Хизри Алдамов: Грузии не стоит становиться во главе восставших против России

1506

Руководитель чеченской диаспоры в Грузии Хизри Алдамов в эксклюзивном интервью newcaucasus.com рассказывает о жизни чеченской диаспоры в Грузии, своем видении российско-грузинских отношений, вопросе признания геноцида черкесов в Российской империи и другом.

– Как сегодня живет чеченская диаспора в Грузии, насколько она интегрирована в грузинское общество?

– Мне трудно говорить о благоденствии, потому что диаспора живет бедно. Многим другим диаспорам как-то помогают, а нам – никто. Вот и живем тем, что Бог даст. Ну а так, с грузинским обществом – очень хорошие отношения. Да мы никогда и не отделяемся от него, не говорим, что мы – приезжие, гости или еще кто. Мы живем так же, как грузины, очень хорошо владеем грузинским языком, у нас нет особенных проблем, и мы не ставим никаких условий. Очень сладко, братски живем с грузинским народом. Вы, наверное, в курсе истории с депортацией чеченцев во времена СССР. В 1944 году людей чеченской национальности выселяли из мест их постоянного проживания. Однако грузинский народ нас защитил. Три раза готовились нас отсюда выселять, но и правительство, и народ Грузии сказали – не надо, это, мол – хороший, трудолюбивый народ, и нас оставили. Грузинский народ нас спас, и мы этого никогда в жизни не забудем.

– А кто, по-Вашему мнению, должен помогать диаспоре? Власти Грузии?

– Думаю, и власти, и все остальные должны как-то поддерживать, обращать внимание. Я не лично себя, я свой народ имею в виду. Нас ведь здесь, в Грузии, очень мало – всего 10-15 тысяч человек. За последние 15-18 лет наше общество ни от кого не получало финансовой поддержки – ни копейки, да и другого вида вниманием не было избаловано. Осетинам, азербайджанцам, армянам, абхазам, другим уделяется больше внимания. Нам это не обидно. Значит, грузины считают нас более близкими, и не отделяют нас, как другие национальности. Но поддержка кистинцам, чеченской диаспоре, конечно же, тоже нужна. Я уже давно прошу выделить мне одну комнату, но пока не получается. Сейчас вся связанная с диаспорой документация, печати, флаг, эмблема – у меня дома. Телефон, правда, отключен, и газ. Но найти меня нетрудно. Если кому нужна какая-либо справка, помощь, мы по мере возможности стараемся помогать.

И для нашей диаспоры, как и для других, тоже должны организовываться встречи, поездки, экскурсии и т.д. Кстати, инициативу в этом отношении, особенно по Тбилиси, захватили какие-то организации. Когда кто-то сюда приезжает, и хочет встретиться со мной, эти организации их куда-то увозят. А те потом из-за рубежа звонят мне – вот, мол, хотели добраться до вас, но не смогли. Спрашиваю – с кем вы были? В ответ они какие-то организации называют. Это неправильно. Нам и так живется несладко – у нас нет своего государства, вы видите, что творится в Чечне, и мы не можем лишний раз отсюда выезжать. Хорошо, что хоть родные и близкие сейчас могут сюда свободно приезжать. Я еще до войны говорил – надо теснее общаться с нашим обществом, которое живет совсем рядом с Грузией, ведь граница с Северным Кавказом – Чечней, Ингушетией, Дагестаном – всего в 50 километрах.

– Вы одобряете отмену Грузией визового режима для жителей Северного Кавказа?

– Конечно, это же так хорошо, когда люди могут легко приехать, навестить в Грузии своих близких, когда у них есть возможность похоронить мать, отца, брата… Раньше ведь многие не могли приезжать на похороны, это было большой проблемой. А отмена визового режима грузинской стороной очень помогла в ее решении. Мне бы хотелось, чтобы и российская сторона немного задумалась над этим.

