МИД Армении ждет ответа — почему журналистов Epress.am не впустили в Грузию

2938

МИД Армении ждет ответа Грузии по поводу отказа во въезде в страну журналистам издания Epress.am.

«Нам известно о проблеме. Наше посольство в Грузии сразу связалось с грузинскими коллегами, наши подходы и сама проблема была представлена МИД Грузии», — на брифинге 14 октября заявила пресс-секретарь МИД Армении Анна Нагдалян.

Нагдалян отметила, что Армения надеется получить разъяснения грузинской стороны, после чего посольство сделает соответствующее заявление, сообщает Epress.am.

11 октября троих журналистов издания Epress.am более 4 часов продержали на контрольно-пропускном пункте Бавра-Ниноцминда армяно-грузинской границы, а затем без объяснения причин запретили въезжать в Грузию.

При прохождении паспортного контроля на грузинской стороне, узнав, что едут журналисты, группу сразу отвели в сторону. Затем в течение 4-х часов журналистам приходилось по нескольку раз объяснять разным сотрудникам таможни, что они едут в Ахалцихе, Ахалкалаки и Тбилиси для интервью с местными журналистами, правозащитниками и другими представителями гражданского сектора в рамках совместного с коллегами из грузинского издания Newcaucasus.com проекта.

Никаких официальных объяснений таможенники не дали, потребовав аккредитацию, а также «разрешение на интервью», не поясняя, какая именно инстанция их выдает.

После проверки багажа журналистам устно сказали, что запрещают провозить камеру, два микрофона, штатив и ноутбук. Все это — непрофессиональная техника, с которой журналисты Epress.am неоднократно въезжали в Грузию и работали там.

Юрист, программный директор «Центра образования и мониторинга прав человека» (EMC) Тамта Микеладзе заявила, что подобные требования пограничной полиции являются «незаконными и абсурдными», передает OC Media.

Представительница МВД Грузии сообщила OC Media, что армянским журналистам было отказано во въезде в соответствии с пунктом «i» части 1 статьи 11 закона «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства», где сказано: «другие случаи, предусмотренные законодательством Грузии».

Пункт «i» части 1 статьи 11 закона «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства» и раньше использовалась грузинскими властями для оправдания отказа журналистам во въезде в Грузию.

В этом пункте даются размытые указания основания для отказа во въезде, такие как «другие случаи, предусмотренные в грузинском законодательстве», что указывает на то, что власти не обнаружили никаких проблем с их документами, не сочли их угрозой, а значит и не смогли применить к ним другие пункты статьи 11.

Асланбеку Дадаеву, журналисту службы Радио «Свобода», вещающей на чеченском языке «Радио Маршо», несколько раз было отказано во въезде в Грузию, последний раз в ноябре 2018 года.

В январе EMC обратился в Тбилисский городской суд с иском против департамента пограничной полиции, чтобы защитить право Дадаева на свободу передвижения.

Юрист EMC Тамта Микеладзе рассказала OC Media, что в настоящее время ее организация представляет в суде интересы еще нескольких журналистов, которым было отказано во въезде в Грузию, в том числе азербайджанского журналиста «Meydan TV» Джамиля Али.

Она сказала, что такой же подход применяется к политическим активистам и журналистам, которые критикуют власти в других странах Кавказа.

Микеладзе добавила, что власти часто используют одну и ту же отговорку, используя этот «бланкетный» подход, запрещающий въезд гостям из стран Азии и Африки.

Грузинское издание из Ахалкалаки jnews.ge также попыталось выяснить причины, по которым армянских журналистов не впустили в Грузию. Издание получило тот же ответ – по словам пресс-секретаря МВД Грузии, их не впустили по подпункту «и», 11-ой статьи закона Грузии «О правовом состоянии иностранцев и лиц не имеющих гражданства».

Таким образом, причина опять-таки остается непонятной.

В заявлении «Центра образования и мониторинга прав человека» (EMC) говорится, что пункт «i» «поощряет практику административного произвола, которая дает [министерству внутренних дел] возможность применять незаконные, а иногда и дискриминационные ограничения свободы передвижения в отношении различных социальных групп и лиц»…