Якобашвили: после выборов президента Грузии начнутся митинги протеста оппозиции

1754

Вице-президент Грузинского Фонда Стратегических Исследований Темур Якобашвили ответил на вопросы нашего корреспондента.

– На мой взгляд, вероятность того, что начнутся демонстрации и митинги очень велика, поскольку в Грузии много недовольных действиями правительства. Недовольство обусловлено объективно. Но у разных слоев населения разная база для этого недовольства. Если в одном случае мы говорим о том, что человек остался без работы, то уже в другом случае речь идет о конфискации земли, а таких случаев не мало. В третьем случае мы говорим о тех, кто не смог продать свой урожай винограда из-за ограничений в торговых отношениях с Россией. Наконец, есть еще большая группа населения, которая оказалась в нищете. Так что причины протестных настроений очень разные.

Как вы считаете, повлияло ли на нынешнюю ситуацию в Грузии то, что 80% мест в парламенте занимают представители только одной партии?

– Я думаю, что для демократии представляет опасность, когда одна партия оказывается у рычагов власти. Парламентское большинство, если только оно не коалиционное, рано или поздно сводит свою деятельность к тому, чтобы максимализировать свое присутствие во властных органах. А в грузинском парламенте в последнее время не было баланса. Ситуацию контролировало только «Единое Нацинальное Движение Грузии».

Какие ошибки правительства, приведших к недовольству, вы можете назвать?

– Прежде всего, следует отметить слабую социальную программу правительства. Саакашвили и его команда принялись развивать условия для инвесторов и предпринимателей. Но одновременно с этим за бортом оказалось большое число граждан Грузии. Вторая ошибка – это слабая сельскохозяйственная политика. Нельзя забывать, что Грузия – аграрная страна, и сельское хозяйство составляет базис для экономического развития. Тем боле нельзя игнорировать этот вопрос, когда мы находимся в состоянии перехода от экономики социалистического хозяйства к капиталистической форме. Государство не должно терять контроль над состоянием экономики.

Насколько неизбежны выступления недовольства после 5 января, и каковы будут последствия?

– Выступления обязательно будут. Но меня тревожат, как ни странно, не президентские выборы, а парламентские. Лидер Лейбористской партии Шалва Нателашвили уже заявляет о том, что он выйдет на улицу, если его партия не получит большинства в парламенте. Если на улицу выйдут только лейбористы, то ничего страшного в этом нет. Но если его поддержат и остальные, то это уже будет опасно. Если правительство сможет создать условия, чтобы партии обсуждали свои проблемы в парламенте, а не на улице, это будет мудрое решение. К тому же очень многое зависит не от того, какие партии пройдут или не пройдут в парламент, а от того, как пройдут выборы, и от мнения международных наблюдателей. И вот здесь очень важно, чтобы процентное соотношение оказалось реальным. Если Саакашвили наберет на президентских выборах 60%, то никаких особых проблем не будет. Но если ЦИК объявит, что за него отдали голоса 90% избирателей, то никто эти выборы не признает, потому что сегодня у Саакашвили нет такого кредита доверия, как на прошлых выборах.

Насколько полно представлен спектр политических сил?

– На самом деле в Грузии не так уж много политических партий, а те, что существуют сегодня – крайне слабы. Эта слабость проявляется во многих действия оппозиции. И это вызывает особую тревогу. Сложилась ситуация, при которой с одной стороны мы имеем слабую оппозицию, а с другой – непопулярность партии власти (Единого Национального Движения Грузии). Это создает довольно опасную критическую массу свободной и не определившихся граждан. Их энергия может сыграть очень деструктивную роль.

Насколько влияют внешние факторы на ситуацию в Грузии?

– Западные страны имеют реальное влияние на Грузию. Грузия ждет легитимизации выборов от Запада. В том случае, если западные институты признают результаты выборов, то и грузинское общество примет эти результаты.

Как можно оценить влияние России?

– У России нет реальных рычагов влияния на политическую ситуацию. Поэтому она не сможет вмешаться в ситуацию.

Как вы считаете, может ли Саакашвили начать военные действия в Абхазии и Южной Осетии, в чем его обвиняют в непризнанных республиках и России?

– Нет, не думаю. Саакашвили далеко не глуп. Он понимает, что если начнет военные действия в Абхазии или Южной Осетии, то от него отвернется Запад. США перестанут его поддерживать, он окажется в одиночестве. Россия тоже не начнет военных действий, потому что в этом случае она потеряет хрупкую стабильность на Кавказе. Это будет означать обострение ситуации в северокавказских республиках. Так что ни России, ни Грузии невыгодно начинать войну. Тем более, что сегодня перед Россией стоят проблемы с Олимпиадой. Ради Сочи-2014 она не будет рисковать в Абхазии.

Но ведь многие российские бизнесмены уже вкладывают деньги в Абхазию…

– Российские инвестиции в Абхазии – мертвому припарки. Если в Абхазии приватизируют одну или две гостиницы, то это совсем не деньги. Это деньги для Абхазии, но отнюдь не для российских предпринимателей. У России сегодня нет таких вложений в Абхазию, за которые она готова была бы начать войну.

В Абхазии уже давно обсуждается вопрос задействования для нужд Олимпиады Сухумского аэропорта.

– Это нереально. Грузия входит в Международную Организацию Гражданской Авиации, так же как и Россия. В случае нарушения любой страной договоренностей об использовании воздушного пространства, Организация предпримет против нарушителя санкции. Так что никто не сможет использовать воздушное пространство над Абхазией без позволения Грузии.

newcaucasus.com

ПОДЕЛИТЬСЯ