Бидзина Иванишвили — уйти нельзя остаться

2343
Фото Georgian Dream Party Press office

Лидер правящей партии «Грузинская мечта», олигарх Бидзина Иванишвили заявил о своем втором уходе из грузинской политики, пообещав вернуться «к частному образу жизни». «Считаю, что моя миссия выполнена. Я принял решение окончательно уйти из политики и полностью отстраниться от управления», – сказал он. Иванишвили также выразил надежду, что грузинский народ оценит его этот шаг, «который продиктован теми же интересами, ради которых я пришел в политику». «Я ухожу из политики гордым, победоносным и благодарным людям», – заявил он.

Newcaucasus.com попросил нескольких грузинских экспертов поделиться своим мнением и оценкой этого шага Иванишвили.

Отвечает ведущий эксперт Грузинского Центра Стратегического Анализа (GSAC) Гела Васадзе.

– Можно ли сказать, что Бидзина Иванишвили ушел потому, что правящая партия «Грузинская Мечта» потерпела неудачу в области экономики и социальной политики, и теперь он не хочет связывать свое имя с этой политической силой?

– Наоборот! Он формально уходит из политической жизни именно потому, что они не облажались, а достигли всех необходимых им целей. Иванишвили вернулся в политику в 2018 году, когда возникла реальная угроза потери контроля над властью. Тогда он вернулся председателем партии, провел успешно президентские, а затем и парламентские выборы. Так что сейчас Иванишвили может вполне отойти, потому что даже формальная доля ответственности с него снимается.

– Но он же являлся лидером правящей партии, и на нем лежит ответственность за все провалы в в экономической, социальной, внешнеполитической сферах…

– Официально он не занимал государственные должности, так что какая может быть ответственность на лидере партии? Но даже эта формальная доля ответственности его тяготит, и теперь он вполне может заняться своими делами. Но при этом реально вся власть и страна останутся под его контролем. Он сумел создать новую правящую элиту в Грузии, и в силу этого ему в политике в узком смысле делать уже нечего. А в широком смысле он, конечно, никуда не уйдет. Как он может куда-то уйти?.

Можно отметить, что Иванишвили часть своих активов переоформил на фонд «Карту», чтобы не нести ответственности. Это тоже своего рода линия защиты, скажем так, страховки, поскольку в очень непредсказуемом мире мы живем, и никто не знает, что будет завтра.

– Но кроме партийных вопросов есть и другие. Люди недовольны локдауном, что на пике пандемии больницы были переполнены и невозможно было неделями получить элементарное медобслуживание…

– Речь идет не о пандемии, а о том, что выполнены задачи, которые ставились Иванишвили и его командой – у них есть власть, есть парламентское большинство. А локдаун и экономический кризис – это не те задачи, решение которых они ставили перед собой. Перед ГМ ставилась задача сохранить власть, поэтому для Иванишвили сейчас очень удобный момент, чтобы уйти. Уйти формально.

– Но рано или поздно избиратели и гражданское общество может потребовать ответа не за проведение успешных выборов, а за провальную политику…

– Он уходит для того, чтобы заняться своими делами. А моральную ответственность перед людьми он несет в любом случае. Все знают, что правительство находится под его контролем. В широком смысле его внутри страны никто не спросит, кем он был, на какой должности, когда страна терпела крах. Другое дело, когда мы говорим, что это страховочные подходы, он страхуется от внешнеполитических факторов. Внутри все понятно, а во внешней политике важны формальные моменты.

– Может так случиться, что рано или поздно он действительно отойдет от власти и перестанет влиять на процессы в стране?

– Чтобы Иванишвили не правил в Грузии, его физически не должно быть в Грузии. В том то все и дело, что он сформировал новую правящую элиту, и отошел, все.

– Получается, что в следующий раз, когда в правительстве проблемы, он снова прилетит как Карлсон для своих малышей?

– Иванишвили это Карлсон, который никуда и не улетал. Я подозреваю, что это ему уже не грозит, ему некуда будет больше возвращаться, потому что власть так или иначе изменится и придет другая политическая сила. Просто загвоздка в том, что другой политической силы пока нет. Но ситуация меняется.

Политолог Гия Абашидзе: «То, что Бидзина Иванишвили уходит из политики – это правильный и своевременный шаг с его стороны. Наконец-то он сказал, что уходит из политики и оставляет свою сильную команду у власти, пусть они решают, как управлять процессами. Это сильный шаг, тем более, что в октябре этого года в Грузии пройдут выборы в органы муниципальной власти. Пусть народ решает – выбирать «Грузинскую мечту», «Единое национальное движение» (ЕНД) или другую партию».

– Нет ли вероятности, что на самом деле Иванишвили не уйдет из политики, а продожит исподволь влиять на все процессы и финансировать правящую партию?

