Танцы на протезах

1404

Тренинг по инклюзивному танцу прошел в тбилисском театре имени К.Марджанишвили по инициативе Британского совета. Его провели артисты театра CanDoCo – единственного в мире театра для людей с ограниченными возможностями. Иностранные преподаватели обучали грузинских хореографов нюансам работы с танцорами-инвалидами.

«И раз, и два, и три, и четыре! Наклон влево, наклон вправо, поворот!». Обычные команды на необычном танцевальном уроке в течение двух дней звучат в репетиционном зале театра Марджанишвили. В центре большой комнаты с высоким потолком и белыми стенами — молодые британские инструкторы Уэл О.Брайан и Крис Оуэн. Они отдают команды по-английски, за ними по-грузински повторяет переводчик. Справа и слева от тренеров, образовав круг, стоят или сидят студенты — кто в «балетках», кто в «чешках», кто вовсе «на босу ногу», а некоторые — на инвалидной коляске.

Один из них — 18-летний Левани. Он болен легкой формой синдрома Дауна. Левани ходит в 8-й класс спецшколы, хотя по возрасту должен заниматься в 12-м. В 2007 году он участвовал в Спецолимпиаде в Китае (она проводится за год до Паралимпийских игр специально для людей с задержкой в умственном развитии). Левани привела сюда мама Натиа. Она говорит, что он очень музыкальный и общительный ребенок: «Я хотела отдать его в кружок танцев во Дворец учащейся молодежи, но, по разным причинам, это не получилось».

Сам Левани признается, что умеет танцевать, но пришел, чтобы научиться делать это еще лучше. «Мне нравится одна девушка. Я хочу научиться хорошо танцевать, чтобы она обратила на меня внимание», — откровенно признается он, совсем не смущаясь.

Внимание участников тренинга приковано к тоненькой девушке. Она сидит на полу и показывает движения руками. Это инструктор Уэл О.Брайан. То, что у нее нет одной ноги, заметно не сразу — Уэл быстро передвигается в такт музыки, плавными движениями сильных рук отталкиваясь от пола. Когда она танцует, присутствующие забывают о ее «недостатке».

 

1387827205_1-218 лет назад Уэл попала в автоаварию, после чего ей ампутировали ногу выше колена. «Это был для меня стресс. Первое время очень переживала. Но потом взяла себя в руки и дала себе слово, что не стану инвалидом, а буду вести активный образ жизни», — признается она.

Узнав о существовании театра для инвалидов, Уэл обратилась к его основателям. «CanDoCo» (образовано от английского «Can Do Company» — компания «Мы можем») существует более 20 лет. Труппа состоит из профессиональных танцоров, в числе которых и инвалиды. Как и обычный театр, «CanDoCo» ставит спектакли и выезжает на гастроли. Сегодня «CanDoCo» известен как лидер по танцам для людей с ограниченными возможностями (ЛОВ). В его репертуаре — более 30 спектаклей, поставленных известными режиссерами. В 2008 году «CanDoCo» участвовал в церемонии закрытия Паралимпийских игр в Пекине.

В 2003 году Уэл вышла замуж и оставила работу в театре, но продолжила инструктировать хореографов. Теперь она разъезжает по странам с учебной программой. «Мы побывали в Болгарии, Румынии, Эстонии, России и других странах. Недавно вернулись с Кипра. Везде к нам проявляют небывалый интерес. В Великобритании права инвалидов давно защищены. Но во многих странах с этим все еще проблемы. Мы приехали в Грузию, чтоб передать наши знания и практические советы вашим хореографам и актерам. После Грузии собираемся в Армению, где проведем аналогичный тренинг», — рассказывает Уэл.

Помогает Уэл ее напарник Крис Оуэн. Танцевальное искусство он изучал в Лондонской школе современного танца. Говорит, что, когда стал сотрудничать с «CanDoCo», понял: работать с людьми разных возможностей — интересно. Сейчас так же, как и Уэл, Крис проводит мастер-классы по всему миру:

«Мы хотим научить танцоров с ограниченными возможностями адаптировать движения к своему телу. Если один танцор в паре делает движения, скажем, ногами, то партнер, у которого ног нет, может повторить то же движение, но руками, или наоборот, — танец от этого не пострадает. Ведь танец — это общение. Контакт в паре можно установить и без рук или ног. Главное, научиться понимать партнера, доверять ему, чувствовать его ритм».

С ним согласен Константин Донадзе — грузинский хореограф с 15-летним стажем. Не так давно он открыл новую студию, где дает уроки танцев. Решил участвовать в тренинге, чтобы узнать, как работать с инвалидами. Константин рассказал, что недавно к нему пришла девочка 15-ти лети с задержкой в умственном развитии. Она болела три года, соблюдала постельный режим и почти не двигалась. После того, как девочка встала на ноги, врач посоветовал ей заняться танцами. Мама, последовав совету доктора, привела ее в студию. И правильно сделала, уверен Константин:

 

1387827216_1-3«Девочка, несмотря на задержку в развитии, прекрасно поддается учебе. Отличие ее только в том, что она медленней, чем другие дети, выполняет движения, а, значит, ей просто нужно уделять больше времени. Во всем остальном она такой же ребенок, как все».

По словам Константина, у инвалидов часто хорошо развита творческая фантазия и креативный подход. А то, что они не могут танцевать, — это стереотипы, от которых надо избавляться и которые являются корнем проблемы их интеграции, говорит он.

«Они не занимаются танцами не потому, что не хотят, а потому, что нет развитой инфраструктуры. Танцевальные залы — не адаптированы. Компетентных хореографов — мало. Не все знают, как работать с людьми с ограниченными возможностями. Поэтому в нашей стране их интеграция часто зависит от желания и силы воли самого инвалида», — объясняет Константин.

Желания и силы воли у руководителя НПО «Коалиция за независимую жизнь» Рати Ионатамишвили — хоть отбавляй. Он — единственный из участников тренинга, который передвигается в инвалидной коляске. Рати послушно выполняет все упражнения, активно участвуя во всех заданиях.

«Инклюзивные танцы пользуются во всем мире все большим успехом. Это еще один шанс доказать, что возможности «колясочников» не ограничены. Очень хочу, чтобы в Грузии у таких, как я, были все условия для занятий танцами», — говорит Рати.

 

1387827229_1-1Для того, чтобы создать такие условия, и необходимы подобные учебные программы, считает менеджер проектов Британского совета Майя Дарчиа. По ее словам, они расширяют представления об искусстве и возможностях человека:

«Такие тренинги способствуют выявлению творческого потенциала и помогают людям с ограниченными возможностями адаптироваться, давая им надежду и уверенность в своих силах».

Театр «CanDoCo» приедет в Тбилиси еще раз — уже в полном составе. В конце марта в театре Марджанишвили они дадут спектакль. А пока тренинг по инклюзивным танцам — в самом разгаре. Левани нетерпеливо теребит маму за рукав, спрашивая, когда же его пустят в центр круга. «Он ждет не дождется, когда ему дадут возможность показать, как хорошо он умеет танцевать», — улыбается Натиа. Она говорит, что именно таким — естественным — путем, а не насильно, и должна проходить интеграция: «Совместные занятия спортом, музыкой, танцами — вот что способствует социализации таких детей, как Левани».

 

Яна Исраелян, специально для newcaucasus.com

ПОДЕЛИТЬСЯ