Мифы и легенды Поти

4967

Поти на болоте

«Поти на болоте». Так шутливо потийцы отзываются о своем городе. Много лет назад на месте этого важного портового города Грузии действительно были болота, но после того, как их осушили, а впоследствии на их месте возвели город, «заболоченное» прошлое осталось только в поговорках. Современный Поти выполняет важную стратегическую роль, являясь одним из трех главных портов Грузии. Кажется, что по-другому, исходя из особенностей географического местоположения, и быть не могло. Расположенный на побережье Чёрного моря в устье реки Риони, город с незапамятных времен служил транзитным пунктом. Но транспортная составляющая – не единственный плюс Поти, уверены его жители. Перечень преимуществ города действительно звучит достойно. Начинается он с античной греческой колонии Фазис, на месте которого был построен Поти. Стен и фундаментов построек античных времен найти пока не удалось («плохо искали!» – ответят потийцы), зато предметов античной керамики – предостаточно. Многие из них можно увидеть в Музее колхидской культуры. Зданию музея – более ста лет. Оно хоть и хорошо сохранилось, но нуждается в реставрации.

Следующий в списке – миф об аргонавтах. По преданию, именно у устья Риони причалил их корабль в поисках золотого руна. Атрибутику, связанную с мифом об аргонавтах, можно встретить в Поти на каждом шагу – мост Ясона, статуя Медеи, кафе «Золотое руно». Все это напоминает события трехтысячелетней давности. Особенно продвинутые горожане предлагают сменить название города на «Нью-Фазис». «Есть ведь Нью-Йорк, Неаполь и Новгород. Так почему же не может быть Ньюфазиса?» – говорит Ната Лашхия. Противостоять этой железной логике сложно.

Амазонка без крокодилов

Самого Фазиса уже давно не существует, и даже доподлинно неизвестно, где конкретно находилось это древнегреческое поселение. По одной из версий, он оказался на дне озера Палеостоми, которое является вторым в списке потийских достопримечательностей (или третьим? Поправьте меня, если я сбилась со счета). Это реликтовое озеро входит в состав уникального Колхидского заповедника. «Амазонка без крокодилов» – так эти места назвал ученый-биолог из Германии, посетивший Поти с целью изучения редких вид птиц (которых здесь, также, как и животных, видимо-невидимо). Таинственный, манящий, этот край действительно чем-то напоминает Амазонку (не путать с амазонками, о них – попозже). Часовая водная прогулка на понтоне – и вам откроются все секреты Палиостоми. По обе стороны реки Печора, вытекающей из озера, отходят «рукава» – тихие узкие заводи. Густая крона деревьев, растущих на их берегах, смыкаясь, образует «живые» тоннели, в которые хочется свернуть с основного русла и узнать, куда же они ведут. Посередине озера на маленьком островке заметен крест. Правда это или небыль, но, говорят, что крест этот – все, что осталось от затонувшей много веков назад на этом месте церквушки.

Из турбулентного – в ламинарный

Батуми, Анаклия, Лазика…. Потийцы верят: следующий в этой очереди строящихся курортов – их город. Ведь достоинств у Поти – хоть отбавляй. Экотуризм, спортивный туризм, экстремальный туризм – вот те ниши, которые на сегодняшний день свободны и которые сам Бог велел занять Поти.

Толковые менеджеры, которые сегодня управляют городом, прекрасно понимают: для превращения Поти в туристический город нужны инвестиции. Они также понимают, что инвестиции не придут в город, пока в нем неразвита инфрастуктура. До недавних пор в Поти не была проведена канализация, не было газопровода и водопровода. Сегодня ситуация с водоснабжением и электричеством заметно улучшилась. Прокладывают и газопровод (газификацию Поти осуществляет азербайджанская нефтяная компания «Socar»). «Работы по строительству жизненно важных для города коммуникаций ведутся и завершатся спустя полтора-два года», – заявил мэр города Вахтанг Лемонджава на встрече с журналистами. По его словам, «скоро жизнь в Поти перейдет из турбулентного течения в ламинарный». Судя по тому, что глава города несколько раз повторил эту фразу, можно судить, что она стала девизом обновленного портового города. Путь «к ламинарному течению» замедлили события 2008 года. На пару лет было приостановлено все, что было начато до войны. Но с 2010 года восстановительные работы возобновились. Как говорится, процесс пошел. По всему городу – строительные леса, вырытые ямы, груды бетона… Все говорит о том, что скоро Поти превратится в туристическую Мекку. Пока же из туристов – только ученые, которых зовет в Поти научный интерес. Здесь круглый год можно наблюдать за перелетными птицами. Наука «слежение за птицами», или birdwatching, в Грузии еще не очень популярна. Зато иностранным специалистам Поти знаком именно этим. Город с трех сторон окружен морем, озером и рекой – такое не часто встретишь. Река Риони делит город на две условные зоны – индустриальную и туристическую. В 1991 году на потийском Золотом озере прошел чемпионат Европы по водным лыжам. А один из районов Поти – Малтаква – в советские годы был известен, как курорт с серными источниками, куда приезжали полечиться со всего Советского Союза. Уезжая из Поти, и я, пользуясь случаем, набрала бутылочку полезной воды.