Да и вообще, нельзя войной, самолетами, бомбами уничтожать людей. Войной никто ничего не выигрывал, и Россия тоже не выиграет, она проиграет. Посмотрите, что они сделали с нами. Чечню уничтожили, нас вообще уничтожили. Вот, черкесы требуют признания их геноцида Россией в XIX веке. А ведь российская сторона каждые 50 лет устраивает геноцид чеченскому народу. Нас ведь было там более миллиона, а теперь осталось несколько сотен тысяч человек. Много людей уничтожает война. Очень много из-за нее уходит из жизни безвинных людей. Поэтому России нужно опомниться. Кто дал право тем, кто сидят там во главе, уничтожать живых людей? Никто, но они это делают.

– Российские власти утверждают, что воюют в Чечне с террористами…

– Знаете, когда кто-либо произносит это слово в отношении моего народа, я всегда требую извинений. Потому что с моим народом не нужно обращаться как с террористом. Нас Россия все время называет, как ей хочется. А я всегда говорю: самый большой террорист – это Россия, это Кремль, большего террориста я не вижу. Я не имею в виду русский народ – он, бедный, живет еще хуже нас, в отношении русского народа тоже осуществляется геноцид. Хорошо живут в Кремле, они «гуляют». И не поймешь, откуда они туда пришли, у них нет национальности. Непонятные люди сидят в Кремле, и командуют, и уничтожают находящихся рядом соседей, государства. Это недопустимо. Но как с этим бороться? Можно только говорить, оглашать, убеждать. Вот мы и говорим, и все говорят, и, надеюсь, в конце концов, до России дойдет, что этого делать нельзя. Хватит уже несчастий, надо остановиться, нельзя убивать людей, нельзя…

– Российской стороной неоднократно делались заявления о том, что в Панкисском ущелье расположены базы северокавказских боевиков…

– Вранья еще хуже в жизни я не встречал. Как можно устроить подобное в Панкиси так, чтобы об этом никто не знал?! Там – практически одно село, больше ничего там нет. А ведь в Грузии – множество представителей международных организаций, весь мир здесь, и что, никто не видит, какова там ситуация на самом деле?! Да и сами россияне прекрасно знают, что и как – говорят, что они записывают здесь чуть ли не каждое слово. Они прекрасно знают, что в Панкиси ничего подобного нет. Просто им хочется найти повод – для того, чтобы стрелять, бомбить и т.д. В Панкиси живут обычные, мирные люди. Бедно живут, кстати, у них там ничего нет. А подобные заявления с российской стороны, я думаю, впредь и комментировать не стоит.

– Возможна ли новая война между Россией и Грузией?

– Кто-либо когда-либо думал, что Советский Союз разрушится?! Кто-либо разве когда-либо предполагал, что Россия нападет на Грузию и захватит 20% грузинских территорий?! Кто-нибудь поверил бы в это, если бы ему сказали об этом заранее?! А вот теперь мы оказались перед фактом. Как я могу сказать, что новой войны не будет?! Они делают, что захотят, когда захотят. Захотят – еще куда-нибудь зайдут, будут стрелять, захватывать территории. Это – болезнь, Кремлевская болезнь. И это – не мною придуманный диагноз. Пересмотрите историю – так происходит все время, они все время что-то забирают, отбирают. Не только мы требуем своего. Вон, Япония тоже требует свои острова. Каждая нормальная страна требует своего, а они – забирают чужое, они – захватчики, уничтожители, сидят в этом Кремле, как вампиры. Как они себя ведут?! Вчера дружили, а сегодня бомбят. Если ты сильный, то разговаривай со мной словом, не нужно бомбить, уничтожать людей. Бедные беженцы из Цхинвали, из Абхазии, сколько их?! И сколько беженцев может выдержать наше маленькое государство?! Думаю, мы всегда будем жить так неспокойно, пока Россия немного не угомонится.

– Вы надеетесь, что Россия изменит внешнюю политику?

