Шахин Рзаев: протесты в Азербайджане ограничатся болтовней на фейсбуке

1386

Директор Азербайджанского филиала Института по освещению войны и мира (IWPR) Шахин Рзаев в эксклюзивном интервью newcaucasus.com рассказывает о ситуации со свободой слова, работе журналистов в Азербайджане, сотрудничестве с коллегами из Армении. По мнению Рзаева, давление властей на свободу слова и “завинчивание гаек” не вызовет серьезных протестов в стране. Он цитирует слова экс-президента Азербайджана Гейдара Алиева: “Наш народ очень терпеливый”. “Покойный хорошо знал свой народ”, – считает Рзаев.

– Насколько сложно работать в Азербайджане будучи представителем организации, освещающей конфликты? Какие трудности возникают?

– Если не ввязываться в политику на стороне оппозиции, с властями особых трудностей и нет. Главная трудность для представителей международных организаций – постоянные обвинения в шпионаже и предательстве национальных интересов. Есть также трудности, связанные с националистами – они критикуют сотрудничество с армянскими коллегами.

– Вы часто встречаетесь с армянскими журналистами, бывали в Армении. По-вашему, насколько важно подобное общение, какую оно приносит пользу?

– Конечно, установление доверительных отношений между коллегами с разных сторон конфликта играет очень важную роль для предотвращения всякого рода провокаций. Я знаю, что даже некоторые полевые командиры, в самый разгар войны, уважали друг друга и поддерживали связь, договаривались о каких-то гуманитарных акциях в нужный момент. Для журналистов же важно вовремя проверить какую-то информацию, которая потенциально могла бы дестабилизировать ситуацию. Примеров такого сотрудничества много. Лично из своего опыта могу привести пример, когда мы с армянским коллегой Самвелом Мартиросяном опровергли распространенную каким-то российским сайтом информацию о якобы имеющих место еврейских погромах в Сумгаите. Я убедил Самвела, что это ложь, а он добился публикации опровержения (или снятия новости с сайтов) в армянских СМИ.

– Верите ли вы в народную дипломатию? Способна ли она помочь в решении Карабахского конфликта?

– К народной дипломатии я отношусь крайне скептически. Войну начинают и заканчивают политики. Я не помню примера в истории, когда народная дипломатия приводила к какому-то результату. Я не считаю нашу работу частью народной дипломатии. Мы просто освещаем конфликт, по мере возможности, объективно. Это и есть миротворчество для журналиста – быть честным и непредвзятым.

– Заинтересованы ли сами стороны конфликта в народной дипломатии?

– На этот вопрос лучше всего ответить словами Гейдара Алиева: “Мы сперва договоримся о решении на уровне президентов и министров ИД, а потом пусть подключаются НПО и налаживают контакты”. Ни одна из сторон в настоящее время не нуждается в таком “пятом колесе”.

– Судя по новостям из Азербайджана и рейтингам международных организаций, ситуация со свободой прессы ухудшается. Так ли это и если да, то с чем это связано?

– Все сравнительно. Два года тому назад 11 журналистов сидели в тюрьме, сейчас – всего один. Начались “наезды” на блогеров и молодежных лидеров. Это связано, видимо, с тем, что власти пока не имеют представления, как контролировать интернет-пространство. С прессой они разобрались – кого-то подкупили, кого-то обанкротили, а кого-то загнали в “гетто”. С интернетом сложнее. Отсюда и такая реакция. Плюс ко всему, социальные сети в последнее время превращаются в реальный инструмент политики, взять хотя бы ситуацию после выборов в Иране. С развитием высоких технологий, традиционные методы давления на прессу теряют свой КПД. Но у властей нет пока рецептов, как управлять этой волной. Вот и действуют по старинке – наркотики в карман.

– К чему может привеcти подобное “завинчивание гаек”, если оно имеет место быть?

– Власти скоро поймут, что надо действовать более изощренно, бить “противника” его же оружием. Запретами трудно добиться желаемого результата. Скорее всего, выделят деньги на ведение интернет-пропаганды. Вот только как это будет делаться… Судя по “успехам” антиармянских пропагандистских форумов и статей, такая пропаганда зачастую дает обратный эффект. Но не думаю, что в Азербайджане дойдут до того, чтобы создать какой-то орган, контролирующий интернет (как в Иране или Казахстане). В любом случае, я не думаю, что такое завинчивание приведет к каким-то серьезным протестам. Все ограничится болтовней на фейсбуке.

Еще раз процитирую Гейдара Алиева: “Наш народ очень терпеливый”. Покойный хорошо знал свой народ.

– Вы утверждаете, что протесты против ущемления свободы слова ограничатся “болтовней на фейсбуке”, но именно социальные сети сыграли немаловажную роль в событиях в арабских странах…

– Да, сыграли. И в Иране сыграли, и в Кыргызстане. Но у нас не сыграли. Акцию “День Великого Гнева” 11 марта “лайкнули” 34 тысячи человек, свыше 3-х тысяч подтвердили свое участие, а реально на площадь вышло не более 100 человек. И то все они – “профессиональные митинговщики”, которые каждый раз выходят на несанкционированные акции. Фейсбук, на мой взгляд, не привлек новых людей. Значит, одно из двух: или протестные настроения не настолько сильны, как кажется оппозиционерам, или народ запуган до такой степени, что боится как-то выразить свой протест. Я более склоняюсь к первой версии. Многим еще есть что терять “кроме своих цепей”.

– Как вы оцениваете ситуацию со свободой слова в каждой из стран Южного Кавказа?

– Вопрос не ко мне. Есть же отчеты Freedom House, Репортеров без границ, Human Rights Watch. Я доверяю этим отчетам.

– Власти Азербайджана заявили начале борьбы с коррупцией. Как по-вашему, насколько она будет эффективной?

– На бытовом уровне что-то действительно изменилось к лучшему. Потому что этот уровень не затрагивает интересы верхушки власти, а так легче стало контролировать. Но монополии в крупном бизнесе остались такими же, так что не приходится говорить о серьезных намерениях искоренить
коррупцию.

Магеррам Зейналов, специально для newcaucasus.com

Фото из личного архива Ш.Рзаева

ПОДЕЛИТЬСЯ