1344099177_4Над бурей поднятый маяк…

Несмотря на то что, ремонтные работы в городе в самом разгаре, в Поти есть два места, которые готовы принимать посетителей уже сегодня. Одним из них является маяк. Реконструкция его уже завершена. Новая краска здания маяка поблескивает издалека.

Потийский маяк – единственный в своем роде на черноморском побережье. В августе этого года ему исполняется 150 лет. Маяк был построен в 1862 году британским инженером. В Грузию его привезли на корабле. Потийский маяк – самое высокое мореходное сооружение на побережье Черного моря. Его высота составляет 38 метров. Маяк станет одним из пунктов туристических маршрутов, в нем разместится музей истории грузинских мореплавателей. От остальных собратьев потийский маяк отличается не только солидным возрастом, но и качественными характеристиками. Потийский маяк – двухцветный, а если быть точнее, красно-белый (батумский – красный, сухумский – белый). Смотрители маяка, Гена и Валера, работают посменно. Днем маяк, понятное дело, не действует, но кое-кто так «достал» смотрителей своими расспросами о том, как работает маяк и много ли он пожирает электричества, что Гена и Валера, видимо, решив, что лучше один раз показать, чем сто раз объяснять, средь бела дня повернули рубильник: затарахтел мотор – и мы увидели маяк в действии: огромный фонарь стал плавно поворачиваться, показывая нам то белую, то красную стороны.

Старинные часы… Еще идут

Поти имеет сферическую форму – от центра города отходит 12 улиц. В самом центре – Потийский кафедральный собор. По решению советских чиновников он был превращен в театр. Сейчас храму возвращается его былое предназначение, в нем в самом разгаре идут строительные работы. А для театра строится новое здание – в современном стиле.

1344099190_5Рядом с собором высится старинная башня. Глядя на нее, приходят на ум строчки из популярной песни эпохи 80-х о старинных часах. А все потому, что башня с трех сторон увенчана тремя огромными циферблатами, которые когда-то показывали время. Деревянная винтовая лестница ведет на самую вершину, где в комнате под крышей стоит уникальный часовой механизм, собранный в начале прошлого века. А, поднявшись по узкой лесенке еще выше (нас предупредили, что подниматься по ней лучше по одному), можно попасть на открытую верхнюю площадку башни, откуда хорошо просматривается центральная часть города. Одну из комнат башни оборудовал под свое жилье Нико Николадзе – человек, которого потийцы боготворят. В 1894 году он был избран главой города. Именно Николадзе составил план расширения местного порта. В башне сохранилась кое-какая старинная мебель, которой пользовался Николадзе. Его вклад в развитие города, говоря высокопарно, трудно переоценить. А если попроще, то, наверное, никто после него не сделал для города столько, сколько он. Впрочем, у нового мэра есть все шансы войти в историю. Молодой, образованный (врач по образованию), он представляет собой новый пример начальника – ведет здоровый образ жизни, бегает по утрам, ездит на велосипеде.

Красавицы и чудовище

Поти по праву можно назвать одним из самых древних городов Грузии – если не самым древним. Туристический потенциал у него чуть ли не больше, чем у любого другого города Грузии. Остряки шутят: осталось придумать самую малость – ту самую «изюминку», на которую обычно так падки туристы. Например, легенду о лох-несском чудовище «местного разлива» – тем более, что основания для этого есть. Местные жители рассказывают, будто время от времени спокойное на первый взгляд озеро начинает ни с того ни с сего волноваться, на нем поднимаются волны непонятного происхождения. Так что, фотографы, самое время вооружиться фотоаппаратами – и бегом на Палеостоми! Ловить момент появления на свет нового обитателя потийской Амазонки.

К слову об амазонках. Они в Поти тоже есть. С некоторыми из них мне даже довелось познакомиться. Ареал обитания потийских амазонок – департамент спорта и культуры при мэрии города. По отваге и мужестве потийские амазонки ничем не уступают южноамериканским. Правда, работают они под мужским руководством. Предводитель потийских амазонок – Зураб Тибуа (кстати, единственный арбитр по боксу, который принимал участие в Олимпиаде-2008 от Грузии). Качества потийских амазонок заметил и Александр Дюма, который побывал в Поти в конце XIX столетия. В произведении «Кавказ» французского писателя остались такие строки: «Мегрельские женщины – особенно блондинки с черными глазами и брюнетки с голубыми – самые прекрасные творения на земном шаре». Благодарные «прекрасные творения» предложили увековечить классика. Памятник Дюма до сих пор стоит в Поти.