В СМИ проходят такие фейки, но сам Иванишвили сказал, что деньги он будет тратить на благотворительность. Он будет продолжать свое дело – он никуда не уходит, он будет жить в Грузии, но он будет тратиться на благотворительность. Как это будет оцениваться оппозицией, мне неинтересно, они всегда будут оценивать это негативно. Главное, что Иванишвили оставил все рычаги управления «Грузинской мечте». Там есть очень сильные лидеры, например, Георгий Гахария (премьер-министр — авт.), Каха Каладзе (мэр Тбилиси — авт.), Теа Цулукиани (министр юстиции — авт.) и многие другие, которые могут править страной, когда их выбирают люди. Иванишвили уходил в 2013 году и вернулся в 2018, потому что тогда премьер-министром был Георгий Квирикашвили, который вел себя как классный руководитель, у которого в классе беспорядок и в окнах выбиты стекла. Он не был лидером, он завалил свою работу, и даже сейчас боится общаться с журналистами. Это была ошибка – поставить его премьером, но сейчас у нас сильный премьер — Георгий Гахария, надеюсь, что он еще много лет будет править страной.

– Но это же монополизация власти.

– Да, монопольное правительство существует также и в Германии. Сколько лет там уже правит Ангела Меркель? Есть такие прецеденты в демократических странах.

– Получается, что процесс демократизации в Грузии прекратился?

– Нет. Я ожидаю, что ЕНД развалится в очередной раз, потому что и ее председатель сбежал, потому что партия заняла антизападную позицию и т.д. Я надеюсь, что другие здоровые и конструктивные силы появятся в Грузии.

Профессор Черноморского Международного Университета, политолог Ника Читадзе: «Это уже не первый уход Иванишвили из политики. Но нужно сказать, что многие его действия продиктованы реакцией Запада. В период его первого «ухода» с 2013 по 2018 годы многие международные структуры обвиняли Иванишвили в том, что он официально отсутствовал в политике, а на самом деле осуществлял теневое управление государством. Об этом говорилось и в Европарламенте, об этом писал «Фридом хаус», и Госдеп США обвинил Иванишвили в неформальном управлении. Чтобы развеять все это Иванишвили вынужден был занять официальный пост. Так и сегодня во избежание дальнейшей критики он делает вид,что уходит из политики и возвращается к своему положению образца 2011 года. Это сделано для того, чтобы не давать повода нашим западным партнерам критиковать политическую систему Грузии в том, что она завязана на единоличном правлении.

– Может быть, он реально был вынужден уйти, поскольку обвинения могут снова зазвучать в его адрес?

– Нет, на самом деле Иванишвили не заинтересован в том, чтобы «Грузинская мечта» потеряла власть, поскольку это грозит его бизнесу, а в худшем случае он может предстать перед правосудием. Он будет вовлечен в политику и будет поддерживать ГМ. Несколько примеров, когда он был вовлечен в политику 2013-2018 гг. Так, Ираклий Гарибашвили, уходя с поста премьер-министра, заявил, что разговаривал с Иванишвили и именно тот якобы сказал, что пришло время ему уходить. Второй случай – когда Георгий Квирикашвили заявил, что в начале его премьерства у него была больше свободы от Бидзины Иванишвили. То есть, два экс-премьера признают, что он реально влиял на политику – стоило только Квирикашвили укрепить свою власть, как тут же Иванишвили его освободил с поста. Хотя сам Квирикашвили и не хотел покидать власть.

– На каком фоне Иванишвили оставляет «Грузинскую мечту» один на один с электоратом?

– Что касается внутренней политики, то у Грузии огромный долг – превышает 30 млрд. лари. Его нужно обслуживать – выделить 1 миллиард лари для погашения текущего долга. И Иванишвили осознает, что на него будет возлагаться ответственность, потому что ГМ ассоциируется с именем Бидзины Иванишвили. И, он конечно же, хочет избежать ответственности.

– В чем причины провала властей в экономике? Целенаправленная политика, ориентированная на развал или непрофессионализм команды?

Безразличное отношение Иванишвили к Грузии. Он заинтересован только в том, чтобы получать прибыль. А какова будет судьба страны – его не интересует. Когда он говорит о том, что любит грузинский народ, то давайте вспомним о примерах этой «любви»: когда ему говорили, что лари обесценивается и у большинства населения кредит в долларах, он ответил с безразличием, что нужно было нанимать кредит-офицеров для того, чтобы проанализировать состоятельность заемщика. То есть, вместо того, чтобы решать проблему, он перекинул вину на банки и на население. Второй пример – когда он, будучи премьер-министром, заявил, что уровень криминала вырастет, но нужно к этому отнестись с пониманием. То есть, он подразумевал, что он делает свое дело, а если при этом кто-то пострадает от убийц, грабителей, хулиганов, то его – Иванишвили – это не волнует, поскольку его резиденцию никто точно атаковать не будет. И третий эпизод – когда он сказал, что в Грузии нет рабочих мест и мы договоримся с Германией, Францией и другими странами, чтобы они приняли всех нетрудоустроенных граждан Грузии.

– В таком случае возникает вопрос, как ему удается сохранять свою власть до сих пор?

– Потому что от него не отвернулась его команда и электорат. Если вспомнить «Революцию роз», то от Эдуарда Шеварднадзе отвернулись все его сторонники. А у «Грузинской мечты», несмотря на все ее провалы, есть сторонники. ГМ пользуется тем, что по крайней мере 40% населения голосуют за нее.

Беслан Кмузов, специально для newcaucasus.com