– Не исключено, что что-то произойдет в лучшую сторону. Потому что молодежь России сейчас думает по иному. Это Кремль нужно угомонить, от него нужно избавиться. КГБ-шников и им подобных нужно не допускать до власти. К власти должна прийти молодежь, гражданская молодежь, и построить свое государство лучше других. Очень богатая страна Россия, только к власти там должны придти умные молодые люди, как это произошло в Грузии. Сегодня Грузия расцветает, и я очень рад этому. И весь мир видит, что происходит в Грузии. И было бы хорошо, чтобы и другие взяли с нее пример. А войной ничего не выиграешь. Только миром. Если ты сильный – помоги слабому. Как, например, помогают нам Америка, другие государства. Сейчас Грузия идет по своему пути отлично. Если так продолжится и дальше – хорошо, если нет – значит, не судьба. Все в руках Всевышнего.

– Вы упомянули выдвинутое представителями черкесской общественности требование о признании геноцида черкесского народа Российской империей в ходе Кавказской войны 1817–1864 годов. Черкесы обратились с этим призывом и к парламенту Грузии. Как вы считаете, должна ли Грузия признать геноцид черкесов?

– Я считаю, что мы должны помочь черкесам. Но признавать официально их геноцид я бы Грузии не посоветовал. Грузия – маленькое государство, она сама – в непростом положении, и ей трудно себя защищать. А как Россия реагирует в связи с просьбами, которые ее не устраивают, знают все. Не нужно давать ей лишнего повода нападать, воевать, она его и так ищет. Грузии нужно вынести информацию на мировую арену, оповестить весь мир, что по отношению к этому народу поступили несправедливо, его уничтожили. Если ты говоришь правду, тебе поверят. Так что прими близко к сердцу, и действуй. Но становиться во главе восставших против России не следует. И потом, зачем встревать в это на таком уровне? Если завтра-послезавтра мы построим с Россией хорошие отношения, то это у нас останется в минусе, который мы никак не сможем исправить. Впрочем, это мое личное мнение. И вполне возможно, что завтра Грузия признает геноцид, и это окажется лучшим решением. Просто решение по этому вопросу должно быть принято взвешенное, это должно быть обсуждено и властями, и с народом – есть старшее поколение, другие умные люди, всех нужно спросить.

– Вы сторонник налаживания отношений с Россией?

– Недавно я сделал заявление о том, что мне нравятся внешние отношения Грузии, нравится, что мы развиваем отношения со многими государствами. Мы должны хорошо жить со всеми, в том числе и с Россией. Даже американцы нам говорят: решайте, мол, свой вопрос с Россией, решайте, но не войной, а мирным путем. В России очень много людей, не согласных с тем, что Кремль содеял в Грузии. Вы знаете, многие люди там очень недовольны. Но они боятся Путина, боятся сказать свое слово, выступить, что-либо сделать. Так что лучше всего для налаживания отношений – чаще нам ездить друг к другу, больше приглашать сюда российскую сторону. Вот не так давно два российских журналиста здесь побывали, сколько новостей они повезли в Россию о том, что здесь действительно происходит. Множество людей приезжают сюда из Чечни, Дагестана. Они же видят, как развивается, как отстраивается Грузия, как хорошо живут люди, и потом рассказывают другим. Надо нам всем больше общаться – и выезжать и принимать гостей.

– Некоторые зарубежные СМИ советуют гражданам воздерживаться от посещений стран Южного Кавказа, в том числе и Грузии, утверждая, что это не вполне безопасно. Вы не согласны с этим утверждением?

– Я все сказал двумя словами: Грузия – расцветает. Видимо, это кого-то не устраивает, и отсюда – подобные заявления. Все, что происходит в грузинском государстве – прозрачно, и мы с распростертыми объятиями приглашаем сюда всех. Если кто-то неправильно здесь себя поведет, его призовут к ответу, независимо от национальности. Так происходит во всем мире, и так происходит и в Грузии. А если ты с хорошими помыслами – добро пожаловать. Конечно, у страны есть пока и проблемы, но ведь она – в процессе развития. И я, взрослый человек, радуюсь, наблюдая за тем, как идет это развитие.

Тамар Нергадзе, специально для newcaucasus.com

Фото с сайта “Радио Тависуплеба”

ПОДЕЛИТЬСЯ