Нью-Фазис

В Поти предусмотрено строительство гостиницы Рэдиссон. В департаменте по туризму считают, что в их городе должны быть представлены все типы гостиничных услуг – от гестхаусов до высококлассных отелей. Тот факт, что сегодня Поти в плане туристической привлекательности уступает соседним Батуми и Кобулети – явление временное, уверены в департаменте по туризму. Руководитель отдела туризма и молодежной политики при мэрии города Поти Инеза Макалатия рассказала, как она видит стратегию по развитию туристического потенциала города:

– Именно сейчас можно и нужно делать все для того, чтобы привлечь внимание потенциальных инвесторов. Сейчас фиксируются приемлемые цены на недвижимость и земельные участки. По завершении инфраструктурных работ они, без сомнения, возрастут. Надо пользоваться шансом. Колхидский национальный парк, реликтовое озеро Палиастоми, река Риони, пересекающая город по центру, песочное побережье Черного моря, курортно-оздоровительная зона Малтаква, песчаное побережье которой богато магнетитом плюс миф об аргонавтах – уникальное место на туристической карте Грузии. Все это составляет серьезный туристический потенциал, способный заинтересовать отечественных и иностранных туристов. У нас есть все для для развития экотурзима. Для любителей дикой природы и активного отдыха Поти – идеальное место: пешеходный туризм, рыбалка, катание на водных лыжах, прогулки на лошадях (отстроенный ипподром уже функционирует), пляжный футбол и волейбол.

Особенно наши места должны заинтересовать студентов. В Грузии – около 70 ВУЗов. Я работала в одном из них (пиар-менеджером Университета Грузии) и знаю проблему студенческого отдыха изнутри, в том числе по итогам проведенных опросов. Так вот, более чем для 80% студентов летний отдых в Батуми и Кобулети – непозволительная роскошь, не говоря уже о загранице. 25-30 лари (около 20 долларов) в сутки за койку (это стандартная цена на пике сезона в домах частного сектора) – перечеркивают все их планы на отдых во время летних каникул. Думаю, в прочих ВУЗах та же картина. На этом фоне демократичные цены на проживание в хостеле – достойная альтернатива студенческого отдыха. За последний год Колхидский национальный парк посетили до 12 000 туристов. Осмотрев достопримечательности города, они не задерживаются в нем надолго – по причине отсутствия дешевого жилья. Тем временем, подавляющее большинство из них – потенциальные клиенты хостела. С учетом перспектив развития экотуризма было бы правильным сделать ставку именно на недорогие двух- и трехзвездочные отели, а также молодежные и студенческие хостелы, кемпинги, палаточные городки. Экотуристы – сегмент туристов, которые принципиально не останавливаются в дорогих гостиницах. Это обстоятельство следует учесть при планировании туристической инфраструктуры. Более 70% населения города живет в частном секторе, что позволяет развить сеть гестхаусов. Во-первых, это будет нужно туристам, а во-вторых, составит дополнительный источник дохода для населения. Стратегия на развитие экотуризма придаст городу особый туристический статус. Сервис и услуги будут радикально отличаться от того, что предлагают потенциальным туристам города-соседи. Для постояльцев палаточного городка или кемпинга можно будет организовать рыбалку, охоту, прокат транспортных средств (автомобили, велосипеды, лодки), конные прогулки. Для местных турфирм, гидов, владельцев микроавтобусов – организация экскурсии по городу Поти и в близлежащие города (Батуми, Зугдиди, Кутаиси и другие). Следует также учесть, что с введением в строй аэропорта в Поти количество туристов возрастет в разы. Наконец, кемпинг мог бы стать площадкой для разного рода культурных, спортивных или благотворительных акций. Особенно если учесть, что в большинстве своем постояльцами подобных зон отдыха являются студенты, старшеклассники, творческая и спортивная молодежь.

Думаю, необходимо использовать преимущества, которыми обладает город для развития туристического потенциала. Благоустроенный палаточный городок с доступными ценами на услуги без сомнения привлечет значительное количество внутренних и въездных туристов. При грамотной реализации проекта Малтаква может стать летней резиденцией грузинских студентов, эко-туристов и индивидуальных иностранных туристов. Эту туристическую нишу Поти собирается занять в самое ближайшее время.

P.S. Коренной потиец Алик Лолуа, как и все потийцы – интересный, остроумный, колоритный. «Что вам больше всего понравилось в Поти?» – спросил он меня напоследок. «Люди», – ответила я. Они – главное достояние и главный «туристический потенциал» города. Зураб Тибуа, Инеза Макалатия, Мераб Топурия, Лилия Чхеидзе, Кети Сургуладзе, Ната Лашхия, Гванца Мхеидзе. Они, как их красно-белый маяк, светят издалека, маня и зазывая странников в свой древний новый «Нью-фазис».

Яна Исраелян, специально для newcaucasus.com

Коллаж newcaucasus.com

Фото автора

ПОДЕЛИТЬСЯ