивающие человека к роковой черте. Многое можно объяснить социально-экономическими и общественно-политическими условиями жизни общества. Аксиоматично, что чем тяжелее эти условия, тем больше личных трагедий разыгрывается в обществе.

Некоторые психологи говорят даже о генетической предрасположенности к суициду. Есть и такое понятие как «плохой пример заразителен». Приходилось, наверное слышать, сказанное в сердцах: «покончил бы с собой, но не хочу подавать плохой пример своим близким». В этом плане классическим можно назвать пример семьи Эрнеста Хемингуэя. Сначала счеты с жизнью свел отец писателя, потом, годы спустя, покончил с собой старший брат Эрнеста. А затем на пике своей славы застрелился и сам Хемингуэй. У писателя не было видимых причин для суицида: известен, обожаем миллионами читателей, экономически независим. Не исключено, что это именно тот случай, когда дурной пример оказался действительно заразительным. В 1996 году покончила с собой внучка писателя Марго Хемингуэй…

Тамар Нергадзе, специально для newcaucasus.com

Коллаж newcaucasus.com

ПОДЕЛИТЬСЯ